АРУЖАН САИН: «МЫ ДОЛЖНЫ ЗАЩИТИТЬ ДЕТЕЙ!»
Все дети мира априори нуждаются в заботе и защите – это аксиома, не требующая доказательств, однако порой бывает больно за тех деток, которые в той или иной мере подверглись и подвергаются насилию – и бытовому, и сексуальному, и психологическому. И в этом, по сути, вина взрослых, что не углядели, не досмотрели, не сберегли.
Современное цивилизованное государство должно создать все условия для защиты и поддержки детей всех возрастов и жесткого наказания для тех, кто посмел посягнуть на их свободу и неприкосновенность. Детский омбудсмен, уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан Аружан Саин много лет защищает права детей по всему Казахстану. Благодаря ее работе удалось акцентировать внимание на проблеме детского насилия, которое, к большому сожалению, существует в нашем обществе…
– Аружан, каково Ваше мнение касательно ситуации, происшедшей в г. Сатпаеве?
– Нигде и никогда недопустимо насилие над детьми, и мнение здесь может быть крайне отрицательное, и все общество здесь едино во мнении. После того как преступление уже совершено и исправить ничего невозможно, мы ждем только справедливых расследований и самых жестких приговоров судов в отношении насильников, которые совершают эти преступления. В отношении детей, даже если насильник осужден, ситуация психологически не меняется, потому что ребенок уже это преступление пережил, нужно в последующем защищать детей от того, чтобы каким-то образом он не получил ретравматизацию. В резонансных случаях такая ситуация возможна, потому что в маленьких городах, в селах такие преступления приобретают большую огласку. Как правило, люди знают, что это за семья и какой это ребенок, и есть опасность того, что ребенку будут напоминать. Это могут быть непроизвольные действия детей, если ребенок учится в школе, этот могут быть какие-то неадекватные взрослые люди, которые могут напоминать ребенку, что с ним это произошло. Поэтому у нас нередко бывает так, что после таких резонансных преступлений семьи вынуждены переезжать, менять место жительства, для того чтобы сохранить конфиденциальность ребенка, сменив окружение, для того чтобы его защищать. Потому что психологически напоминание о происшедшем, ретравматизация имеет тяжелые последствия и, безусловно, каждому ребенку нужна психологическая помощь. Это тоже проблема, потому что не каждый психолог может правильно оказать помощь ребенку, пережившему насилие. Здесь требуется дополнительное образование и узкая специализация, таких специалистов в Казахстане, к сожалению, не так много. Что касается поддержки, которая оказывается девочке и ее семье, то адвокат Карагандинской области Гаухар Айтжанова ведет это дело, в Алматы также помогает адвокат Эльмира Боханова. Ребенок на сегодняшний день вместе с родителями принимает участие в следственных действиях, мы уверены в том, что со стороны Департамента полиции Карагандинской области делается все возможное в рамках расследования этого преступления. Сообщить подробности, к сожалению, не представляется возможным, ввиду того что все дела о сексуальном насилии над людьми, в том числе над детьми, проходят в закрытом режиме. И разглашение обстоятельств уголовного дела тоже является уголовным преступлением. Поэтому, я думаю, мы получим ответы в тот момент, когда дело будет передано в суд, суд тоже проходит в закрытом режиме, и со своей стороны я буду ожидать передачу дела на судебное рассмотрение и самого жесткого наказания людям, которые сегодня являются подозреваемыми по этому делу. Что касается тяжести наказания и законодательной базы по такому виду преступления, то в прошлом году была проведена большая работа Парламентом Республики Казахстан, со стороны Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, неправительственных организаций были переданы предложения для ужесточения наказания за данный вид преступлений. Также мы говорили о том, чтобы не было примирения по такому виду преступлений, потому что ранее бывало так, что под давлением, угрозами либо, например, когда обвиняемая сторона могла договориться с пострадавшей семьей, предлагая им денежные средства, заявления могли быть отозваны. Сейчас это невозможно, более того, ужесточено наказание за недонесение со стороны работников системы образования и здравоохранения. Потому что зачастую разные формы насилия, в том числе и бытового, могут выявляться в школах, в детских дошкольных учреждениях, куда приходят дети, у них может быть психологически подавленное состояние, например, какие-то синяки на теле – это сразу должно вызывать внимание педагогов, доводиться до сведения инспекторов по делам несовершеннолетних, органов опеки, должны осуществляться полностью проверки семьи и обстоятельств, при которых ребенок может получать всевозможного рода травмы. Если вы помните, в прошлом году, сразу после ужесточения ответственности со стороны работников сферы образования, школа сообщила, что дети из одной семьи приходят на занятия с синяками, со следами пыток, и после проверок и расследования была привлечена к ответственности мачеха. Это произошло в Туркестанской области.
–Вы за смертную казнь для педофилов?
– Я считаю, что существует ряд преступлений, на которые стоит отменять мораторий на смертную казнь, потому что они представляют опасность для детей, для граждан и, в целом, для национальной безопасности страны, создают колоссальное напряжение. Это такие виды преступлений, как педофилия и коррупция, потому что коррупция –это очень большой враг нашего государства, и зачастую в этой области происходит сокрытие преступлений именно по этим мотивам. Вопрос рассмотрения этого моратория находится в руках законодательной власти, поэтому в этом случае необходимо обращаться к депутатам.
– Вы, как мама двоих детей, какое наказание считаете справедливым для всех без исключения лиц, совершивших насилие над детьми? Вы считаете действующее законодательное наказание соразмерным нанесенным, в том числе психологическим, травмам детям?
– К сожалению, данный вид преступлений происходит во всем мире, и в разных странах происходят шокирующие вещи, возможно, Вы читали, что в Германии раскрыта очень большая сеть педофилов и производителей детской порнографии. Поэтому здесь очень большой вопрос, как с этим эффективно бороться, стоит не только перед нашей страной, но и перед всем миром, в частности, что касается Казахстана, то мы должны в первую очередь устранять причины, по которым преступления вообще становятся возможными и люди идут на преступления и, в частности, преступления, направленные против человека, любая форма насилия. И мы, когда будем смотреть на причины возникновения преступления, при которых молодеет преступность, а также по определенным категориям идет рост, либо мы никак не можем справиться и каким-то образом их избегать, мы должны понимать, что соблюдение законов и прав человека зависит от уровня развития и воспитания общества в целом, и здесь нужно констатировать, что мы имеем очень большой провал именно в воспитании нашего общества. Воспитание начинается с детства – взрослого человека практически перевоспитать невозможно. Поэтому мы должны вернуться к самым важным ценностям, которые должен получить человек по мере формирования своей личности. Человечество не придумало ничего лучше для воспитания людей, как через способности, через таланты, потому что каждый человек индивидуален, у каждого ребенка есть какие-то свои способности, таланты, через которые можно воспитать самые лучшие человеческие качества. Это происходит не только в школе, потому что школа – это всеобуч, там идет усредненная оценка, ребенок должен успевать по всем предметам, а это практически невозможно, многие дети не могут быть одинаково преуспевающими и в физике, и в математике, химии и литературе, языках, истории и биологии. Поэтому для каждого ребенка очень важно иметь возможность выделяться, самоутверждаться через какие-то свои умения. Это, к примеру, может быть спорт или искусство, которое позволяет детям научиться заниматься любимым делом, трудиться, достигать. Даже будучи в школе среднестатистическим успевающим, он в тоже время может быть популярным учеником, потому что он прекрасно играет на музыкальном инструменте, выигрывает в спортивных соревнованиях, танцует лучше, чем остальные дети. Именно вот эти возможности, которые должен получать ребенок в процессе своего воспитания, являются неотъемлемой частью воспитания качественного человеческого капитала для государства. Если дети не имеют возможности себя как-то реализовать, выделяться и самовыражаться, то тогда они могут это делать через булинг, через унижение других детей посредством сбора в группы, иногда детские драки доходят до поножовщины и т.д. То есть дети хотят быть сильными и проявлять свое превосходство через унижение личности другого человека. Это проявляется в самых страшных своих формах и ситуациях, когда сексуальное насилие происходит со стороны взрослых подростков, детей более старшего возраста в отношении детей более младшего возраста. За это ответственны мы, взрослые, потому что мы не создали условия для детей, для того чтобы у детей были самые правильные формы саморазвития, отсутствует доступ детей к спортивным секциям и кружкам, практически повсеместно, если ребенок дополнительно, кроме школы, где-то занимается, то это всегда на платной основе. Более того, нет выбора, даже если в каком-нибудь селе есть, к примеру, домбра либо секция по борьбе, но при этом нет ничего другого, и у ребенка нет выбора, куда ему идти. Не все дети хотят заниматься этим видом спорта или именно этим музыкальным инструментом. Поэтому здесь очень важно, чтобы на уровне местных исполнительных органов каждый акимат и аппарат госслужащих ставил как главную задачу для себя создание возможности для детей в плане их саморазвития и воспитания. Потому что эти дети завтра вырастут, и если они получили свои человеческие качества, то они будут осознанно выбирать свой путь, они будут выбирать профессию, которая им действительно нравится и будет делать их жизнь счастливой, что они будут идти на любимую работу и заниматься любимым делом. Либо от безвыходности, когда ребенок не поучил таких возможностей, не научился побеждать, проигрывать, проявлять свои лучшие качества, он будет вынужден получать образование, какое придется, на что хватило баллов по ЕНТ, или в отсутствие возможности получения этого образования и, как следствие, быть несчастным взрослым, который не может найти себе применение в жизни, не может найти достойную работу, потому что он не может получить знания, чтобы выбрать то, что ему по душе. И отсюда мы получаем общество, которое не ценит ни себя, ни жизни, ни здоровье других людей. Потому что их этому просто не научили. Поэтому отсюда берет начало подростковая преступность, и уже во взрослом возрасте они считают, что могут украсть, совершать преступления ради своей материальной выгоды, либо потому, что они стали такими, потому что мы, взрослые, их такими сделали, не дав им возможности быть высоко интеллектуальными, социально адаптированными, интегрированными в свое любимое дело, в свое направление людей.
– Будет ли в Казахстане действовать программа защиты жертв насилия?
– Что касается программы защиты жертв насилия, то этот вопрос мы постоянно поднимаем на обсуждение. К сожалению, у нас пока этой программы нет, у нас работает только программа защиты жертв на момент следствия или суда над преступниками, тогда по запросу следователя или адвоката, который рассматривается в Департаменте полиции, принимается решение и выделяется охрана. У нас был опыт с таким взаимодействием, когда шло расследование по делу о насилии над мальчиком из поселка Абай, но, к сожалению, других мер защиты семьи не получают, когда нужно, переехать, решать вопрос с жильем и т.д. Я все же надеюсь, что депутаты все эти изменения, необходимые в законодательстве и необходимые для финансирования программ защиты жертв, свидетелей, будут все-таки решать на уровне законодательной власти.
– Как уберечь детей от насилия?
– Уберечь детей от насилия со стороны родителей можно безусловно, обсуждая с детьми все возможные варианты, когда ребенок должен быть осторожным. Еще один важный пункт – не оставлять детей без присмотра, чтобы, когда дети играют во дворе, кто-то из взрослых за ними наблюдал. У нас есть ролик, который мы создали в прошлом году, специально чтобы дети знали, как себя вести, их действия должны быть доведены до автоматизма. Мы там старались именно через детей донести до наших маленьких граждан, что они не должны бояться, когда к ним подходит взрослый и предлагает посмотреть котенка или дать игрушку, что мама никогда не отправит за ребенком постороннего человека в школу или детский сад и т. д. Все вышеуказанные советы дети должны знать. Это социальные ролики, обучающие, как ребенок должен действовать в непредвиденных ситуациях.
– Спасибо за беседу!
Салтанат КОЖАХМЕТОВА.
Современное цивилизованное государство должно создать все условия для защиты и поддержки детей всех возрастов и жесткого наказания для тех, кто посмел посягнуть на их свободу и неприкосновенность. Детский омбудсмен, уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан Аружан Саин много лет защищает права детей по всему Казахстану. Благодаря ее работе удалось акцентировать внимание на проблеме детского насилия, которое, к большому сожалению, существует в нашем обществе…
– Аружан, каково Ваше мнение касательно ситуации, происшедшей в г. Сатпаеве?
– Нигде и никогда недопустимо насилие над детьми, и мнение здесь может быть крайне отрицательное, и все общество здесь едино во мнении. После того как преступление уже совершено и исправить ничего невозможно, мы ждем только справедливых расследований и самых жестких приговоров судов в отношении насильников, которые совершают эти преступления. В отношении детей, даже если насильник осужден, ситуация психологически не меняется, потому что ребенок уже это преступление пережил, нужно в последующем защищать детей от того, чтобы каким-то образом он не получил ретравматизацию. В резонансных случаях такая ситуация возможна, потому что в маленьких городах, в селах такие преступления приобретают большую огласку. Как правило, люди знают, что это за семья и какой это ребенок, и есть опасность того, что ребенку будут напоминать. Это могут быть непроизвольные действия детей, если ребенок учится в школе, этот могут быть какие-то неадекватные взрослые люди, которые могут напоминать ребенку, что с ним это произошло. Поэтому у нас нередко бывает так, что после таких резонансных преступлений семьи вынуждены переезжать, менять место жительства, для того чтобы сохранить конфиденциальность ребенка, сменив окружение, для того чтобы его защищать. Потому что психологически напоминание о происшедшем, ретравматизация имеет тяжелые последствия и, безусловно, каждому ребенку нужна психологическая помощь. Это тоже проблема, потому что не каждый психолог может правильно оказать помощь ребенку, пережившему насилие. Здесь требуется дополнительное образование и узкая специализация, таких специалистов в Казахстане, к сожалению, не так много. Что касается поддержки, которая оказывается девочке и ее семье, то адвокат Карагандинской области Гаухар Айтжанова ведет это дело, в Алматы также помогает адвокат Эльмира Боханова. Ребенок на сегодняшний день вместе с родителями принимает участие в следственных действиях, мы уверены в том, что со стороны Департамента полиции Карагандинской области делается все возможное в рамках расследования этого преступления. Сообщить подробности, к сожалению, не представляется возможным, ввиду того что все дела о сексуальном насилии над людьми, в том числе над детьми, проходят в закрытом режиме. И разглашение обстоятельств уголовного дела тоже является уголовным преступлением. Поэтому, я думаю, мы получим ответы в тот момент, когда дело будет передано в суд, суд тоже проходит в закрытом режиме, и со своей стороны я буду ожидать передачу дела на судебное рассмотрение и самого жесткого наказания людям, которые сегодня являются подозреваемыми по этому делу. Что касается тяжести наказания и законодательной базы по такому виду преступления, то в прошлом году была проведена большая работа Парламентом Республики Казахстан, со стороны Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, неправительственных организаций были переданы предложения для ужесточения наказания за данный вид преступлений. Также мы говорили о том, чтобы не было примирения по такому виду преступлений, потому что ранее бывало так, что под давлением, угрозами либо, например, когда обвиняемая сторона могла договориться с пострадавшей семьей, предлагая им денежные средства, заявления могли быть отозваны. Сейчас это невозможно, более того, ужесточено наказание за недонесение со стороны работников системы образования и здравоохранения. Потому что зачастую разные формы насилия, в том числе и бытового, могут выявляться в школах, в детских дошкольных учреждениях, куда приходят дети, у них может быть психологически подавленное состояние, например, какие-то синяки на теле – это сразу должно вызывать внимание педагогов, доводиться до сведения инспекторов по делам несовершеннолетних, органов опеки, должны осуществляться полностью проверки семьи и обстоятельств, при которых ребенок может получать всевозможного рода травмы. Если вы помните, в прошлом году, сразу после ужесточения ответственности со стороны работников сферы образования, школа сообщила, что дети из одной семьи приходят на занятия с синяками, со следами пыток, и после проверок и расследования была привлечена к ответственности мачеха. Это произошло в Туркестанской области.
–Вы за смертную казнь для педофилов?
– Я считаю, что существует ряд преступлений, на которые стоит отменять мораторий на смертную казнь, потому что они представляют опасность для детей, для граждан и, в целом, для национальной безопасности страны, создают колоссальное напряжение. Это такие виды преступлений, как педофилия и коррупция, потому что коррупция –это очень большой враг нашего государства, и зачастую в этой области происходит сокрытие преступлений именно по этим мотивам. Вопрос рассмотрения этого моратория находится в руках законодательной власти, поэтому в этом случае необходимо обращаться к депутатам.
– Вы, как мама двоих детей, какое наказание считаете справедливым для всех без исключения лиц, совершивших насилие над детьми? Вы считаете действующее законодательное наказание соразмерным нанесенным, в том числе психологическим, травмам детям?
– К сожалению, данный вид преступлений происходит во всем мире, и в разных странах происходят шокирующие вещи, возможно, Вы читали, что в Германии раскрыта очень большая сеть педофилов и производителей детской порнографии. Поэтому здесь очень большой вопрос, как с этим эффективно бороться, стоит не только перед нашей страной, но и перед всем миром, в частности, что касается Казахстана, то мы должны в первую очередь устранять причины, по которым преступления вообще становятся возможными и люди идут на преступления и, в частности, преступления, направленные против человека, любая форма насилия. И мы, когда будем смотреть на причины возникновения преступления, при которых молодеет преступность, а также по определенным категориям идет рост, либо мы никак не можем справиться и каким-то образом их избегать, мы должны понимать, что соблюдение законов и прав человека зависит от уровня развития и воспитания общества в целом, и здесь нужно констатировать, что мы имеем очень большой провал именно в воспитании нашего общества. Воспитание начинается с детства – взрослого человека практически перевоспитать невозможно. Поэтому мы должны вернуться к самым важным ценностям, которые должен получить человек по мере формирования своей личности. Человечество не придумало ничего лучше для воспитания людей, как через способности, через таланты, потому что каждый человек индивидуален, у каждого ребенка есть какие-то свои способности, таланты, через которые можно воспитать самые лучшие человеческие качества. Это происходит не только в школе, потому что школа – это всеобуч, там идет усредненная оценка, ребенок должен успевать по всем предметам, а это практически невозможно, многие дети не могут быть одинаково преуспевающими и в физике, и в математике, химии и литературе, языках, истории и биологии. Поэтому для каждого ребенка очень важно иметь возможность выделяться, самоутверждаться через какие-то свои умения. Это, к примеру, может быть спорт или искусство, которое позволяет детям научиться заниматься любимым делом, трудиться, достигать. Даже будучи в школе среднестатистическим успевающим, он в тоже время может быть популярным учеником, потому что он прекрасно играет на музыкальном инструменте, выигрывает в спортивных соревнованиях, танцует лучше, чем остальные дети. Именно вот эти возможности, которые должен получать ребенок в процессе своего воспитания, являются неотъемлемой частью воспитания качественного человеческого капитала для государства. Если дети не имеют возможности себя как-то реализовать, выделяться и самовыражаться, то тогда они могут это делать через булинг, через унижение других детей посредством сбора в группы, иногда детские драки доходят до поножовщины и т.д. То есть дети хотят быть сильными и проявлять свое превосходство через унижение личности другого человека. Это проявляется в самых страшных своих формах и ситуациях, когда сексуальное насилие происходит со стороны взрослых подростков, детей более старшего возраста в отношении детей более младшего возраста. За это ответственны мы, взрослые, потому что мы не создали условия для детей, для того чтобы у детей были самые правильные формы саморазвития, отсутствует доступ детей к спортивным секциям и кружкам, практически повсеместно, если ребенок дополнительно, кроме школы, где-то занимается, то это всегда на платной основе. Более того, нет выбора, даже если в каком-нибудь селе есть, к примеру, домбра либо секция по борьбе, но при этом нет ничего другого, и у ребенка нет выбора, куда ему идти. Не все дети хотят заниматься этим видом спорта или именно этим музыкальным инструментом. Поэтому здесь очень важно, чтобы на уровне местных исполнительных органов каждый акимат и аппарат госслужащих ставил как главную задачу для себя создание возможности для детей в плане их саморазвития и воспитания. Потому что эти дети завтра вырастут, и если они получили свои человеческие качества, то они будут осознанно выбирать свой путь, они будут выбирать профессию, которая им действительно нравится и будет делать их жизнь счастливой, что они будут идти на любимую работу и заниматься любимым делом. Либо от безвыходности, когда ребенок не поучил таких возможностей, не научился побеждать, проигрывать, проявлять свои лучшие качества, он будет вынужден получать образование, какое придется, на что хватило баллов по ЕНТ, или в отсутствие возможности получения этого образования и, как следствие, быть несчастным взрослым, который не может найти себе применение в жизни, не может найти достойную работу, потому что он не может получить знания, чтобы выбрать то, что ему по душе. И отсюда мы получаем общество, которое не ценит ни себя, ни жизни, ни здоровье других людей. Потому что их этому просто не научили. Поэтому отсюда берет начало подростковая преступность, и уже во взрослом возрасте они считают, что могут украсть, совершать преступления ради своей материальной выгоды, либо потому, что они стали такими, потому что мы, взрослые, их такими сделали, не дав им возможности быть высоко интеллектуальными, социально адаптированными, интегрированными в свое любимое дело, в свое направление людей.
– Будет ли в Казахстане действовать программа защиты жертв насилия?
– Что касается программы защиты жертв насилия, то этот вопрос мы постоянно поднимаем на обсуждение. К сожалению, у нас пока этой программы нет, у нас работает только программа защиты жертв на момент следствия или суда над преступниками, тогда по запросу следователя или адвоката, который рассматривается в Департаменте полиции, принимается решение и выделяется охрана. У нас был опыт с таким взаимодействием, когда шло расследование по делу о насилии над мальчиком из поселка Абай, но, к сожалению, других мер защиты семьи не получают, когда нужно, переехать, решать вопрос с жильем и т.д. Я все же надеюсь, что депутаты все эти изменения, необходимые в законодательстве и необходимые для финансирования программ защиты жертв, свидетелей, будут все-таки решать на уровне законодательной власти.
– Как уберечь детей от насилия?
– Уберечь детей от насилия со стороны родителей можно безусловно, обсуждая с детьми все возможные варианты, когда ребенок должен быть осторожным. Еще один важный пункт – не оставлять детей без присмотра, чтобы, когда дети играют во дворе, кто-то из взрослых за ними наблюдал. У нас есть ролик, который мы создали в прошлом году, специально чтобы дети знали, как себя вести, их действия должны быть доведены до автоматизма. Мы там старались именно через детей донести до наших маленьких граждан, что они не должны бояться, когда к ним подходит взрослый и предлагает посмотреть котенка или дать игрушку, что мама никогда не отправит за ребенком постороннего человека в школу или детский сад и т. д. Все вышеуказанные советы дети должны знать. Это социальные ролики, обучающие, как ребенок должен действовать в непредвиденных ситуациях.
– Спасибо за беседу!
Салтанат КОЖАХМЕТОВА.
[ Регистрация | Вход ]