Главная » 2014 » Ноябрь » 21 » Байконуровские чтения: историографический аспект

Байконуровские чтения: историографический аспект

21.11.2014 в 18:47 просмотров: 1222 комментариев: 0 Образование
В ноябре 2014 года Жезказганский университет в 14-ый раз проводит традиционные Международные Байконуровские чтения – мероприятие, которое во многом отражает неповторимую специфику единственного в Улытау-Жезказганском регионе высшего учебного заведения, который, несмотря на все имеющиеся трудности социально-экономического характера, выстоял, выжил и, сохранив высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, готов во всеоружии решать задачу подготовки бакалавров и магистров по широкому кругу специальностей.  Доказательством тому являются достижения профессорско-преподавательского состава вуза в различных отраслях фундаментальной и прикладной науки. Эти достижения нашли свое отражение в материалах сборников всех успешно проведенных, начиная с 2001 года, Байконуровских чтений.
Анализ материалов сборников Байконуровских чтений дает многоплановую по научной проблематике и глубоко содержательную по результатам научных исследований картину. 
Характеристику этой картины следует, прежде всего, предварить некоторыми статистическими данными. Так, материалы Первых, Вторых, Пятых, Шестых, Седьмых, Восьмых и Десятых Байконуровских чтений издавались в двух книгах. Материалы Четвертых – в трех книгах. Факт показательный с точки зрения количества представленных в них научных докладов и сообщений участников чтений. Всего в материалах сборников Байконуровских чтений представлено следующее количество докладов и сообщений: на Первых – 251. на Вторых – 181, на Третьих -73, на Четвертых – 143, на Пятых – 132, на Шестых – 112, на Седьмых - 96, на Восьмых – 104, на Девятых – 81, на Десятых – 134, на Одиннадцатых – 94, на Двенадцатых – 87, на Тринадцатых – 142. Итого за 13 лет опубликовано 1630 докладов и сообщений. В среднем за год по 125 докладов и сообщений.
Касательно содержания тем Байконуровских чтений и тематики материалов, представленных в сборниках, представляется важным отметить следующие два момента.
Первый момент – темы Байконуровских чтений. Обозначим их по порядку. 
Первые чтения – «Проблемы образования и науки в условиях разгосударствления национальной экономики».
Вторые чтения – «Проблемы повышения конкурентоспособности специалистов на рынке труда».
Третьи чтения – «Современная форма образования: новые технологии подготовки специалистов» 
Четвертые чтения – «Качество образования: проблемы, поиски и перспективы» 
Пятые чтения – «Главная задача высшей школы: реализация государственной программы развития образования».
Шестые чтения – «Университет на пути к мировому образовательному пространству».
Седьмые чтения – «Реформа образования – путь к реальной конкурентоспособности Казахстана».
Восьмые чтения – «Многопрофильный университет: патриотизм, поликультурность, конкурентоспособность будущих специалистов».
Девятые чтения – «Межнациональное взаимодействие в условиях полиэтничности общества».
Десятые чтения – «Управление качеством в системе непрерывного образования: опыт, проблемы и перспективы».
Одиннадцатые чтения – «Роль науки и образования в реализации стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана».
Двенадцатые чтения – «Академик О.А. Байконуров и его вклад в развитие горного дела, науки и образования Казахстана».
Тринадцатые чтения - «О.А.Байконуров и развитие современной горной науки, экономики и образования Казахстана».
Судя по темам Байконуровских чтений, за исключением Девятых, все они были посвящены проблемам образования, науки, подготовки кадров применительно к тем или иным парадигмам, вытекавшим из стратегических целей, главенствовавших на том или ином этапе социально-экономического и политического развития Республики Казахстан. При этом Двенадцатые и Тринадцатые чтения были непосредственно увязаны с именем О.А. Байконурова и в их названиях наблюдаются незначительные коррективы. Устойчивая тенденция, сложившаяся в ходе проведения первых восьми чтений, на которых значительная часть тематики докладов и сообщений увязывалась с проблемами образования и подготовки кадров, проявила себя и в материалах Девятых чтений, где имели место соответствующие темы. Хотя тема Девятых чтений и была посвящена принципиально иной, но, безусловно, актуальной проблеме укрепления межнационального согласия.   
Второй момент. Темы Байконуровских чтений и тематика докладов и сообщений, представленных на них. Соответствие и соотношение.
 Обратим внимание на численность докладов и сообщений, тематика которых представлена в рамках заявленной темы Чтений.
Тематике Первых Байконуровских чтений – «Проблемы образования и науки в условиях разгосударствления национальной экономики» соответствуют 205 тем докладов и сообщений из общего количества 251, что составляет 82%. Тематика первой книги в целом выдержана. Тематика второй составляет в пропорции 1 к 1,6.
Тематике Вторых Байконуровских чтений – «Проблемы повышения конкурентоспособности специалистов на рынке труда» соответствуют 49 тем докладов и сообщений из общего количества 181, что составляет 27%. Подавляющее большинство остальных тем связано с горнорудной проблематикой. Тематика первой и второй книг разбавлена в пропорции соответственно 1 к 3 и 1 к 5,5. 
Тематике Третьих Байконуровских чтений – «Современная форма образования: новые технологии подготовки специалистов» соответствуют 27 тем докладов и сообщений из общего количества 73, что составляет 36%.
Тематике Четвертых Байконуровских чтений - Качество образования: проблемы, поиски и перспективы» соответствуют 60 тем докладов и сообщений из общего количества 143, что составляет 41%. Тематика первой, второй и третьей книги разбавлена в пропорции соответственно 1 к 5,  1 к 2 и 1 к 1,5.
Тематике Пятых Байконуровских чтений - «Главная задача высшей школы: реализация государственной программы развития образования» соответствует 73 темы докладов и сообщений из общего количества 132, что составляет 55%. Тематика первой и второй книг разбавлена в пропорции соответственно 1 к 1,5 и 1 к 2,3.
 Тематике Шестых Байконуровских чтений – «Университет на пути к мировому образовательному пространству» соответствуют   темы 50 докладов и сообщений из общего количества 112, что составляет 45%. Тематика первой и второй книг разбавлена в пропорции соответственно 1 к 2,7 и 1 к 2,3.
Тематике Седьмых Байконуровских чтений - «Реформа образования – путь к реальной конкурентоспособности Казахстана» соответствуют темы 46 докладов и сообщений из общего количества 96, что составляет 48%. Тематика первой и второй книг разбавлена в пропорции соответственно 1 к 2,2 и 1 к 2,1.
Тематике Восьмых Байконуровских чтений - «Многопрофильный университет: патриотизм, поликультурность, конкурентоспособность будущих специалистов» соответствуют темы 65 докладов и сообщений из общего количества 104, что составляет 63%. Тематика первой и второй книг разбавлена в одинаковой пропорции - 1 к 1,6.
Тематике Девятых Байконуровских чтений - «Межнациональное взаимодействие в условиях полиэтничности общества» соответствуют темы 20 докладов из общего количества 81, что составляет 25%.
Тематике Десятых Байконуровских чтений - «Управление качеством в системе непрерывного образования: опыт, проблемы и перспективы» соответствуют темы 94 докладов и сообщений из общего количества 139, что составляет  68%. Тематика первой и второй книг разбавлена в пропорции соответственно 1 к 1,6 и 1 к 1,3.
Тематике Одиннадцатых Байконуровских чтений - «Роль науки и образования в реализации стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана» соответствуют темы 54 докладов и сообщений из общего количества 94, что составляет 58%.
Тематике Двенадцатых Байконуровских чтений - «Академик О.А. Байконуров и его вклад в развитие горного дела, науки и образования Казахстана» соответствуют темы 4 докладов и сообщений из общего количества 87, что составляет 4,6%.
Тематике Тринадцатых Байконуровских чтений - О.А. Байконуров и развитие современной горной науки, экономики и образования Казахстана» соответствуют темы 83 докладов и сообщений из общего количества 142, что составляет 58%.
Таким образом, в материалах только пяти Байконуровских чтений – Первой, Пятой, Восьмой, Десятой и Тринадцатой более половины тем докладов и сообщений соответствовали тематике Чтений. При этом налицо разительное отличие соответствия тематике Первых и Двенадцатых чтений – соответственно 83 % и 4,6 %.
Со Вторых чтений началась тенденция, которая со временем стала обычной нормой, когда на пленарных и секционных заседаниях озвучивались доклады и сообщения по широкому кругу технических и организационных проблем, связанных, прежде всего, с развитием горнорудного производства в регионе, а также проблематика гуманитарных и общественно-экономических наук – филологии, педагогики, права, истории, географии, экономики, математики, физики, химии и др. Этот факт свидетельствует о том, что Байконуровские чтения явились той площадкой, которая позволила широкому кругу вузовских и школьных преподавателей, а также инженерам и техникам горнорудного производства озвучить результаты и  достижения собственных научных изысканий, осуществить их апробацию.
Уже на Первых чтениях Филимоновым А.Т., выступившем с «Воспоминаниями об академике Байконурове Омирхане Аймагамбетовиче», была заложена добрая традиция – посвящать свои доклады и сообщения академику О.Б.Байконурову. На Вторых чтениях с воспоминаниями об отце выступила Байконурова А.О., а также Калкееева К.Р., Орумбаева З. «О.А.Байконуров – педагог с большой буквы», Толегенова Ш.Т. «Музей жәдігерлері академик Ө. А. Байқоңыровтың өмір мен қызметі жайында», Жайсанбай Н.А. «Академик   Ө. А. Байқоңыров - ғылыми тарихтың төріңде». На Пятых чтениях - Әбдіраман  Ш. «Академик Ө. Байқоңыров жаңалығыңы тұғыры - егіздік заң». На Двенадцатых чтениях – Байконурова А.О. «Вклад академика О.А.Байконурова в развитие горнодобывающей промышленности Жезказган-Улытауского региона», Дисикенова Н.А. «Байконуров О.А. – ученый, новатор, педагог»,  Ковалева Л.В., Хасенова Г.Б. «Научное наследие академика О.А.Байконурова и современные тенденции в развитии горного дела», Куанышбайулы С. «Учение академика О.А.Байконурова – основа совершенствования профессии». Таким образом за истекшие 13 Байконуровских чтений О.А.Байконурову было посвящено 10 докладов и сообщений, что является свидетельством огромного уважения участников Байконуровских чтений к О.А.Байконурову. 
Следует отметить большой вклад Байконуровой А.О., которая, начиная со Вторых Байконуровских чтений, принимала активное участие в их организации и проведении, и систематически выступала с докладами и сообщениями, темы которых были созвучны тематике практически всех Чтений и задавали им соответствующий рабочий настрой. 
Подводя итоги, отметим, что Байконуровские чтения всецело выдержали испытание временем, явились той площадкой, на которой были озвучены достижения по широкому спектру научных изысканий, формат их проведения целиком себя оправдал. Накопленный опыт проведения Байконуровских чтений даст возможность Жезказганскому университету в будущем существенно повысить их научно-организационный уровень, что, безусловно, будет работать на укрепление позиций Университета в образовательном пространстве Жезказганского региона и Казахстана в целом.
Турганбек Алланиязов,
профессор Жезказганского Университета имени О.А.Байконурова, 
кандидат исторических наук.
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.