Главная » 2017 » Ноябрь » 17 » ДУНАЙ ЕСПАЕВ: «ЖЕЗКАЗГАНСКИЙ ТЕАТР – МОЙ ЛЮБИМЫЙ!»

ДУНАЙ ЕСПАЕВ: «ЖЕЗКАЗГАНСКИЙ ТЕАТР – МОЙ ЛЮБИМЫЙ!»

17.11.2017 в 09:25 просмотров: 1109 комментариев: 0
Руководитель Карагандинского театра им. К.Станиславского – о жезказганском зрителе, творческом голоде и планах на будущее.

– Дунай Амандыкович! С чего начинается театр имени Станиславского? С вешалки?

 – Не думаю, что выражение «Театр начинается с вешалки» нужно понимать буквально. Тем не менее, у нас есть одно незыблемое правило: входя в театр, любой его сотрудник оставляет все свои личные проблемы за порогом. Он должен отдавать этому месту всего себя. Это, как мне кажется, и есть профессионализм. Вот тогда зритель почувствует, что пришел в театр, уже снимая пальто! Полагаю, что все условия для этого созданы. Ведь, помимо постановок, мы организовываем минуты романса и поэзии, всевозможные выставки… Чтобы люди ассоциировали театр Станиславского не просто с театром, а с местом, где можно духовно обогатиться.

– Каковы у театра планы на будущее?
– Мы стараемся, чтобы театр Станиславского соответствовал своему статусу. В этой связи мы пополняем свой репертуар произведениями русской классики. Мы уже поставили два спектакля: это «Ревизор» Н.В. Гоголя, с которым мы недавно были в Алмате, и «Без вины виноватые» А.Н. Островского. Также мы начали тесное сотрудничество с зарубежными режиссерами. Сейчас Микаил Микаилов из Азербайджана ставит у нас комедию Нила Саймона «Дураки». А уже совсем скоро к нам снова приедет креативный российский режиссер Станислав Васильев, который будет ставить «Вишневый сад» А.П. Чехова… Таким образом, мы будем набирать репертуар, который бы соответствовал русскому театру.

– Тяжело ли Вам, деятелю культуры РК, быть руководителем театра? Ведь это не только творческая, но и организационная работа…
 – Может, это немного пафосно прозвучит… Но если ты работаешь в этой сфере всю жизнь и любишь свою профессию, то все трудности, которые возникают на твоем пути, можно с легкостью преодолеть. Временами я, как дипломированный актер, конечно, скучаю по сцене… Однако в будущем, надеюсь, буду ставить спектакли. Возможно, и играть в них. А как я это буду совмещать? Есть такое понятие, как «тайм-менеджмент»: если грамотно подойти к распределению нашего рабочего времени – можно успеть все. 

– Чувствуете ли Вы определенную «конкуренцию» с кино?
 – Театр XXI – искусство синтетическое. Можно сказать, что сейчас он даже не конкурирует, а сотрудничает с кинематографом: современные театральные режиссеры часто включают в свои постановки различные киноэлементы. Так что… Театру ведь более 3000 лет! И на каждом этапе своего развития о нем говорили: ну теперь точно все, театр умер, его закроют… Но нет, он продолжает развиваться и радовать зрителей. Ведь это – живое искусство, живое сопереживание! Это – живая энергетика, которая образуется между зрителями и актерами. Ее ни с чем не сравнить!

– Кстати, об энергетике… Отличаются ли выступления Вашей труппы на гастролях и, что называется, в «родных пенатах»?
– Конечно! Гастроли – это большая ответственность и огромная психологическая нагрузка. Свои же стены всегда берегут! А это другая сцена, другие зрители… Какое у них останется впечатление? Что они будут думать, когда услышат о театре имени Станиславского в следующий раз? Придут ли на наши спектакли еще? Но профессионализм всегда помогает.

– Шуточный вопрос о Вашей постановке «Два часа счастья»… На сцене герои пьесы Антона Финка часто употребляют спиртное: то горе, то радость у них… Не влияет ли это на здоровье актеров?
(смеется) Вы же понимаете, что это всего лишь игра, всего лишь условность. Сами актеры давно усвоили: для того, чтобы играть на сцене, и играть хорошо, они должны вести здоровый образ жизни.

– Спектакль – это всегда диалог: актеры играют – зрители реагируют – актеры слышат реакцию зрителей. В большинстве своем эта реакция ожидаема: вот сейчас они засмеются, здесь последуют аплодисменты… Бывали ли случаи, когда что-то шло не так?
 – Бывало и такое. Зрители ведь эмоциональны... Но истинных театралов от людей, которые пришли на спектакль в первый раз, всегда можно отличить. Но даже если какие-то реплики из зала имеют место, их всегда можно обыграть. Поэтому и здесь актерам помогает профессионализм.

– Как Вы думаете, готов ли современный зритель к современному театру?
– Конечно! Если зрителя определенным образом «воспитывать» новым театром, он поймет и его. К примеру, когда мы с итальянским режиссером Андреа Бенальо ставили в Карагандинском областном казахском драматическом театре им. С.Сейфуллина спектакль «Козы Корпеш и Баян Сулу» по системе Ежи Гротовского, у меня были опасения. Как зрители встретят такое прочтение эпоса? Получился своеобразный синтез: театральная постановка, песни, искусство пластики и жеста... А еще в спектакле звучат монологи из «Ромео и Джульетты» и «Руслана и Людмилы»… Я думал, наш посыл – такой мутикультурный – не все примут. К счастью, я ошибался.

– Ну и последний вопрос. Как Вам жезказганский театр и жезказганские зрители?
 – Жезказганский театр и этот фестиваль – мои любимые. Именно здесь я получал свои первые награды как актер. Такое невозможно забыть! К тому же наши театры – театры-побратимы, и каждый год мы ездим друг к другу на гастроли. Конечно, я с уважением отношусь к театру им. С.Кожамкулова – на мой взгляд, это уникальный казахский театр, который имеет свой почерк. Но главное – он открыт для всего нового. А это значит, что будущее у театрального искусства Жезказгана есть!

– Спасибо за беседу! Ждем Вас как можно чаще!
– Спасибо Вам!

Владимир РОМАНЬКОВ.
Фото В. ШАВНЕВА.
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.