«АРТИСТ – ЗЕРКАЛО СВОЕГО ОКРУЖЕНИЯ»
Во время проведения фестиваля в пресс-клубе телеканала «Дидар» работники средств массовой информации встретились с членами делегации, представителями жюри, прибывшими на первый региональный фестиваль театров имени Жаната Хаджиева. В числе почетных гостей был лауреат государственных премий СССР , Герой труда Казахстана – Асанали Ашимов.
Народный артист Казахской ССР и СССР Асанали Ашимович рассказал присутствующим о творчестве, планах на будущее, поделился впечатлениями о проводимом региональном фестивале:
– Жезказганский регион достоин того, чтобы проводить мероприятия такого уровня. Раньше существовала добрая традиция организовывать фестиваль ежегодно, поэтому ее необходимо продолжить. Сералы аға (Серке Кожамкулов – его именем назван жезказганский театр. прим.автора) и я, мы хорошо знали друг друга. Помню, как в трагедии «Еңлік-Кебек» я играл батыра Кебек, Сералы аға был Еспенбетом. Однажды я заметил, как он сильно переживает перед выходом на сцену, после спектакля я решил у него спросить, почему, ведь он играет эту роль уже целых 40 лет. Тогда Сералы аға мне и ответил: «Дорогой мой, за прошедшие годы зритель стал другим, поэтому каждый выход на сцену для меня очень волнителен. Нужно суметь до каждого донести свою роль». На самом деле, Сералы аға был эталоном истины. Он никогда не лгал и сам не любил, чтобы его обманывали. В те времена богами сцены мы называли троих людей: Сералы Кожамкулова, Калибека Куанышбаева и Елубая Омирзакова. Эта троица являлась подлинными ценителями театрального искусства, с которых мы брали пример.
Сейчас роль сыграть может каждый, а вот показать образ по-настоящему, изнутри, к сожалению, нет. Даже знаменитую "МХАТовскую паузу" на сцене имеет право делать только тот актер, который живет сценой. Раньше, когда Сералы, Калибек и Елубай аға делали паузу во время спектакля, зритель ждал с трепетом, что же будет дальше? Что же скажет дальше этот актер? Это было предвкушение чего-то интересного, а сейчас, если актер замолкает, то в зрительном зале думают, что он скорее всего просто забыл свой текст... Настоящий артист, в первую очередь – личность. Он должен суметь заставить зрителя думать вместе с ним, затрагивая самые сокровенные уголки человеческой души, заставлять размышлять над вечными вопросами бытия. Нужно, завладев мыслями и чувствами зрителя, с первых минут и до закрытия занавеса держать его в напряжении. Самое удивительное, что публика, воодушевленная игрой актера, может несколько раз смотреть один и тот же спектакль, открывая каждый раз для себя что-то новое. Время меняет нас, оставляя свой суровый след на лицах, но игра артиста становится с годами только глубже, мудрость прожитых лет дает возможность переосмыслить поступки героев, поэтому интерес зрителя к любимому актеру с годами только возрастает, – поделился с присутствующими своими мыслями Асанали Ашимов.
Каждый из членов жюри: заслуженный деятель Казахстана, художественный руководитель и главный режиссер театра «Жастар» города Астана Нурканат Жакыпбай, заслуженный артист РК, лауреат Государственной премии, обладатель знака «Мәдениет қайраткері» Кенес Жумабеков, старший преподаватель Казахской Национальной академии искусств им.Т.Жургенова, доцент, кандидат искусствоведения Меруерт Жаксылыкова, заслуженный артист РК Мухтар Манапов – тепло вспоминали Жаната Хаджиева и Серке Кожамкулова, делились опытом своей работы, говорили о прошлом, настоящем и будущем казахстанского кино и театра.
– Мы с Жанатом Хаджиевым вместе шли по жизни, вместе росли и развивались. Когда Шакеном Аймановым был объявлен набор, мы с ним решили пойти туда вместе. В Москве нашими однокурсниками были Досжан, Жанат, Райхан, Мейрман и Мухтар. На дипломном спектакле в трагедии «Еңлік-Кебек» я играл роль Кебека, а Жанат был Есеном, – вспоминал Нурканат Жакыпбай.
В ходе пресс-конференции мне удалось задать вопрос председателю жюри Асанали Ашимову: «Сегодня большую актуальность обретает современное театральное искусство. Появились так называемые альтернативные театры и пьесы. Как Вы относитесь к этому направлению. И в чем его отличие от классического театрального искусства?».
– Появление альтернативных театров и спектаклей я поддерживаю. Мне нравятся новые нестандартные постановки режиссеров с несколько иным мнением. Существует три кита: драматургия, режиссура и актерство, благодаря которым рождается великое произведение. Театр должен быть необычным. Нет ограничений для улучшения театрального искусства, – ответил Асанали Ашимов.
К его мнению присоединилась старший преподаватель Казахской Национальной академии искусств им.Т.Жургенова – Меруерт Жаксылыкова:
«Сегодня театральное искусство модифицируется вместе со всем миром. Оно старается идти в ногу со временем, поэтому альтернативные спектакли нужны, так как заставляют работник театрального искусства двигаться и развиваться».
«Человек – зеркало своего окружения» – это высказывание особенно точно относится к артистам. Французской кинозвезде Алену Делону принадлежит фраза: «Чем значительнее актер, тем он несчастнее». Такова актерская доля: оставляя за кулисами свои личные беды и тяготы жизни, он должен на сцене соответствовать роли, образу героя. В зале сидит жаждущий видеть его игру зритель, ожидание которого и составляет смысл актерской профессии. Трудно быть правдивым не только в роли, но и в каждом шаге своей жизни, однако стоит отметить, что Асанали Ашимову это неизменно удается.
Жанар МИНЖАСОВА.
Фото В. ШАВНЕВА
Народный артист Казахской ССР и СССР Асанали Ашимович рассказал присутствующим о творчестве, планах на будущее, поделился впечатлениями о проводимом региональном фестивале:
– Жезказганский регион достоин того, чтобы проводить мероприятия такого уровня. Раньше существовала добрая традиция организовывать фестиваль ежегодно, поэтому ее необходимо продолжить. Сералы аға (Серке Кожамкулов – его именем назван жезказганский театр. прим.автора) и я, мы хорошо знали друг друга. Помню, как в трагедии «Еңлік-Кебек» я играл батыра Кебек, Сералы аға был Еспенбетом. Однажды я заметил, как он сильно переживает перед выходом на сцену, после спектакля я решил у него спросить, почему, ведь он играет эту роль уже целых 40 лет. Тогда Сералы аға мне и ответил: «Дорогой мой, за прошедшие годы зритель стал другим, поэтому каждый выход на сцену для меня очень волнителен. Нужно суметь до каждого донести свою роль». На самом деле, Сералы аға был эталоном истины. Он никогда не лгал и сам не любил, чтобы его обманывали. В те времена богами сцены мы называли троих людей: Сералы Кожамкулова, Калибека Куанышбаева и Елубая Омирзакова. Эта троица являлась подлинными ценителями театрального искусства, с которых мы брали пример.
Сейчас роль сыграть может каждый, а вот показать образ по-настоящему, изнутри, к сожалению, нет. Даже знаменитую "МХАТовскую паузу" на сцене имеет право делать только тот актер, который живет сценой. Раньше, когда Сералы, Калибек и Елубай аға делали паузу во время спектакля, зритель ждал с трепетом, что же будет дальше? Что же скажет дальше этот актер? Это было предвкушение чего-то интересного, а сейчас, если актер замолкает, то в зрительном зале думают, что он скорее всего просто забыл свой текст... Настоящий артист, в первую очередь – личность. Он должен суметь заставить зрителя думать вместе с ним, затрагивая самые сокровенные уголки человеческой души, заставлять размышлять над вечными вопросами бытия. Нужно, завладев мыслями и чувствами зрителя, с первых минут и до закрытия занавеса держать его в напряжении. Самое удивительное, что публика, воодушевленная игрой актера, может несколько раз смотреть один и тот же спектакль, открывая каждый раз для себя что-то новое. Время меняет нас, оставляя свой суровый след на лицах, но игра артиста становится с годами только глубже, мудрость прожитых лет дает возможность переосмыслить поступки героев, поэтому интерес зрителя к любимому актеру с годами только возрастает, – поделился с присутствующими своими мыслями Асанали Ашимов.
Каждый из членов жюри: заслуженный деятель Казахстана, художественный руководитель и главный режиссер театра «Жастар» города Астана Нурканат Жакыпбай, заслуженный артист РК, лауреат Государственной премии, обладатель знака «Мәдениет қайраткері» Кенес Жумабеков, старший преподаватель Казахской Национальной академии искусств им.Т.Жургенова, доцент, кандидат искусствоведения Меруерт Жаксылыкова, заслуженный артист РК Мухтар Манапов – тепло вспоминали Жаната Хаджиева и Серке Кожамкулова, делились опытом своей работы, говорили о прошлом, настоящем и будущем казахстанского кино и театра.
– Мы с Жанатом Хаджиевым вместе шли по жизни, вместе росли и развивались. Когда Шакеном Аймановым был объявлен набор, мы с ним решили пойти туда вместе. В Москве нашими однокурсниками были Досжан, Жанат, Райхан, Мейрман и Мухтар. На дипломном спектакле в трагедии «Еңлік-Кебек» я играл роль Кебека, а Жанат был Есеном, – вспоминал Нурканат Жакыпбай.
В ходе пресс-конференции мне удалось задать вопрос председателю жюри Асанали Ашимову: «Сегодня большую актуальность обретает современное театральное искусство. Появились так называемые альтернативные театры и пьесы. Как Вы относитесь к этому направлению. И в чем его отличие от классического театрального искусства?».
– Появление альтернативных театров и спектаклей я поддерживаю. Мне нравятся новые нестандартные постановки режиссеров с несколько иным мнением. Существует три кита: драматургия, режиссура и актерство, благодаря которым рождается великое произведение. Театр должен быть необычным. Нет ограничений для улучшения театрального искусства, – ответил Асанали Ашимов.
К его мнению присоединилась старший преподаватель Казахской Национальной академии искусств им.Т.Жургенова – Меруерт Жаксылыкова:
«Сегодня театральное искусство модифицируется вместе со всем миром. Оно старается идти в ногу со временем, поэтому альтернативные спектакли нужны, так как заставляют работник театрального искусства двигаться и развиваться».
«Человек – зеркало своего окружения» – это высказывание особенно точно относится к артистам. Французской кинозвезде Алену Делону принадлежит фраза: «Чем значительнее актер, тем он несчастнее». Такова актерская доля: оставляя за кулисами свои личные беды и тяготы жизни, он должен на сцене соответствовать роли, образу героя. В зале сидит жаждущий видеть его игру зритель, ожидание которого и составляет смысл актерской профессии. Трудно быть правдивым не только в роли, но и в каждом шаге своей жизни, однако стоит отметить, что Асанали Ашимову это неизменно удается.
Жанар МИНЖАСОВА.
Фото В. ШАВНЕВА
[ Регистрация | Вход ]