СЛЫШУ– СЛУШАЮ – ГОВОРЮ
В последние годы кохлеарная имплантация, как высокоэффективный метод реабилитации глухих детей и взрослых, все больше становится популярным . О данном методе реабилитации мы переговорили с специалистом отдела ПМПК Раисой Абдрамановной Кушкеевой.
– Что это за метод и в чем его принцип?
– Предполагается, что в идеале конечный результат, а, значит, и цель кохлеарной имплантации глухого ребенка раннего возраста состоит в том, что с помощью кохлеарного импланта он научится понимать речь окружающих, говорить сам, использовать речь для общения и познания окружающего мира, и, благодаря этому, будет развиваться как нормально слышащий ребенок. Такие особые детки без исключения нуждаются в профессиональной поддержке сурдопедагога, по крайней мере, до школьного возраста.
– В чем преимущество КИ?
–У ребенка раннего возраста с КИ (имплантированного до 2-х лет при отсутствии сопутствующих нарушений) после периода формирования основных процессов анализа звуковых сигналов развитие восприятия речи, окружающих звуков и собственной речи в значительной мере происходит спонтанно, как у нормально слышащего малыша. При имплантации до 2-х лет не говорящий ребенок с КИ быстро проходит естественные этапы предречевого (лепет) и начального речевого (первые слова, первые двухсложные фразы) развития. Малыш, который до имплантации, благодаря раннему слухопротезированию и правильной работе мамы и сурдопедагога, научился пользоваться остаточным слухом, следить за артикуляцией говорящего человека, понимать на слухо-зрительной основе отдельные слова и фразы, а также произносить и использовать хотя бы несколько слов, после имплантации быстро догоняет в своем речевом развитии своих нормально слышащих сверстников.
– Какие факторы могут способствовать успешной реабилитации?
– Сущность интеграции заключается в слиянии систем общего и специального образования, включении детей с ограниченными возможностями в группы, классы образовательных учреждений общего типа. Для успешной реабилитации и адаптации в слышащее общество детей с кохлеарной имплантацией необходимо создание единой речевой среды. Для обеспечения речевого развития и в образовательном учреждении, и в семье, и в обществе должны быть предусмотрены определенные условия.
Основными условиями создания слухоречевой среды являются следующие: мотивированное речевое общение с детьми в ходе конкретной практической деятельности; формирование у детей потребности в речевом общении; поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень; побуждение детей к активному применению речи; использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения; контроль за речью детей со стороны взрослых; соблюдение единых требований к речи взрослых.
Форма интеграции и программа обучения для каждого ребенка определялись и составлялись на основании его способностей, навыков и умений, а также возраста, в котором проводилась имплантация.
Опыт работы позволил нам выделить положительные результаты интеграции детей с кохлеарной имплантацией. Одним из главных преимуществ интегрированного обучения является возможность детей с кохлеарной имплантацией находиться в среде слышащих сверстников, что положительно влияет на их социализацию и стимуляцию их речевого развития.
Совместное обучение слышащих детей и детей с кохлеарной имплантацией уменьшает существующие предрассудки и затруднения между обеими группами и создает возможности для достижения общей осмысленной интеграции.
Кохлеарная имплантация – эффективный метод слухоречевой реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха, нацеленный на полную интеграцию лиц с нарушениями слуха в общество и улучшение качества их жизни. Главная цель кохлеарной имплантации – это развитие у ребенка способности понимать речь собеседника, говорить и общаться с помощью речи на уровне, приближенном к уровню ребенка с нормальным слухом.
Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предусмотрены вопросы оказания комплексной коррекционно-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями; обеспечения доступной безбарьерной и толерантной среды для интеграции таких детей в образовательную и социальную инфраструктуру; психолого-педагогического сопровождения детей в детских садах и школах. Реализация Государственной программы позволит обеспечить равные права детям с ограниченными возможностями на образование с созданием условий для обучения и интеграции их в общество.
– Что это за метод и в чем его принцип?
– Предполагается, что в идеале конечный результат, а, значит, и цель кохлеарной имплантации глухого ребенка раннего возраста состоит в том, что с помощью кохлеарного импланта он научится понимать речь окружающих, говорить сам, использовать речь для общения и познания окружающего мира, и, благодаря этому, будет развиваться как нормально слышащий ребенок. Такие особые детки без исключения нуждаются в профессиональной поддержке сурдопедагога, по крайней мере, до школьного возраста.
– В чем преимущество КИ?
–У ребенка раннего возраста с КИ (имплантированного до 2-х лет при отсутствии сопутствующих нарушений) после периода формирования основных процессов анализа звуковых сигналов развитие восприятия речи, окружающих звуков и собственной речи в значительной мере происходит спонтанно, как у нормально слышащего малыша. При имплантации до 2-х лет не говорящий ребенок с КИ быстро проходит естественные этапы предречевого (лепет) и начального речевого (первые слова, первые двухсложные фразы) развития. Малыш, который до имплантации, благодаря раннему слухопротезированию и правильной работе мамы и сурдопедагога, научился пользоваться остаточным слухом, следить за артикуляцией говорящего человека, понимать на слухо-зрительной основе отдельные слова и фразы, а также произносить и использовать хотя бы несколько слов, после имплантации быстро догоняет в своем речевом развитии своих нормально слышащих сверстников.
– Какие факторы могут способствовать успешной реабилитации?
– Сущность интеграции заключается в слиянии систем общего и специального образования, включении детей с ограниченными возможностями в группы, классы образовательных учреждений общего типа. Для успешной реабилитации и адаптации в слышащее общество детей с кохлеарной имплантацией необходимо создание единой речевой среды. Для обеспечения речевого развития и в образовательном учреждении, и в семье, и в обществе должны быть предусмотрены определенные условия.
Основными условиями создания слухоречевой среды являются следующие: мотивированное речевое общение с детьми в ходе конкретной практической деятельности; формирование у детей потребности в речевом общении; поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень; побуждение детей к активному применению речи; использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения; контроль за речью детей со стороны взрослых; соблюдение единых требований к речи взрослых.
Форма интеграции и программа обучения для каждого ребенка определялись и составлялись на основании его способностей, навыков и умений, а также возраста, в котором проводилась имплантация.
Опыт работы позволил нам выделить положительные результаты интеграции детей с кохлеарной имплантацией. Одним из главных преимуществ интегрированного обучения является возможность детей с кохлеарной имплантацией находиться в среде слышащих сверстников, что положительно влияет на их социализацию и стимуляцию их речевого развития.
Совместное обучение слышащих детей и детей с кохлеарной имплантацией уменьшает существующие предрассудки и затруднения между обеими группами и создает возможности для достижения общей осмысленной интеграции.
Беседовала Алла Афзалова.
К сведениюКохлеарная имплантация – эффективный метод слухоречевой реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха, нацеленный на полную интеграцию лиц с нарушениями слуха в общество и улучшение качества их жизни. Главная цель кохлеарной имплантации – это развитие у ребенка способности понимать речь собеседника, говорить и общаться с помощью речи на уровне, приближенном к уровню ребенка с нормальным слухом.
Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предусмотрены вопросы оказания комплексной коррекционно-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями; обеспечения доступной безбарьерной и толерантной среды для интеграции таких детей в образовательную и социальную инфраструктуру; психолого-педагогического сопровождения детей в детских садах и школах. Реализация Государственной программы позволит обеспечить равные права детям с ограниченными возможностями на образование с созданием условий для обучения и интеграции их в общество.
[ Регистрация | Вход ]