ЧТОБЫ В ДОМАХ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА БЫЛО ТЕПЛО
В прошлом году предприниматели Жезказгана были возмущены ростом оплаты за тепловую энергию в 4-5-кратном размере. Жезказганский филиал палаты предпринимателей и представители бизнес-структур были вынуждены обратиться в антимонопольный комитет. Последние, проведя проверку деятельности АО ПТВС, выявили нарушения в виде необоснованного дохода монополиста в размере 7 млн. тенге. Недавно, 23 ноября текущего года, Карагандинский областной суд оставил в силе решение экономического суда от 13 сентября об отказе в удовлетворении заявлений АО ПТВС города Жезказгана о признании недействительной внеплановой проверки и незаконными предписания ДКРЕМ по Карагандинской области. Об этом и о многом другом мы поговорили с директором АО ПТВС Болатом Жомартовичем Аманбаевым.
– С 1997 года, когда наше предприятие было передано в доверительное управление ТОО «Корпорация Казахмыс», ежегодно корпорация вкладывает инвестиции в развитие предприятия, проведение ремонтных работ сетей и оборудования, изоляцию теплосетей. Например, в 2015 году завершился проект по замене 13,2 км участка Айдосского водовода. Согласно антимонопольному законодательству весь тарифный доход, включая прибыль, направляется на ремонт и прочие затраты предприятия, согласно статьям тарифных смет. Уполномоченный орган, акимат контролируют расходование всех средств, включая прибыль, для того, чтобы в домах жителей города были тепло, вода, была в исправном состоянии канализация.
Следует отметить, что предприятие является субъектом естественных монополий, и, к тому же, 100% акций находятся в государственной собственности акимата города Жезказгана. Поэтому, в соответствии с действующим законодательством, осуществляется постоянный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Во-первых, проводится обязательный ежегодный аудит аудиторскими организациями. Аудиторский отчет и годовая финансовая отчетность публикуются в периодических печатных изданиях. Во-вторых, ДКРЕМ по Карагандинской области при утверждении предельных уровней тарифов на услуги предприятия утверждает и тарифные сметы к ним, где расшифрованы все статьи затрат. Ежегодно АО ПТВС предоставляет в ДКРЕМ отчет по исполнению тарифных смет постатейно, прилагает обосновывающие документы. В случае нецелевого использования средств, отклонения от допустимых норм к предприятию применяются штрафные санкции. В-третьих, как для госпредприятия к АО ПТВС применяются требования государственного мониторинга собственности. Ежегодно утверждается план развития предприятия и осуществляется постоянный контроль со стороны государства за его исполнением.
Предельные уровни тарифов для АО ПТВС на 2016-2020 гг. все же были утверждены ДКРЕМ по Карагандинской области, прошли многочисленные судебные инстанции и благополучно применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
– Болат Жомартович, после обращения предпринимателями Жезказгана была произведена проверка деятельности АО ПТВС. Предприниматели были возмущены нарушением договорных обязательств со стороны субъекта монополии и ростом оплаты за тепловую энергию в 4-5-кратном размере. Сумма необоснованного дохода с потребителей, установленная уполномоченным органом в ходе проверки, составляет свыше 7 млн. тенге. Каким образом потребителям услуг ПТВС будет возвращать сверхуплаченные суммы?
– Проверка деятельности АО ПТВС в целом не была проведена. Внеплановая проверка проводилась на основании обращения 44 предпринимателей города Жезказгана по вопросу выставления предприятием АО ПТВС счетов к оплате за потребление тепловой энергии не по договорным объемам за 2015 г., частично январь 2016 г., а также в несоответствии заключенных договоров с типовыми договорами, утвержденными приказом и. о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 266. Следует отметить, что указанные доходы – свыше 7 млн. тенге – с потребителей предприятием фактически не получены. В предписании по результатам проверки уполномоченным органом указано, что доход возвращается, если он оплачен потребителем. Оплата предпринимателями не была произведена. Какие-либо выводы о наличии нарушения со стороны АО ПТВС делать рано. Отсутствие или наличие правонарушений со стороны АО ПТВС будет установлено в ходе судебных заседаний в Жезказганском городском суде при рассмотрении административного дела по результатам оспоренной в суде проведенной внеплановой проверки.
– Во время проверки антимонопольным органом деятельности вашего предприятия выяснилось, что договоры, заключенные с потребителями на услугу снабжения тепловой энергии, также незаконны.
– Заключенные договоры не могут быть незаконными. В их основе – типовая форма договора на услуги, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан. Было несколько спорных вопросов, в частности, пункт по предоплате. Он исключен из договоров. Еще раз обращаем ваше внимание: речь идет только о юридических лицах.
– Правда ли, что с начала текущего года для не имеющих приборов учета субъектов бизнеса тариф на тепловую энергию был увеличен на 73% и составил 6810 тенге за Гкал без НДС. Это самый высокий тариф по Карагандинской области?
– Согласно приказу ДКРЕМ по Карагандинской области №159-ОД от 22.07.2016 года тариф на услуги теп-лоснабжения на 2016 год для прочих потребителей, т. е. не относящихся к группе «население» и «бюджетные организации», имеющих ОПУ тепловой энергии, составляет 4036,57 тенге за Гкал без НДС. Потребители, не имеющие общедомовые приборы учета тепловой энергии, платят по тарифу – 6411,02 тенге за Гкал без НДС. Для того, чтобы производить плату за фактически потребляемую тепловую энергию, можем порекомендовать юридическим лицам установить индивидуальный прибор учета тепловой энергии.
Еще раз хотелось бы отметить, что общедомовые приборы учета установлены АО ПТВС практически во всех многоэтажных жилых домах. И за то, что многие субъекты бизнеса продолжают платить по повышенному тарифу, нужно, в большинстве случаев, спросить с председателей КСК, отказывающихся принимать приборы учета.
Информация к размышлению: в газете «Индустриальная Караганда» №155 (22100) от 03.12.2016 года ТОО «Темиржолсу-Караганды» доводит до сведения потребителей своих услуг, что тариф на услуги по производству, передаче и распределению тепловой энергии утвержден в размере 13238,17 тенге за 1 Гкал без НДС.
– Болат Жомартович, спасибо за беседу.
– С 1997 года, когда наше предприятие было передано в доверительное управление ТОО «Корпорация Казахмыс», ежегодно корпорация вкладывает инвестиции в развитие предприятия, проведение ремонтных работ сетей и оборудования, изоляцию теплосетей. Например, в 2015 году завершился проект по замене 13,2 км участка Айдосского водовода. Согласно антимонопольному законодательству весь тарифный доход, включая прибыль, направляется на ремонт и прочие затраты предприятия, согласно статьям тарифных смет. Уполномоченный орган, акимат контролируют расходование всех средств, включая прибыль, для того, чтобы в домах жителей города были тепло, вода, была в исправном состоянии канализация.
Следует отметить, что предприятие является субъектом естественных монополий, и, к тому же, 100% акций находятся в государственной собственности акимата города Жезказгана. Поэтому, в соответствии с действующим законодательством, осуществляется постоянный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Во-первых, проводится обязательный ежегодный аудит аудиторскими организациями. Аудиторский отчет и годовая финансовая отчетность публикуются в периодических печатных изданиях. Во-вторых, ДКРЕМ по Карагандинской области при утверждении предельных уровней тарифов на услуги предприятия утверждает и тарифные сметы к ним, где расшифрованы все статьи затрат. Ежегодно АО ПТВС предоставляет в ДКРЕМ отчет по исполнению тарифных смет постатейно, прилагает обосновывающие документы. В случае нецелевого использования средств, отклонения от допустимых норм к предприятию применяются штрафные санкции. В-третьих, как для госпредприятия к АО ПТВС применяются требования государственного мониторинга собственности. Ежегодно утверждается план развития предприятия и осуществляется постоянный контроль со стороны государства за его исполнением.
Предельные уровни тарифов для АО ПТВС на 2016-2020 гг. все же были утверждены ДКРЕМ по Карагандинской области, прошли многочисленные судебные инстанции и благополучно применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
– Болат Жомартович, после обращения предпринимателями Жезказгана была произведена проверка деятельности АО ПТВС. Предприниматели были возмущены нарушением договорных обязательств со стороны субъекта монополии и ростом оплаты за тепловую энергию в 4-5-кратном размере. Сумма необоснованного дохода с потребителей, установленная уполномоченным органом в ходе проверки, составляет свыше 7 млн. тенге. Каким образом потребителям услуг ПТВС будет возвращать сверхуплаченные суммы?
– Проверка деятельности АО ПТВС в целом не была проведена. Внеплановая проверка проводилась на основании обращения 44 предпринимателей города Жезказгана по вопросу выставления предприятием АО ПТВС счетов к оплате за потребление тепловой энергии не по договорным объемам за 2015 г., частично январь 2016 г., а также в несоответствии заключенных договоров с типовыми договорами, утвержденными приказом и. о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 266. Следует отметить, что указанные доходы – свыше 7 млн. тенге – с потребителей предприятием фактически не получены. В предписании по результатам проверки уполномоченным органом указано, что доход возвращается, если он оплачен потребителем. Оплата предпринимателями не была произведена. Какие-либо выводы о наличии нарушения со стороны АО ПТВС делать рано. Отсутствие или наличие правонарушений со стороны АО ПТВС будет установлено в ходе судебных заседаний в Жезказганском городском суде при рассмотрении административного дела по результатам оспоренной в суде проведенной внеплановой проверки.
– Во время проверки антимонопольным органом деятельности вашего предприятия выяснилось, что договоры, заключенные с потребителями на услугу снабжения тепловой энергии, также незаконны.
– Заключенные договоры не могут быть незаконными. В их основе – типовая форма договора на услуги, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан. Было несколько спорных вопросов, в частности, пункт по предоплате. Он исключен из договоров. Еще раз обращаем ваше внимание: речь идет только о юридических лицах.
– Правда ли, что с начала текущего года для не имеющих приборов учета субъектов бизнеса тариф на тепловую энергию был увеличен на 73% и составил 6810 тенге за Гкал без НДС. Это самый высокий тариф по Карагандинской области?
– Согласно приказу ДКРЕМ по Карагандинской области №159-ОД от 22.07.2016 года тариф на услуги теп-лоснабжения на 2016 год для прочих потребителей, т. е. не относящихся к группе «население» и «бюджетные организации», имеющих ОПУ тепловой энергии, составляет 4036,57 тенге за Гкал без НДС. Потребители, не имеющие общедомовые приборы учета тепловой энергии, платят по тарифу – 6411,02 тенге за Гкал без НДС. Для того, чтобы производить плату за фактически потребляемую тепловую энергию, можем порекомендовать юридическим лицам установить индивидуальный прибор учета тепловой энергии.
Еще раз хотелось бы отметить, что общедомовые приборы учета установлены АО ПТВС практически во всех многоэтажных жилых домах. И за то, что многие субъекты бизнеса продолжают платить по повышенному тарифу, нужно, в большинстве случаев, спросить с председателей КСК, отказывающихся принимать приборы учета.
Информация к размышлению: в газете «Индустриальная Караганда» №155 (22100) от 03.12.2016 года ТОО «Темиржолсу-Караганды» доводит до сведения потребителей своих услуг, что тариф на услуги по производству, передаче и распределению тепловой энергии утвержден в размере 13238,17 тенге за 1 Гкал без НДС.
– Болат Жомартович, спасибо за беседу.
Эльвира АЛПАНБАЕВА.
[ Регистрация | Вход ]