Главная » 2018 » Март » 12 » Большое учительское сердце

Большое учительское сердце

12.03.2018 в 07:21 просмотров: 890 комментариев: 0

Счастье в том, чтоб свое сердце отдать другому. 
Рабиндранат Тагор 

Для каждого из нас слово «учитель» ассоциируется со знаниями, мудростью и большим учительским сердцем, способным вместить в себя не только любовь к профессии, но и к ученикам, таким разным и таким любимым. 
Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Учитель Новой школы всегда учится сам, должен учиться, чтобы соответствовать времени и своей профессии. Учится, работая над собой, учится дистанционно, учится, когда передаёт свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний», - эти слова Василия Сухомлинского нашей сегодняшней героине – учителю русского языка и литературы школы-лицея №7 имени Каныша Сатпаева Бахыт Кожамжаровне Махатовой особенно близки. Поэтому она всегда в поиске, ищет, пробует, ошибается, внедряет в работу новые эксперименты, проекты, исследования, анализирует, обобщает и снова ищет, стараясь пробудить и в своих учениках чувства и тягу к знаниям. 


Разбудить мысль ученика, вызвать интерес способен учитель-личность, учитель-профессионал, учитель-гражданин, учитель-ученик, учитель-исследователь. Вот они – пять степеней учителя, по которым наша героиня поднимается к ученику и, как мне кажется, она достигла той профессиональной вершины, когда с высоты прожитых «педагогических лет», приходит не только учительский опыт, а также мудрость и понимание чего-то очень важного. 
– Любовь к педагогике мне привила мама, она была учителем от Бога, и мой первый педагог – учитель русского языка и литературы Анна Кагель, до сих пор помню ее «особенные уроки». Во многом, благодаря им, состоялся мой главный выбор в жизни. После окончания педагогического института в 1979 году, по направлению, я пришла в школу-гимназию №7, где я тружусь по сей день. Стоит отметить, что начинала я свой трудовой путь в школе, где директором была моя мама. Однако мы старались это не афишировать, да и спрос с меня был двойной, и на работе, и дома, и никаких поблажек, потому что я дочь директора школы, не было. Я трудилась, чтобы доказать не только себе, но и маме, что достойна носить фамилию родителей. Я благодарна родителям за то, что они достойно воспитали нас, во многом своим примером. Мои сестры выбрали профессии медика и прокурора, как мой отец. Я видела, как родители фанатично отдали себя работе, такими мечтали стать и мы, равняясь на них, – делится своими воспоминаниями наша героиня. 
Родилась она в обычной советской семье, ее мама – педагог, первый директор известной всем школы-лицея № 7 имени Каныша Сатпаева – Тамара Байзакова, папа – ветеран прокурорского дела Кожамжар Махатов. 
«Помню как мама поднимала с нуля нашу школу, помню как пришли в нее первые учителя и ученики и всю свою жизнь мама посвятила педагогике. Папа был очень справедливым человеком, для него честь, достоинство, профессионализм были на первом месте», – делится воспоминаниями моя собеседница. 
Если раньше источником знаний был только учитель, то сегодня работа педагогов и учителей сменила свою полярность – им необходимо развивать в ученике креативное мышление, то есть ученики должны самостоятельно добывать знания, миссия учителя сегодня направлять и побуждать в учениках тягу и интерес к знаниям. Чтобы слова не расходились с делом, учитель высшей категории для своих учеников проводит не только теоретические, но и так называемые «выездные уроки» культурного направления. 
«Мы часто ходим в театр на премьеры, посещаем различные выставки, приобщаемся к культурной жизни города, тем самым расширяя для учеников культурное и эстетическое восприятие. Я стараюсь знакомить учеников и с классической музыкой, даже на перемене включая им произведения великих классиков: Вивальди, Чайковского, Шопена, Глинки, – так я заставляю работать их подсознание, параллельно развивая музыкальный и эстетический вкус». 
За долгие годы работы Бахыт Кожамжаровна внедрила не один инновационный проект, самым популярным из них является слет юных инспекторов движения (ЮИД), благодаря которому, многие ученики знают «на зубок» правила дорожного движения. Ее ученики участвовали в городских, областных и республиканских слетах. 
В одном из своих эссе «Педагог новой формации» Бахыт Кожамжаровна рассуждала: «Часто задаю себе вопрос: а могу ли я назвать себя учителем Новой школы? Я постоянный активный участник конференций, семинаров разного уровня, мои ученики победители городских и областных конкурсов, имеют дипломы международных дистанционных олимпиад. Что ещё? У меня любимая работа. Да нет же, школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить своё будущее. Учитель должен не «просто работать с детьми», а делить с ними радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. За эти годы, что я проработала в школе, было всё, были победы и разочарования, бессонные ночи и минуты боли, обид, но вспоминаются только добрые, согревающие душу моменты, и как же их много! 
Мои дорогие выпускники, окончив школу, разъехавшись не только Казахстану, но и по всему миру, по прошествии многих лет, не забывают родную школу. Не это ли счастье для учителя, видеть, что плоды твоего труда несут пользу обществу. Я могу смело сказать, что я счастливый человек!» 
В списке учительских новаций моей собеседницы педагога-новатора – выпуск электронного пособия для пятого класса, сборника диктантов и изложений о знаменитом ученом Каныше Сатпаеве, который коллеги успешно используют в своей работе. 
Владение современными образовательными технологиями помогает учителю с большой буквы избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. 
Одна из форм оценивания в нашей школе это – критериальное оценивание. В своей практике я успешно применяю данную систему контроля и оценивания учащихся по русскому языку. Помимо других курсов повышения квалификации, она прошла курсы «Новые подходы к оцениванию учебных достижений обучающихся». 
За плечами моей героини – 36 лет общего трудового стажа, и все их она посвятила учительству. 
Учитель высшей категории, моя собеседница за многолетний труд награждена грамотами городского и областного значения, а также от Министерства образования и науки республики, несколько лет назад участвовала в ежегодном городском конкурсе «Учитель года». Особой наградой героиня считает вхождение в республиканский сборник «Сердце отданное детям» в 2014 году. 
«Учитель учит детей, а они, в свою очередь, учителя. Нам необходимо вырастить детей, чтобы они не потерялись в огромном мире информации и нашли себя. Только во взаимодействии школы, родителей и учеников и большого учительского сердца, можно достичь определенной цели в педагогике», – говорит Бахыт Кожамжаровна, и с каждым ее словом я полностью согласна. 

Салтанат КОЖАХМЕТОВА.
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.