Главная » 2022 » Май » 18 » О ТОМ, ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ о референдуме

О ТОМ, ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ о референдуме

18.05.2022 в 12:33 просмотров: 428 комментариев: 0 Политика
О ТОМ, ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ о референдумем
16 марта 2022 года Президент Республики Казахстан К. К. Токаев в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» (далее – Послание) объявил о начале нового этапа политических реформ в нашей стране. Президент озвучил программу комплексной модернизации политической системы страны. Данная модернизация решает такие задачи, как: повышение возможности участия граждан в процессе управления страной, обеспечение устойчивости и управляемости государством. Безусловно, актуальность задач очевидна на фоне фундаментальных общественных изменений внутри страны, а также нарастающей геополитической напряженности в мире.
В Послании Глава государства говорил о необходимости внесения поправок в Конституцию Республики Казахстан в целях реализации политической реформы. В этой связи Главой государства 5 мая т. г. был подписан Указ №888 «О проведении 5 июня 2022 года республиканского референдума». Всем нам предстоит сделать выбор будущего развития Казахстана. На референдуме народ страны рассмотрит поправки в основной закон страны в Конституцию. Предлагаемые поправки в Конституцию составляют одну третью часть всего объема основного закона. В 33 действующие статьи Конституции вносятся 56 поправок, также дополняются 2 новые статьи (ст. 83-1 Уполномоченный по правам человека; ст.99 Переходные положения для Конституционного совета и Счетного комитета). Конституционные поправки касаются деятельности Президента, Парламента, государственных органов, укрепления прав простых граждан. Глава государства в Послании отметил, что «речь, прежде всего, идет об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом». Новой редакцией пункта 3 статьи 43 Конституции установлено, что Президент Республики на период осуществления своих полномочий не должен состоять в политической партии. Глава государства должен служить всему народу Казахстана. Это ограничение позволит повысить конкуренцию между партиями. Данный запрет распространен на председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда и иных судов, председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты Республики. Глава государства должен выступать гарантом равенства возможностей для всех граждан. Поэтому теперь близкие родственники Президента Республики не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Согласно предлагаемым конституционным поправкам подлежит изменению порядок назначения акимов областей, городов республиканского значения, столицы. Президент будет предлагать не менее двух кандидатур на эту должность. Например, теперь назначение акима региона будут согласовывать депутаты маслихатов всего региона. А сами депутаты будут избираться по партийному списку и по одномандатным округам. Таким образом, чтобы стать акимом области, кандидат должен обладать доверием региона. Целый блок поправок направлен на укрепление статуса и полномочий Парламента. Изменяется порядок выборов в Мажилис и Сенат. Теперь депутаты в Мажилис будут избираться по смешанной системе, по одномандатным округам в регионах и от политических партий, в порядке, установленном конституционным законом. При этом избиратели смогут отозвать своего депутата, избранного по одномандатному округу, если он не будет защищать интересы региона. Изменяя систему выборов в законодательный орган, Конституция обеспечивает расширение плюрализма мнений и конкуренцию политических партий. Это должно отразиться на повышении ответственности общества и политических партий за свой выбор и конечный результат работы. Депутаты от Ассамблеи народа Казахстана будут избираться в Сенат. Президентом будет назначаться 10 сенаторов. Причем пять из них будут предложены Ассамблеей народа Казахстана. Соответственно, общее число депутатских мандатов в Мажилисе уменьшится. Депутатов Мажилиса будет 98. Значительное число изменений коснулось законодательного процесса. Законы будет принимать Мажилис, Сенат же будет обладать правом одобрить или отклонить закон. При этом Мажилис будет иметь право преодолеть позицию Сената, если наберет 2/3 голосов. Все конституционные законы будут приниматься только на совместных заседаниях палат Парламента. Безусловно, эти изменения повысят уровень реализации концепции «Слышащего государства». Этому также будет способствовать закрепление парламентского контроля за исполнением бюджета со стороны Правительства. Высшая аудиторская палата будет отчитываться дважды в год перед Мажилисом Парламента. Необходимо отметить, что в Конституцию вносится новая статья об Уполномоченном по правам человека, что, в свою очередь, укрепит защиту прав наших граждан. Конституционный совет преобразуется в Конституционный суд. Это также повысит защиту прав и свобод граждан нашей страны. Теперь граждане смогут обращаться в данный суд для проверки соответствия нормативных актов, затрагивающих права и свободы граждан, нормам Конституции. Таким правом наделяются также Уполномоченный по правам человека и Генеральный прокурор. Данные поправки будут способствовать повышению авторитета Конституции и качеству работы государственных органов. Правительству предоставлено право в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, безопасности страны, вносить на рассмотрение Парламента законопроекты, подлежащие рассмотрению Парламентом немедленно. В таких случаях Правительство сможет принимать оперативные временные акты, которые будут иметь силу закона и действовать до принятия закона Парламентом. По всем этим поправкам народ Казахстана будет принимать решение 5 июня на республиканском референдуме. Согласно статьи 1 Конституционного закона Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года «О республиканском референдуме», республиканский референдум – это всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан. Референдум пройдет на всей территории республики. Правом на участие в референдуме обладают граждане, достигшие 18 лет. До проведения референдума допускается обсуждение вопросов, вынесенных на референдум, на собраниях, митингах и сходах граждан. Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, производятся исключительно за счет республиканского бюджета. Подготовку и проведение референдума осуществляют Центральная избирательная комиссия и ее территориальные и участковые избирательные комиссии. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Изменения и дополнения в Конституцию считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании, не менее чем в двух третях областей, городов республиканского значения и столицы. Принятые на референдуме Конституция, конституционные законы, законы, изменения и дополнения в них вступают в силу со дня опубликования официального сообщения об итогах референдума, если в самой Конституции, законе, изменениях и дополнениях в них не установлен иной срок. Решение, принятое на референдуме, имеет юридическую силу на всей территории Республики Казахстан. Конституционные поправки направлены на дальнейшую демократизацию казахстанского общества. Так, любой гражданин, не состоящий ни в одной политической партии, будет иметь возможность участвовать в выборах в областные маслихаты и Мажилис Парламента Республики Казахстан. Предлагаемые поправки также усилят политическую конкуренцию среди политических партий, поскольку упрощаются процедуры по созданию партий. Это, в свою очередь, позволит обеспечить открытие политических партий с охватом широких слоев населения. В свою очередь, согласование кандидатуры акима региона с депутатами маслихатов всего региона повысит ответственность акимов и обеспечит их эффективную работу в интересах граждан этого региона. Подотчетность Правительства перед Парламентом также призвана обеспечить ответственную и эффективную работу исполнительных органов.

Депутат Мажилиса Парламента 
Республики Казахстан Арман Кожахметов.
 
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.