Главная » 2021 » Февраль » 24 » ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ НА СЕМЕЙНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЕНКА

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ НА СЕМЕЙНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ РЕБЕНКА

24.02.2021 в 07:35 просмотров: 345 комментариев: 0 Образование
Уважаемый читатель, вашему вниманию представлена статья, которая даст возможность каждому из вас задуматься и задать себе вопрос: «А правильный ли  пример мы, родители, подаем нашему ребенку при становлении будущей социализированной здоровой личности?». Для начала давайте разберемся, что такое семейная социализация. Семейная социализация – это  подготовка к будущим семейным ролям и  влияние семьи на формирование психологически зрелой личности, а также накопление ребенком социального опыта относительно построения взаимодействия с окружающим миром во всех сферах жизнедеятельности.

С самого детства благодаря чрезвычайной гибкости нервной системы наиболее интенсивно идет процесс освоения знаний, формирование интеллекта, норм общения, простейших видов деятельности.  Период детства - это период формирования эмоциональной сферы человека, навыков, привычек, вкуса. Именно в этот период во многом определяются индивидуальные особенности, черты характера, морально-волевые установки. В раннем возрасте ребенок непосредственно воспринимает воздействие внешней среды, получая первичный, наиболее прочный социальный опыт. Навыки, умения, привычки и даже некоторые черты характера, сформировавшиеся в раннем возрасте, обладают особой устойчивостью и с трудом поддаются последующим преобразованиям. От результатов воспитания ребенка в детском возрасте зависит мера конфликтности, противоречивости развития ребенка в будущем. В случае положительного опыта, приобретенного в семье, дальнейший процесс социального развития ребенка протекает, как правило, хорошо.
Одним из социально-психологических механизмов становления и развития личности является межличностное общение. Все факторы, способствующие общению ребенка с взрослыми, как и контакт с одним лицом, являются сильнейшими стимуляторами его психического нравственного развития. Наиболее существенно то, что общение в семье осуществляется в условиях особого, невоспроизводимого в каких-либо иных обстоятельствах эмоционально-психологического микроклимата, основанного на любви, неповторимой близости воспитателя и воспитанника, сердечности, сопереживания, которые бывают между родителями и детьми, что обусловливает воспитательную эффективность общения, его силу.
Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем собственной семьей. В.Н. Дружинин отмечает, что основной причиной нарушения семейных отношений считается проявление у одного или обоих супругов потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам.
Психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей по отношению друг к другу и только тех людей, которые значимы для него. Ребенок обучается своей будущей супружеской роли, отождествляя (идентифицируя) себя с родителями того же пола. Для мальчика большое значение имеет опыт общения с отцом и, более того, опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу.
В заключение можно сделать вывод, что  дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье. Затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях со старшими и/или младшими братьями и сестрами. И уже на основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье.
Анастасия СЕСИНА, 
педагог-психолог 
КГКП «Ясли-сад «Көктем».

 
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.