ЧУДО СОПРИЧАСТНОСТИ
Эльвира Владимировна Гапонюк, заведующая фортепианным отделением Детской школы искусств города Жезказгана, вот уже четыре десятка лет приобщает ребят к удивительному миру музыки.
Она просто уверена в том, что обучение игре на музыкальных инструментах должно начинаться не с технических приемов, не «с постановки пальцев», как это зачастую происходит, а с «вслушивания» в музыку, умения понимать ее. У ребенка, в первую очередь, должен произойти эмоциональный отклик на музыкальную композицию, и с него-то и начнется подлинное и глубокое погружение в мир музыкальной гармонии.
Именно так это когда-то, благодаря встрече с талантливыми и увлеченными педагогами, произошло и с ней самой.
В детстве Эльвира Владимировна, мама которой, инженер по образованию, была от природы наделена прекрасным голосом и слухом, училась в музыкальной школе, где вместе с ней учились и многие ребята из ее класса. Природные способности девочки, ее старания и удивительная послушность пальцев заслуживали неизменных похвал учителей школы. И здесь следует сказать, что, по словам моей героини, огромную роль в развитии творческого начала в раннем детстве сыграл ее отец, Владимир Матвеевич Виниченко. Удивительный человек, настоящий самородок, выросший в детском доме, он был многого лишен в своем сиротском детстве. Поэтому он, когда стал взрослым, многое старался наверстать самостоятельно. Так, он купил себе коньки и научился на них кататься, затем приобрел аккордеон и самоучитель игры на нем и стал играть на этом музыкальном инструменте.
– Папа постоянно со мной что-то мастерил, клеил, вырезал. В результате этих систематических занятий у меня была чрезвычайно развита мелкая моторика рук, что впоследствии очень пригодилось при обучении игре на фортепиано, – вспоминает она.
Но, как это иногда бывает, родители Эльвиры Владимировны расстались, когда она училась во втором классе. Но вскоре и в этот непростой период в ее судьбе появился еще один близкий взрослый человек. Ее учитель по музыке Анатолий Альбертович Дитман впоследствии становится ее отчимом. Это он познакомил Эльвиру, девочку-подростка, с чарующим миром музыки во всем ее многообразии. Они вместе часами слушали пластинки известных исполнителей, пели песни народов мира (в доме был сборник с одноименным названием). Так, исподволь, очень естественно и гармонично, музыка вошла в ее жизнь и стала ее главной составляющей частью.
После окончания школы Эльвира поступает в Карагандинское музыкальное училище имени Таттимбета и в 1981 году его оканчивает. Директор школы искусств Марат Шуктаев специально ходил на прием к заведующему городским Отделом образования Кабдену Шингисову с просьбой об откреплении, так как Эльвиру направили на работу в один из районных центров области. А он убедил городское начальство в том, что эта девушка нужна именно его школе, так как она – бывшая ученица-отличница музыкальный школы с хорошим уровнем подготовки.
– Мы, выпускники училища, в первую очередь хотели играть, а преподавание представлялось чем-то скучным и сопутствующим, – вспоминает Эльвира Владимировна. – Однако тогда в школе работал замечательный коллектив преподавателей, каждый из которых – целая веха, отдельная страница в истории развития музыкального образования нашего региона. Это и Элеонора Оскаровна Куфельд, и Наталья Болотина, и Ольга Рерих, и еще многие другие. Каждый из них – редкий сплав таланта, увлечённости и педагогического мастерства. Вместе с ними мы, молодые учителя, играли концерты, учились их мастерству. Это в те годы для меня стало настоящей школой профессионального практического мастерства. Работая в школе, в дальнейшем она получила высшее музыкальное образование в ГПИ им. Алтынсарина. С 2011 года имеет высшую квалификационную категорию. В 2000 году за особые заслуги в области образования РК талантливый педагог была награждена нагрудным знаком «Отличник образования Республики Казахстан».
Быстро пролетело время, пронеслись счастливые годы, наполненные творческим и созидательным трудом, подкрепленные счастливой супружеской жизнью нашей героини. Со своим избранником она познакомилась еще в школе, Сергей был ее одноклассником. После окончания ею колледжа и возвращения его из армии они сразу поженились. Сергей Николаевич Гапонюк, ныне подполковник МВД в отставке, в молодости окончил Карагандинскую высшую школу милиции, служил в органах внутренних дел, после выхода на пенсию работал в Отделе государственно-правовой работы аппарата акима г. Жезказгана. Их сын Анатолий Сергеевич Гапонюк, юрист по образованию, сегодня успешно трудится в группе компании «Ютария Ltd». А Эльвира Владимировна ныне заведует фортепианным отделением и учит ребят понимать и любить чарующий и волшебный мир классического музыкального искусства и надеется, что ее кроха, внучка Ангелина, когда-нибудь также полюбит музыку, как и она сама.
Светлана СОКОЛОВА.
Она просто уверена в том, что обучение игре на музыкальных инструментах должно начинаться не с технических приемов, не «с постановки пальцев», как это зачастую происходит, а с «вслушивания» в музыку, умения понимать ее. У ребенка, в первую очередь, должен произойти эмоциональный отклик на музыкальную композицию, и с него-то и начнется подлинное и глубокое погружение в мир музыкальной гармонии.
Именно так это когда-то, благодаря встрече с талантливыми и увлеченными педагогами, произошло и с ней самой.
В детстве Эльвира Владимировна, мама которой, инженер по образованию, была от природы наделена прекрасным голосом и слухом, училась в музыкальной школе, где вместе с ней учились и многие ребята из ее класса. Природные способности девочки, ее старания и удивительная послушность пальцев заслуживали неизменных похвал учителей школы. И здесь следует сказать, что, по словам моей героини, огромную роль в развитии творческого начала в раннем детстве сыграл ее отец, Владимир Матвеевич Виниченко. Удивительный человек, настоящий самородок, выросший в детском доме, он был многого лишен в своем сиротском детстве. Поэтому он, когда стал взрослым, многое старался наверстать самостоятельно. Так, он купил себе коньки и научился на них кататься, затем приобрел аккордеон и самоучитель игры на нем и стал играть на этом музыкальном инструменте.
– Папа постоянно со мной что-то мастерил, клеил, вырезал. В результате этих систематических занятий у меня была чрезвычайно развита мелкая моторика рук, что впоследствии очень пригодилось при обучении игре на фортепиано, – вспоминает она.
Но, как это иногда бывает, родители Эльвиры Владимировны расстались, когда она училась во втором классе. Но вскоре и в этот непростой период в ее судьбе появился еще один близкий взрослый человек. Ее учитель по музыке Анатолий Альбертович Дитман впоследствии становится ее отчимом. Это он познакомил Эльвиру, девочку-подростка, с чарующим миром музыки во всем ее многообразии. Они вместе часами слушали пластинки известных исполнителей, пели песни народов мира (в доме был сборник с одноименным названием). Так, исподволь, очень естественно и гармонично, музыка вошла в ее жизнь и стала ее главной составляющей частью.
После окончания школы Эльвира поступает в Карагандинское музыкальное училище имени Таттимбета и в 1981 году его оканчивает. Директор школы искусств Марат Шуктаев специально ходил на прием к заведующему городским Отделом образования Кабдену Шингисову с просьбой об откреплении, так как Эльвиру направили на работу в один из районных центров области. А он убедил городское начальство в том, что эта девушка нужна именно его школе, так как она – бывшая ученица-отличница музыкальный школы с хорошим уровнем подготовки.
– Мы, выпускники училища, в первую очередь хотели играть, а преподавание представлялось чем-то скучным и сопутствующим, – вспоминает Эльвира Владимировна. – Однако тогда в школе работал замечательный коллектив преподавателей, каждый из которых – целая веха, отдельная страница в истории развития музыкального образования нашего региона. Это и Элеонора Оскаровна Куфельд, и Наталья Болотина, и Ольга Рерих, и еще многие другие. Каждый из них – редкий сплав таланта, увлечённости и педагогического мастерства. Вместе с ними мы, молодые учителя, играли концерты, учились их мастерству. Это в те годы для меня стало настоящей школой профессионального практического мастерства. Работая в школе, в дальнейшем она получила высшее музыкальное образование в ГПИ им. Алтынсарина. С 2011 года имеет высшую квалификационную категорию. В 2000 году за особые заслуги в области образования РК талантливый педагог была награждена нагрудным знаком «Отличник образования Республики Казахстан».
Быстро пролетело время, пронеслись счастливые годы, наполненные творческим и созидательным трудом, подкрепленные счастливой супружеской жизнью нашей героини. Со своим избранником она познакомилась еще в школе, Сергей был ее одноклассником. После окончания ею колледжа и возвращения его из армии они сразу поженились. Сергей Николаевич Гапонюк, ныне подполковник МВД в отставке, в молодости окончил Карагандинскую высшую школу милиции, служил в органах внутренних дел, после выхода на пенсию работал в Отделе государственно-правовой работы аппарата акима г. Жезказгана. Их сын Анатолий Сергеевич Гапонюк, юрист по образованию, сегодня успешно трудится в группе компании «Ютария Ltd». А Эльвира Владимировна ныне заведует фортепианным отделением и учит ребят понимать и любить чарующий и волшебный мир классического музыкального искусства и надеется, что ее кроха, внучка Ангелина, когда-нибудь также полюбит музыку, как и она сама.
Светлана СОКОЛОВА.
[ Регистрация | Вход ]