Анализ основных параметров бюджета столицы на 2020 год
Утвержденный бюджет столицы на 2020-2022 годы был принят решением маслихата столицы от 12 декабря 2019 года за № 456/58-VI.
Вместе с тем, учитывая текущую ситуацию в экономике Казахстана, уже 31 марта 2020 года решением маслихата столицы был принят уточненный бюджет столицы на 2020 год.
В таблице 1 указана информация по основным параметрам бюджета столицы.
Таблица 1, в млн. тенге
Из данных таблицы 1 необходимо отметить следующее.
На 2020 год план по доходам бюджета столицы (476 013 млн. тенге) ниже на 173 млн. тенге факта 2019 года.
При этом в структуре доходов бюджета на 2020 год на налоговые поступления приходится 62,6 %, при этом темп роста 2020 года к 2019 году планируется на уровне 145%.
Бюджетным кодексом Республики Казахстан закреплены виды налогов, которые поступают в местный бюджет. Так, основными источниками пополнения местного бюджета являются подоходный налог, социальный налог, налоги на собственность.
Так, в структуре налоговых поступлений местного бюджета столицы на индивидуальный подоходный налог и социальный налог приходится 36,8% и 27,8% соответственно. Данные налоги уплачиваются от фонда оплаты труда. И тот факт, что в столице расположены центральные государственные органы, национальные компании и другие крупные организации, позволяет пополнять доходную часть местного бюджета столицы.
При этом, как видно из таблицы 1, план на 2020 год по данным видам налогов ниже факта 2019 года на 7,2% и на 6,2%. Это связано с влиянием пандемии СOVID-19 и введением карантина в условиях чрезвычайного положения. Люди лишились своего дохода. Предприятия малого и среднего бизнеса перестали работать.
На долю трансфертов из республиканского бюджета в структуре доходов местного бюджета приходится 33,9%. При этом в 2020 году планируется сокращение поступления трансфертов из республиканского бюджета на 15,3 %, или на 29 219 млн. тенге.
Данное обстоятельство связано с тем, что Указом Президента РК от 8 апреля 2020 года был принят уточненный республиканский бюджет на 2020 год. В результате влияния кризиса, снижения цен на основные энергоносители, план по налоговым поступлениям в республиканский бюджет по сравнению с ранее утвержденным бюджетом был снижен на 1,7 трлн. тенге.
Соответственно расходная часть республиканского бюджета была оптимизирована и сокращены объемы передаваемых трансфертов в местные бюджеты.
На 2020 год затраты бюджета столицы запланированы в размере 551 649 млн. тенге, или увеличение по сравнению с фактом 2019 года (443 843 млн. тенге) на 24,3 %.
Из всех статей затрат бюджета столицы наибольший удельный вес затрат приходится на жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – 29,8%, или 164 609,2 млн. тенге. Или на 56,8% больше по сравнению с фактом 2019 года (104 979 млн. тенге).
Сфера ЖКХ для населения является одним из основных направлений жизнедеятельности: тепло, вода, жилищные условия, пользование коммунальными услугами, благоустройство и озеленение территорий обеспечивают горожанину комфортную среду проживания.
Увеличение затрат по данной сфере связано с реализацией мероприятий в рамках реализации государственной программы «Дорожная карта занятости».
Всего по данной государственной программе в столице планируется создать 15 253 новых рабочих места для населения. При этом по «Дорожной карте занятости» заработная плата не будет ниже 85 тысяч тенге.3
Второе место в структуре затрат местного бюджета столицы приходится на сферу образования – 23,1%, или 127 406 млн. тенге. Или на 22,9% больше по сравнению с фактом 2019 года.
При этом необходимо отметить, что на 2020 год запланирован дефицит бюджета в размере 88 940,8 млн. тенге, или в 65 раз больше фактически сложившегося дефицита за 2019 год (1 363 млн. тенге)
Финансирование дефицита бюджета планируется за счет привлечения средств в рамках выпуска государственных эмиссионных ценных бумаг на сумму 93 578,6 млн. тенге.
На основании вышеизложенного необходимо, чтобы акимат столицы своевременно принял системные меры по обеспечению сбалансированности местного бюджета, а именно пополнение доходной части бюджета и обеспечение прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.
1 - статистический бюллетень Министерства финансов РК на 01.01.2020 года
2http://adilet.zan.kz/rus/docs/V20A0001260
3 Из выступления Министра труда и социальной защиты населения РК Б.Нурымбетова.
Аяжан Өмірқызы Әміржан, магистрант,
факультет экономики
Казахского университета
технологий и бизнеса
г. Нур-Султан.
Вместе с тем, учитывая текущую ситуацию в экономике Казахстана, уже 31 марта 2020 года решением маслихата столицы был принят уточненный бюджет столицы на 2020 год.
В таблице 1 указана информация по основным параметрам бюджета столицы.
Таблица 1, в млн. тенге
Категория | Факт 2019 года[1] |
Уточненный план на 2020 год [2] |
Темп роста 2020 к 2019 | |
1 | Доходы | 476 186 | 476 013 | 99,96 |
1.1 | Налоговые поступления | 258 705 | 297 876 | 115 |
Индивидуальный подоходный налог | 118 261 | 109 729,2 | 92,8 | |
Социальный налог | 88 220 | 82 735,8 | 93,8 | |
1.2 | Трансферты | 190 535 | 161 315,7 | 84,7 |
2 | Затраты, в т.ч. | 443 843 | 551 649,1 | 124,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 104 979 | 164 609,2 | 156,8 | |
Образование | 103 670 | 127 406 | 122,9 | |
3 | Дефицит бюджета | 1 363 | 88 940,8 | в 65 раз |
На 2020 год план по доходам бюджета столицы (476 013 млн. тенге) ниже на 173 млн. тенге факта 2019 года.
При этом в структуре доходов бюджета на 2020 год на налоговые поступления приходится 62,6 %, при этом темп роста 2020 года к 2019 году планируется на уровне 145%.
Бюджетным кодексом Республики Казахстан закреплены виды налогов, которые поступают в местный бюджет. Так, основными источниками пополнения местного бюджета являются подоходный налог, социальный налог, налоги на собственность.
Так, в структуре налоговых поступлений местного бюджета столицы на индивидуальный подоходный налог и социальный налог приходится 36,8% и 27,8% соответственно. Данные налоги уплачиваются от фонда оплаты труда. И тот факт, что в столице расположены центральные государственные органы, национальные компании и другие крупные организации, позволяет пополнять доходную часть местного бюджета столицы.
При этом, как видно из таблицы 1, план на 2020 год по данным видам налогов ниже факта 2019 года на 7,2% и на 6,2%. Это связано с влиянием пандемии СOVID-19 и введением карантина в условиях чрезвычайного положения. Люди лишились своего дохода. Предприятия малого и среднего бизнеса перестали работать.
На долю трансфертов из республиканского бюджета в структуре доходов местного бюджета приходится 33,9%. При этом в 2020 году планируется сокращение поступления трансфертов из республиканского бюджета на 15,3 %, или на 29 219 млн. тенге.
Данное обстоятельство связано с тем, что Указом Президента РК от 8 апреля 2020 года был принят уточненный республиканский бюджет на 2020 год. В результате влияния кризиса, снижения цен на основные энергоносители, план по налоговым поступлениям в республиканский бюджет по сравнению с ранее утвержденным бюджетом был снижен на 1,7 трлн. тенге.
Соответственно расходная часть республиканского бюджета была оптимизирована и сокращены объемы передаваемых трансфертов в местные бюджеты.
На 2020 год затраты бюджета столицы запланированы в размере 551 649 млн. тенге, или увеличение по сравнению с фактом 2019 года (443 843 млн. тенге) на 24,3 %.
Из всех статей затрат бюджета столицы наибольший удельный вес затрат приходится на жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) – 29,8%, или 164 609,2 млн. тенге. Или на 56,8% больше по сравнению с фактом 2019 года (104 979 млн. тенге).
Сфера ЖКХ для населения является одним из основных направлений жизнедеятельности: тепло, вода, жилищные условия, пользование коммунальными услугами, благоустройство и озеленение территорий обеспечивают горожанину комфортную среду проживания.
Увеличение затрат по данной сфере связано с реализацией мероприятий в рамках реализации государственной программы «Дорожная карта занятости».
Всего по данной государственной программе в столице планируется создать 15 253 новых рабочих места для населения. При этом по «Дорожной карте занятости» заработная плата не будет ниже 85 тысяч тенге.3
Второе место в структуре затрат местного бюджета столицы приходится на сферу образования – 23,1%, или 127 406 млн. тенге. Или на 22,9% больше по сравнению с фактом 2019 года.
При этом необходимо отметить, что на 2020 год запланирован дефицит бюджета в размере 88 940,8 млн. тенге, или в 65 раз больше фактически сложившегося дефицита за 2019 год (1 363 млн. тенге)
Финансирование дефицита бюджета планируется за счет привлечения средств в рамках выпуска государственных эмиссионных ценных бумаг на сумму 93 578,6 млн. тенге.
На основании вышеизложенного необходимо, чтобы акимат столицы своевременно принял системные меры по обеспечению сбалансированности местного бюджета, а именно пополнение доходной части бюджета и обеспечение прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.
1 - статистический бюллетень Министерства финансов РК на 01.01.2020 года
2http://adilet.zan.kz/rus/docs/V20A0001260
3 Из выступления Министра труда и социальной защиты населения РК Б.Нурымбетова.
Аяжан Өмірқызы Әміржан, магистрант,
факультет экономики
Казахского университета
технологий и бизнеса
г. Нур-Султан.
[ Регистрация | Вход ]