ДЕЛА МАРШРУТНЫЕ
Если честно, когда до места встречи идти не так уж далеко, и, соответственно, у меня есть выбор между вариантами «поехать на маршрутке» и «прогуляться пешком», я выбираю второе. И дело даже не в том, что мне жалко отдавать свои «кровные» шестьдесят тенге вместо привычных сорока. Когда садишься на одиночное сидение в середине салона (или, если все места заняты, становишься, прижавшись к поручню, подальше от входа), то поневоле оглядываешь убранство транспортного средства, на котором тебе волею судеб приходится передвигаться в данный момент, судорожно пытаясь понять, что же все-таки изменилось с того момента, когда цены на проезд повысились. И ты упорно пытаешься «найти пять отличий»… Ты, можно сказать, стараешься! Но… этого сделать не удается. Тот же транспорт, тот же график, тот же водитель и кондуктор в одном лице…
Хотя нет! Изменения все же есть! Из последних я бы хотел выделить новые сиденья бирюзового цвета в одном из ПАЗиков маршрута №5… Значит, подвижки все-таки имеются. Но так ли они значительны? Стоило ли ради этого повышать тариф? Как всегда в подобных случаях, мнения сторон расходятся… Попытаемся же войти в роль и тех, и других. Чего требуют пассажиры? Каковы доводы перевозчиков?
ТОТ, КОГО ПЕРЕВОЗЯТ
Если попробовать выразить логику пассажиров тремя словами, то выглядеть она будет примерно так: «Клиент всегда прав!». Если уж тариф подняли – будьте добры отчитаться, на что пошли эти «лишние» двадцать тенге. Справедливое требование, на мой взгляд. К тому же жители меднорудной столицы особо и не требуют. Это вполне нормальные условия, где нет ничего лишнего. Разве жезказганцам много нужно? Чистые сидения, наличие кондуктора, соблюдающий правила дорожного движения водитель… И чтобы в салоне не было этого стойкого запаха газа или сигаретного дыма. Или, как иногда кажется, и того, и другого…
Еще одна особенность современного общественного транспорта города – появление на линии так называемых «газовых маршруток». Многих такое «соседство», пусть и непродолжительное, настораживает и пугает. Можно ли передвигаться «на газу»? А не на «пороховом» ли транспорте мы ездим?
Сторонники такого вида топлива просят не создавать панику. «Разве бензин не воспламеняется?» – парируют они доводы об опасности «взлететь на воздух» от газового баллона. Резонно. Автомобили на бензине ведь тоже могут загореться или, того хуже, взорваться. «Чему быть, того не миновать! От судьбы не уйдешь!» – подумали одни. «Сяду-ка я лучше в автобус, который дизельным топливом заправляется!» – подумали другие. Тем не менее, и те, и другие понимают, что без общественного транспорта городу не обойтись. Это, кстати, и стало одной из причин повышения тарифа: либо мы увеличим плату за проезд, и жители меднорудной столицы продолжат ездить на общественном транспорте (с сохранением льгот для отдельных категорий граждан); либо перевозчики банкротятся и уходят с рынка, а нам (всем) придется приглядывать место для будущей парковки своего велосипеда. Власти решили идти по первому пути. Однако стало ли от этого легче перевозчикам? Как ни странно, нет.
ТОТ, КТО ПЕРЕВОЗИТ
Если же тремя словами попробовать выразить логику перевозчиков, то выглядеть это должно примерно так: «Цену диктует рынок!». Если для того, чтобы оказывать услугу, мне нужно потратить пять монет, то я не могу продавать результаты своего труда ниже потраченных мною пяти монет, иначе мое дело просто-напросто прогорит! С экономическими законами, конечно, не поспоришь… Однако, как мне кажется, одна из причин негативного отношения жителей города к нашим перевозчикам – «непрозрачность» финансовой деятельности последних. И поверьте – так кажется не одному мне. Сколько раз аксакалы просили перевозчиков предоставить свои расчеты тарифа… Сколько раз эта тема поднималась на заседаниях Общественного совета… И действительно – зачем делать «финансовую тайну» там, где нужна открытость и доступность? Подобная тактика руководителей автопарков даже у людей, далеких от экономики, вызывает подозрения. Может, тариф поднимать и не нужно?
А вот если бы с самого начала перевозчики «вышли в народ»: пошли бы на контакт с представителями общественности, объяснили бы всю ситуацию, подключив к процессу независимых экспертов-оценщиков… Глядишь, и не было бы такого скепсиса в словах жителей. «Ну вот, снова тариф повысили – простой народ грабят!»…
Но это, как говорится, дела минувших дней. Кто старое помянет… Однако даже сейчас, когда тариф подняли, перевозчики слова лишнего о своей работе не скажут: ни о недочетах, ни об успехах…
Простой пример: из десяти перевозчиков, номера которых мне дали, только один смог внятно ответить на мои вопросы. Остальные либо не брали трубку, либо открещивались от каких-либо комментариев: это, мол, не к нам вопросы, это вам в городской отдел ЖКХ надо… Как будто это городской отдел ЖКХ инициировал повышение тарифов на проезд!
Тем не менее, ответы одного из перевозчиков оказались достойны того, чтобы их напечатать. Начнем с того, что нынешние 60 тенге за проезд – тариф, назначенный не самими перевозчиками. По словам индивидуального предпринимателя, они рассчитывали на 70-80 тенге, общественность же и вовсе была против повышения. В результате сошлись на «золотой середине» – «ни туда ни сюда».
Еще одной проблемой для перевозчиков стало повышение цен на топливо: ИП вспоминает, что несколько месяцев назад, когда утверждался новый тариф, литр дизельного топлива стоил 99 тенге, сейчас – 155 тенге. Разница ощутима! При этом никаких льгот на приобретение топлива у перевозчиков нет – мало того, что оно подорожало, так еще и достать его было проблематично.
Приличных затрат требуют и новые запчасти на автобусы. «Скоро вот нужно будет «переобуться» в зимнюю резину, – говорит предприниматель. – Поехали в Караганду ее покупать. И что вы думаете? Недавно одна зимняя шина стоила 27 тысяч тенге, сейчас же мы будем покупать ее за 43 тысячи!»
О покупке новых автобусов речи вообще пока не идет. По словам перевозчика, новый китайский автобус стоит примерно 10 тысяч долларов. Раньше в перерасчете на тенге это было 1,5 миллиона. Сейчас – целых 3,5! Хотя стоит он те же 10 тысяч долларов…
Что тут скажешь? На мой вопрос о выгодности этого бизнеса предприниматель лишь рассмеялся. Недавно он взял кредит на несколько тысяч долларов для того, чтобы обеспечить свои автобусы необходимыми запчастями – впереди ведь зима. «Я не сдаю свои автобусы в аренду, – рассказывает один из перевозчиков. – Тем, кто сдает, наверное, проще: если транспорт «встанет», его будет чинить водитель, а не собственник. Я же все делаю самостоятельно».
Какие же все-таки разные у наших перевозчиков подходы к своей работе. Как, в принципе, и везде. Кто-то может душу вложить в свое, а кто-то – выжимать последние соки, пока ресурсы окончательно не иссякнут… Входишь в один автобус – чистота-порядок, входишь в другой – печаль-тоска… Как будто в двух параллельных вселенных побывал! А ведь у всех перевозчиков, судя по всему, равные условия. Может, следует вести работу в этом направлении? Ратуешь за свои автобусы? Сам ведешь бизнес? Получи льготы, возможность расширить свое дело! Сдаешь свои автобусы в аренду? Интересует лишь сиюминутная выгода, а не повышение сервиса? Извините, займитесь чем-нибудь другим… Возможно, такой метод будет способствовать «отсеиванию» из сферы внутригородских перевозок «случайных» бизнесменов, и, наконец, количество перейдет в качество… А пока мы имеем то, что имеем. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые сдвиги в этой области все же есть. В «маршрутках» стали появляться кондукторы, что, конечно, не может не радовать. Когда в меднорудной столицы нежданно грянули холода, во всех автобусах, что мне попадались, работала печка. Да и водители, как мне кажется, стали корректнее.
Вспоминается одно из заседаний Общественного совета, где обсуждали вопрос качества обслуживания во внутригородском транспорте. Помимо прочего, на нем была высказана инициатива о введении у кондукторов единой формы. Хорошая идея. Но если будет стоять выбор между вариантами «недовольный всем кондуктор в форме» и «приятный кондуктор без формы», я выберу второе. Главное ведь, чтобы по-человечески. А мы уж прорвемся, доедем!
Владимир РОМАНЬКОВ.
Хотя нет! Изменения все же есть! Из последних я бы хотел выделить новые сиденья бирюзового цвета в одном из ПАЗиков маршрута №5… Значит, подвижки все-таки имеются. Но так ли они значительны? Стоило ли ради этого повышать тариф? Как всегда в подобных случаях, мнения сторон расходятся… Попытаемся же войти в роль и тех, и других. Чего требуют пассажиры? Каковы доводы перевозчиков?
ТОТ, КОГО ПЕРЕВОЗЯТ
Если попробовать выразить логику пассажиров тремя словами, то выглядеть она будет примерно так: «Клиент всегда прав!». Если уж тариф подняли – будьте добры отчитаться, на что пошли эти «лишние» двадцать тенге. Справедливое требование, на мой взгляд. К тому же жители меднорудной столицы особо и не требуют. Это вполне нормальные условия, где нет ничего лишнего. Разве жезказганцам много нужно? Чистые сидения, наличие кондуктора, соблюдающий правила дорожного движения водитель… И чтобы в салоне не было этого стойкого запаха газа или сигаретного дыма. Или, как иногда кажется, и того, и другого…
Еще одна особенность современного общественного транспорта города – появление на линии так называемых «газовых маршруток». Многих такое «соседство», пусть и непродолжительное, настораживает и пугает. Можно ли передвигаться «на газу»? А не на «пороховом» ли транспорте мы ездим?
Сторонники такого вида топлива просят не создавать панику. «Разве бензин не воспламеняется?» – парируют они доводы об опасности «взлететь на воздух» от газового баллона. Резонно. Автомобили на бензине ведь тоже могут загореться или, того хуже, взорваться. «Чему быть, того не миновать! От судьбы не уйдешь!» – подумали одни. «Сяду-ка я лучше в автобус, который дизельным топливом заправляется!» – подумали другие. Тем не менее, и те, и другие понимают, что без общественного транспорта городу не обойтись. Это, кстати, и стало одной из причин повышения тарифа: либо мы увеличим плату за проезд, и жители меднорудной столицы продолжат ездить на общественном транспорте (с сохранением льгот для отдельных категорий граждан); либо перевозчики банкротятся и уходят с рынка, а нам (всем) придется приглядывать место для будущей парковки своего велосипеда. Власти решили идти по первому пути. Однако стало ли от этого легче перевозчикам? Как ни странно, нет.
ТОТ, КТО ПЕРЕВОЗИТ
Если же тремя словами попробовать выразить логику перевозчиков, то выглядеть это должно примерно так: «Цену диктует рынок!». Если для того, чтобы оказывать услугу, мне нужно потратить пять монет, то я не могу продавать результаты своего труда ниже потраченных мною пяти монет, иначе мое дело просто-напросто прогорит! С экономическими законами, конечно, не поспоришь… Однако, как мне кажется, одна из причин негативного отношения жителей города к нашим перевозчикам – «непрозрачность» финансовой деятельности последних. И поверьте – так кажется не одному мне. Сколько раз аксакалы просили перевозчиков предоставить свои расчеты тарифа… Сколько раз эта тема поднималась на заседаниях Общественного совета… И действительно – зачем делать «финансовую тайну» там, где нужна открытость и доступность? Подобная тактика руководителей автопарков даже у людей, далеких от экономики, вызывает подозрения. Может, тариф поднимать и не нужно?
А вот если бы с самого начала перевозчики «вышли в народ»: пошли бы на контакт с представителями общественности, объяснили бы всю ситуацию, подключив к процессу независимых экспертов-оценщиков… Глядишь, и не было бы такого скепсиса в словах жителей. «Ну вот, снова тариф повысили – простой народ грабят!»…
Но это, как говорится, дела минувших дней. Кто старое помянет… Однако даже сейчас, когда тариф подняли, перевозчики слова лишнего о своей работе не скажут: ни о недочетах, ни об успехах…
Простой пример: из десяти перевозчиков, номера которых мне дали, только один смог внятно ответить на мои вопросы. Остальные либо не брали трубку, либо открещивались от каких-либо комментариев: это, мол, не к нам вопросы, это вам в городской отдел ЖКХ надо… Как будто это городской отдел ЖКХ инициировал повышение тарифов на проезд!
Тем не менее, ответы одного из перевозчиков оказались достойны того, чтобы их напечатать. Начнем с того, что нынешние 60 тенге за проезд – тариф, назначенный не самими перевозчиками. По словам индивидуального предпринимателя, они рассчитывали на 70-80 тенге, общественность же и вовсе была против повышения. В результате сошлись на «золотой середине» – «ни туда ни сюда».
Еще одной проблемой для перевозчиков стало повышение цен на топливо: ИП вспоминает, что несколько месяцев назад, когда утверждался новый тариф, литр дизельного топлива стоил 99 тенге, сейчас – 155 тенге. Разница ощутима! При этом никаких льгот на приобретение топлива у перевозчиков нет – мало того, что оно подорожало, так еще и достать его было проблематично.
Приличных затрат требуют и новые запчасти на автобусы. «Скоро вот нужно будет «переобуться» в зимнюю резину, – говорит предприниматель. – Поехали в Караганду ее покупать. И что вы думаете? Недавно одна зимняя шина стоила 27 тысяч тенге, сейчас же мы будем покупать ее за 43 тысячи!»
О покупке новых автобусов речи вообще пока не идет. По словам перевозчика, новый китайский автобус стоит примерно 10 тысяч долларов. Раньше в перерасчете на тенге это было 1,5 миллиона. Сейчас – целых 3,5! Хотя стоит он те же 10 тысяч долларов…
Что тут скажешь? На мой вопрос о выгодности этого бизнеса предприниматель лишь рассмеялся. Недавно он взял кредит на несколько тысяч долларов для того, чтобы обеспечить свои автобусы необходимыми запчастями – впереди ведь зима. «Я не сдаю свои автобусы в аренду, – рассказывает один из перевозчиков. – Тем, кто сдает, наверное, проще: если транспорт «встанет», его будет чинить водитель, а не собственник. Я же все делаю самостоятельно».
Какие же все-таки разные у наших перевозчиков подходы к своей работе. Как, в принципе, и везде. Кто-то может душу вложить в свое, а кто-то – выжимать последние соки, пока ресурсы окончательно не иссякнут… Входишь в один автобус – чистота-порядок, входишь в другой – печаль-тоска… Как будто в двух параллельных вселенных побывал! А ведь у всех перевозчиков, судя по всему, равные условия. Может, следует вести работу в этом направлении? Ратуешь за свои автобусы? Сам ведешь бизнес? Получи льготы, возможность расширить свое дело! Сдаешь свои автобусы в аренду? Интересует лишь сиюминутная выгода, а не повышение сервиса? Извините, займитесь чем-нибудь другим… Возможно, такой метод будет способствовать «отсеиванию» из сферы внутригородских перевозок «случайных» бизнесменов, и, наконец, количество перейдет в качество… А пока мы имеем то, что имеем. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые сдвиги в этой области все же есть. В «маршрутках» стали появляться кондукторы, что, конечно, не может не радовать. Когда в меднорудной столицы нежданно грянули холода, во всех автобусах, что мне попадались, работала печка. Да и водители, как мне кажется, стали корректнее.
Вспоминается одно из заседаний Общественного совета, где обсуждали вопрос качества обслуживания во внутригородском транспорте. Помимо прочего, на нем была высказана инициатива о введении у кондукторов единой формы. Хорошая идея. Но если будет стоять выбор между вариантами «недовольный всем кондуктор в форме» и «приятный кондуктор без формы», я выберу второе. Главное ведь, чтобы по-человечески. А мы уж прорвемся, доедем!
Владимир РОМАНЬКОВ.
[ Регистрация | Вход ]