СВЕТСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Республика Казахстан – это современное, светское, демократическое государство, стремящееся быть в числе самых развитых государств со своей многовековой и многогранной историей. Наша политика в религиозной сфере направлена на укрепление межконфессионального мира и толерантности. Глава государства Н.А.Назарбаев в своем послании «Стратегия «Казахстан-2050» отметил, что «… в вопросах религии необходимы вдумчивый подход и крайняя осторожность. Мы должны свято придерживаться принципа свободы совести, традиций толерантности и веротерпимости».
Понятие «светское государство» отражает отделение государства от религий и религиозных объединений. Государство не отождествляет себя с той или иной религией, но востребует их позитивный социально-нравственный потенциал, имеющийся практически в любом исторически и культурно укорененном религиозном мировоззрении, стремится согласовывать интересы верующих и неверующих граждан, различных религиозных объединений, этно-конфессиональных групп, обеспечивать реальное взаимопонимание между различными мировоззренческими и религиозными группами. Однако она не отменяет со стороны государства социальное партнерство с традиционными религиями в сфере сохранения культурного и духовного наследия, патриотического воспитания молодежи, профилактики преступности, борьбы с социальными пороками общества.
Сегодняшнее светское устройство государства является залогом защиты интересов и прав ее граждан независимо от религиозных или иных социально-культурных различий. Конституция и законы Республики Казахстан регулируют различные вопросы общественных отношений. Они дают самые широкие права граждан и, одновременно, определяют обязанности перед государством и обществом. Верующие Казахстана не живут в отрыве от всего общества, у которого есть установленные правила взаимного сосуществования. В законе Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» подчеркивается, что система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религий и религиозных объединений и носит светский характер. В современном осмыслении понятие «светскость» означает:
– нейтралитет государства по отношению к любой религии;
– его независимость от любой религии, как независимость религии от государства;
- свобода совести и вероисповедания;
– отсутствие какой бы то ни было официальной религии, и как следствие, право каждого человека исповедовать любую религию по своему выбору или не исповедовать ни одной;
– свободный от любой религии / конфессии характер государственной школы. Из вышеизложенного следует подчеркнуть, что сущность светскости можно выразить в трех словах: это:
– нейтралитет (государства и школы)
– независимость (государства от религии и наоборот)
– свобода (совести и вероисповедания). Все вышеизложенное позволяет заключить: светскость и светский характер общества позволяет людям жить рядом, несмотря на различия верований, мнений и убеждений. Вот почему светский характер общества – это благо и необходимость. Более того, это не антирелигиозность, напротив, это антиклерикализм, не позволяющий религии подчинить себе государство, и антитоталитаризм, не позволяющий государству подчинить себе религию. Как подчеркнул Глава государства Н. А. Назарбаев «Наш исторический выбор – это светское государство и общество. Светское – это прогрессивное, миролюбивое, толерантное, открытое общество». На сегодняшний день данное утверждение является нормой социальной жизни казахстанского общества.
Г.Д.ЖОЛАШАРОВА,
директор центра изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений
при ОВП города Жезказган».
Понятие «светское государство» отражает отделение государства от религий и религиозных объединений. Государство не отождествляет себя с той или иной религией, но востребует их позитивный социально-нравственный потенциал, имеющийся практически в любом исторически и культурно укорененном религиозном мировоззрении, стремится согласовывать интересы верующих и неверующих граждан, различных религиозных объединений, этно-конфессиональных групп, обеспечивать реальное взаимопонимание между различными мировоззренческими и религиозными группами. Однако она не отменяет со стороны государства социальное партнерство с традиционными религиями в сфере сохранения культурного и духовного наследия, патриотического воспитания молодежи, профилактики преступности, борьбы с социальными пороками общества.
Сегодняшнее светское устройство государства является залогом защиты интересов и прав ее граждан независимо от религиозных или иных социально-культурных различий. Конституция и законы Республики Казахстан регулируют различные вопросы общественных отношений. Они дают самые широкие права граждан и, одновременно, определяют обязанности перед государством и обществом. Верующие Казахстана не живут в отрыве от всего общества, у которого есть установленные правила взаимного сосуществования. В законе Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» подчеркивается, что система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религий и религиозных объединений и носит светский характер. В современном осмыслении понятие «светскость» означает:
– нейтралитет государства по отношению к любой религии;
– его независимость от любой религии, как независимость религии от государства;
- свобода совести и вероисповедания;
– отсутствие какой бы то ни было официальной религии, и как следствие, право каждого человека исповедовать любую религию по своему выбору или не исповедовать ни одной;
– свободный от любой религии / конфессии характер государственной школы. Из вышеизложенного следует подчеркнуть, что сущность светскости можно выразить в трех словах: это:
– нейтралитет (государства и школы)
– независимость (государства от религии и наоборот)
– свобода (совести и вероисповедания). Все вышеизложенное позволяет заключить: светскость и светский характер общества позволяет людям жить рядом, несмотря на различия верований, мнений и убеждений. Вот почему светский характер общества – это благо и необходимость. Более того, это не антирелигиозность, напротив, это антиклерикализм, не позволяющий религии подчинить себе государство, и антитоталитаризм, не позволяющий государству подчинить себе религию. Как подчеркнул Глава государства Н. А. Назарбаев «Наш исторический выбор – это светское государство и общество. Светское – это прогрессивное, миролюбивое, толерантное, открытое общество». На сегодняшний день данное утверждение является нормой социальной жизни казахстанского общества.
Г.Д.ЖОЛАШАРОВА,
директор центра изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений
при ОВП города Жезказган».
[ Регистрация | Вход ]