СВЕТСКОСТЬ НЕ ОЗНАЧАЕТ ОТКАЗ ОТ РЕЛИГИИ
Казахстан знают в мире как современное светское государство. Принцип светскости был закреплен в Конституции страны и детализирован в Законе «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Конституция, как основной закон страны, отражает волю народа Казахстана, его стремление к утверждению страны в качестве демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Государство в равной мере толерантно относится к исламу и православию, к конфессиям других вероисповеданий.
Утверждая себя светским государством, Республика Казахстан в Конституции и текущем законодательстве закрепила принципы, в соответствии с которыми строятся отношения религиозных объединений и государства. Признаками же светского государства являются: религиозные объединения и их иерархи не включены в системы органов государственной власти и местного самоуправления; государство провозглашает себя правовым и гарантирует своим гражданам свободу совести, убеждений, вероисповедания; вопросы свободы совести, выбора и распространения религиозных убеждений являются сферой духовной свободы и личной жизни человека, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни частные лица; государство провозглашает идеологическое многообразие и отвергает монополизм в духовной сфере общества; члены общества обладают равным объемом прав и свобод независимо от отношения к религии, принадлежности либо непринадлежности к какой-либо религии; ни одно религиозное объединение не финансируется из государственного бюджета; государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений; решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично-правовых или частно-правовых норм и актов; иерархи религиозных объединений привлекаются к участию в государственных церемониях и других официальных мероприятиях только в качестве представителей верующих; система образования не включает обязательное преподавание каких-либо религиозных вероучений, не организуется и не контролируется религиозными объединениями. Принцип светскости, определенный и предметно-обоснованный, таким образом, предоставляет Казахстану реальную возможность эффективного управления сферой государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. И он способствует стабильности нашего общества, которая зависит в том числе и от межрелигиозного мира и согласия. В большинстве современных государств право на свободу вероисповедания также осуществляется за счет реализации принципа светскости, конкретные типы и формы которого избираются в соответствии с содержанием государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. Таким образом, светский тип государства становится в высокой степени обоснованным и оправданным. Большинство стран являются светскими при широчайшем спектре понимания сущности принципа светскости, многообразие его форм можно наблюдать на практике: от почти теократии до едва ли не атеизма.
При этом Казахстан является светским государством не только формально, но и по самой природе и духу всего казахстанского народа, сознание которого формируется на исторической веротерпимости. Как было отмечено Президентом Н.А. Назарбаевым из Послания народу Казахстана под названием «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства»: «Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан – светское государство. Светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития Казахстана. Это должны четко понимать нынешние и будущие казахстанские политики, все казахстанцы».
За годы суверенного развития в стране созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт казахстанского пути, выдержавшего испытание временем. Светский характер общества позволяет людям жить рядом, несмотря на различия верований, мнений и убеждений. Вот почему сохранить светский характер общества – это благо и необходимость. Для современного Казахстана его светский характер означает, что в суверенном государстве нет и не может быть какой-либо обязательной религии. При этом гарантируется и обеспечивается свобода совести, вероисповедания, свобода деятельности религиозных организаций.
Нурлан АЙМАГАМБЕТОВ,
инспектор КГУ «Центр изучения и анализа проблем
межконфессиональных отношений ОВП г.Жезказган».
Утверждая себя светским государством, Республика Казахстан в Конституции и текущем законодательстве закрепила принципы, в соответствии с которыми строятся отношения религиозных объединений и государства. Признаками же светского государства являются: религиозные объединения и их иерархи не включены в системы органов государственной власти и местного самоуправления; государство провозглашает себя правовым и гарантирует своим гражданам свободу совести, убеждений, вероисповедания; вопросы свободы совести, выбора и распространения религиозных убеждений являются сферой духовной свободы и личной жизни человека, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни частные лица; государство провозглашает идеологическое многообразие и отвергает монополизм в духовной сфере общества; члены общества обладают равным объемом прав и свобод независимо от отношения к религии, принадлежности либо непринадлежности к какой-либо религии; ни одно религиозное объединение не финансируется из государственного бюджета; государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений; решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично-правовых или частно-правовых норм и актов; иерархи религиозных объединений привлекаются к участию в государственных церемониях и других официальных мероприятиях только в качестве представителей верующих; система образования не включает обязательное преподавание каких-либо религиозных вероучений, не организуется и не контролируется религиозными объединениями. Принцип светскости, определенный и предметно-обоснованный, таким образом, предоставляет Казахстану реальную возможность эффективного управления сферой государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. И он способствует стабильности нашего общества, которая зависит в том числе и от межрелигиозного мира и согласия. В большинстве современных государств право на свободу вероисповедания также осуществляется за счет реализации принципа светскости, конкретные типы и формы которого избираются в соответствии с содержанием государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. Таким образом, светский тип государства становится в высокой степени обоснованным и оправданным. Большинство стран являются светскими при широчайшем спектре понимания сущности принципа светскости, многообразие его форм можно наблюдать на практике: от почти теократии до едва ли не атеизма.
При этом Казахстан является светским государством не только формально, но и по самой природе и духу всего казахстанского народа, сознание которого формируется на исторической веротерпимости. Как было отмечено Президентом Н.А. Назарбаевым из Послания народу Казахстана под названием «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства»: «Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан – светское государство. Светский характер нашего государства – это важное условие успешного развития Казахстана. Это должны четко понимать нынешние и будущие казахстанские политики, все казахстанцы».
За годы суверенного развития в стране созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт казахстанского пути, выдержавшего испытание временем. Светский характер общества позволяет людям жить рядом, несмотря на различия верований, мнений и убеждений. Вот почему сохранить светский характер общества – это благо и необходимость. Для современного Казахстана его светский характер означает, что в суверенном государстве нет и не может быть какой-либо обязательной религии. При этом гарантируется и обеспечивается свобода совести, вероисповедания, свобода деятельности религиозных организаций.
Нурлан АЙМАГАМБЕТОВ,
инспектор КГУ «Центр изучения и анализа проблем
межконфессиональных отношений ОВП г.Жезказган».
[ Регистрация | Вход ]