«БРЕЮЩАЯ» ПОСТАНОВКА
«Бреющая» – хороший эпитет. Думаю, он ярко характеризует то «послевкусие», которое осталось от постановки Республиканского немецкого драматического театра по пьесе Керстин Шпехт. Вот только создатели предполагали, что «бреющими» будут полеты. Однако все оказалось иначе: творцы настолько увлеклись «высотами», большими и малыми, что попросту забыли о зрителях – нас, проще говоря, «отбрили»…
По словам старожилов, на сцене Жезказганского казахского музыкально-драматического театра имени Серке Кожамкулова такого не было давно: даже самые «терпимые» к современному искусству люди покидали спектакль, так и не дождавшись его окончания. «Кошмар!», «Нельзя так не уважать зрителя!», – слышалось отовсюду.
Что же это за постановка такая? Взглянем на описание! Вместо привычной аннотации мы можем увидеть… инструкцию. Помимо всевозможных подсказок «летчикам» (спектакль называется «Бреющие полеты»), есть в ней и что-то вроде слогана-девиза. «Ничего не бойтесь. Любовь спасет», – советуют создатели театральной постановки. Советуют, судя по всему, актерам. И они мужественно выполняют данную установку: они ничего не боятся; они, несмотря ни на что, говорят свои реплики. Или вообще ничего не говорят: как, например, олень, стоявший все время на сцене и безмолвно наблюдавший за коллизиями сюжета, которого нет. Вот только любовь жезказганцев к театру не спасает… И бедному оленю приходилось смотреть, как один за другим зал покидают зрители…
Получилось неоднозначно. Даже слишком. С одной стороны, зрителя – даже театрального – не всегда нужно «гладить по головке», разжевывая ему сюжет, как ребенку. С другой стороны, в постановке ничего не раскрыто должным образом, «не дотянуто»… Кто этот главный герой? Откуда он взялся? И почему мы слышим звуки, так похожие на жужжание мухи? Создатели спектакля «улетели» раньше, чем смогли ответить на эти и многие другие вопросы.
Однако, на мой скромный взгляд, любую (провальную постановку – тем более) можно «вытянуть» каким-нибудь глубоким моментом. Таким моментом в данной постановке мог стать диалог двух детей главной героини. «Человеку с родителями всегда нелегко», – вздыхая, говорит школьница, мечтающая забеременеть, чтобы к ней, наконец, стали относиться серьезно. Но как только разговор доходит до чего-то по-настоящему экзистенциального, герои снова начинают дурачиться. И нас, зрителей, снова «отбривают»…
Какой вывод можно сделать? Крайне неудачный спектакль. Может, дело в самой пьесе Керстин Шпехт? Может, и в ней… Но ведь выбирают репертуар не зрители – это делает режиссер (в данном случае – Наташа Дубс)! Нельзя сказать, что «Бреющие полеты» – единственная постановка театра. Есть знаменитые «Ревизор» по мотивам комедии Н.В.Гоголя, «Карагоз» по мотивам драмы М.Ауэзова… Почему жезказганцам показали именно «летчиков» и «оленей»?
Усиливает «эффект» от «полета» и тот факт, что это был первый спектакль Республиканского немецкого драматического театра в рамках гастролей в Жезказгане – у жителей меднорудной столицы может сложиться определенный образ Республиканского немецкого драматического театра. И, скорее всего, он будет предвзятым…
Однако шанс для своего рода «реабилитации» у труппы есть – Deutsches Theater Kasachstan примет участие в Международном театральном фестивале имени Жаната Хаджиева, который пройдет в Жезказгане в ноябре этого года. Будем ждать вас снова! И ничего не бойтесь. Любовь ведь спасет...
СПРАВКА «ЖВ»
Республиканский немецкий драматический театр создан в декабря 1980 года в Темиртау. Цель: улучшение возможностей развития и сохранения культурного наследия граждан немецкой национальности, живущих в Республике Казахстан. В театре в те годы были представлены произведения немецкой и русской классики. Руководил коллективом Э.С. Аракелов.
С приходом режиссера Э.Шмидта классический репертуар театра значительно расширился, обогатившись зарубежной классикой, а также детскими музыкальными представлениями.
В 1989 году, уже под руководством Б.Атабаева, Немецкий драматический театр переезжает в Алматы. В то же время начинается массовая миграция немцев в Германию: на свою историческую родину также уезжают актеры и другие сотрудники театра.
С 1993 года коллектив Республиканского немецкого драматического театра значительно видоизменился. Последние несколько лет он провел в эксперименте, используя альтернативные методы. И сегодня, по словам режиссера Наташи Дубс, театр продолжает экспериментировать.
Владимир РОМАНЬКОВ.
[ Регистрация | Вход ]