ЕГО СЛОВО ИСЦЕЛЯЛО ДУШИ
«Ты будешь преклоняться только чести, твоим признанием станет – слово», – так предрекла счастливая мать Токмейл при рождении сына Казыбека. Отец его был бием, а дед Шаншар известен своей мудростью и начитанностью.
«Казыбек рос и воспитывался в традиционной степной культурной среде, где к нему относились как к одаренному ребенку. Его готовили в общественные деятели, придерживающегося ценностных нравственных принципов, учили освоению устного духовного богатства народа и наследия знаменитых биев, основам и технике красноречия, овладению мудрости...». Из книги С.Зиманова «Древний мир права казахов».
Казыбек уже в детские годы проявил красноречие и острый ум, став с годами высоко эрудированным, всенародным оратором с необыкновенной памятью.
«Никто не вечно под небом Аллаха. Лишь сохранив свою честь и достоинство, человек может считать себя человеком, а народ остаться народом...», – говорил Казыбек би. Он был выходцем из самой гущи народа, который своей мудростью, ораторским талантом блестяще разрешил все возникающие споры.
С незапамятных времен казахский народ сохранял свое единство и монолитность, суверенность благодаря дальновидности, государственной мудрости и справедливости биев – таких как Каздауысты Казыбек би (1667-1764) Алибекулы Толе би (1663-1756), Байбекулы Айтеке би (1680-1768). Бии – это символ справедливости.
Феноменальная особенность казахских биев, их самобытное отличительное свойство, не встречающееся у других народов – умение содержательным, глубоким по смыслу словом решать споры и тяжбы. Не опираясь ни на какие формально-прававые нормы, решать спор умным словом – свойство национально-казахское, опирающееся на многовековое уважение к мудрости.
Меткое слово и умение дать отпор в словесном поединке – качество, которыми отличался Казыбек би при правлении Тауке-хана. Тауке был сильным государем для своего времени, чья власть территориально распространялась на все три казахских жуза. «По понятием казахов, ханствование Тауке считается временем, когда они достигли высшей степени военного могущества и в то же время внутри ханства царили мир и спокойствие», – пишет М.Тынышпаев. «Слабые угнетенные роды Тауке соединил в союзы, чтобы последние могли противостоять против сильных родов. Для фактического управления подвластными родами назначил шести биев: в старшей орде – Толе Алибекова (дулат, отделение жаныс); в средней орде – Казыбека (Каздауысты Казыбек – аргын, каракесек); в младшем – Айтеке (алим, торткара, внук брата знаменитого батыра Самаркандского) у кыргизов – Кокым бия Корашорина; у каракалпаков – Сагын бия; у катаган, жайма и других мелких родов – имя бия неизвестно.
Казыбек би был признан главным бием Среднего жуза и вместе с другими вошел в историю как инициатор объединения казахов, кыргызов, каракалпаков, катаганов, жайма и других мелких родов. Казыбек би Келдибекулы является одним из авторов свода законов «Жеты жаргы». Верно оценивая историческую обстановку, он призывал к единству казахского народа, к добрососедским отношениям с жунгарами, русскими, бухарцами.
«Достойны ли мы быть народом? – спрашивал Казыбек би, – народ ставит ханов, когда они справедливы и сильны и проклинает их, когда коварны и трусливы. Народ славит своих батыров, когда они бескорыстны и смелы! Он проклинает батыров, ведущих своих джигитов на бой с межродными племенами».
Всю жизнь Казыбек би желал своему народу честности, порядочности и мира. Его судейская деятельность отличалась красноречием. В устном народном творчестве сохранилось немало ораторских изречий, о которых можно сказать: «Это сказано правдиво рассуждающим, звонкоголосым Казыбек бием».
Никак не уступая по храбрости знаменитым батырам, бии-дипломаты часто определяли и ход политики государства. Так, благодаря усилиям Казыбек бия, между жунгарами и казахами был установлен мир. Он, находясь у джунгарского хана, сказал: «Мы, казахи, в степи пасем скот. Никому не угрожаем, мы – мирный народ. Чтобы счастье и удача не покинули нас, чтобы враг невзначай не ринулся на нас, мы держим копье наготове и знаем цену доброго слова. Мы – народ верный в дружбе, мы гостеприимны и щедры...Сын, рожденный от достойного отца, никогда рабом не станет. Дочь, рожденная честной матерью, рабыней не станет. Мы – вольные люди, дети степи, сыновей и дочерей своих в неволе содержать не станем. Вы, калмыки, отчаянный народ, но в честном бою мы вам не уступим. Если вы – железо, мы расплавим вас, мы за мир, не за вражду, коль надо, схлестнемся в открытом бою. И клинком, и мечом отстоим свою честь. И храбрых джигитов в степях не счесть. Ты – леопард-кабылан, я – лев-арыстан, ты – скакун-тулпар, я –гордый сокол-сункар. И спуску мы вам не дадим, с добром пришли – добром ответь. Не хочешь мира – получишь войну». Цыбан Рабтан после этих слов растерялся от напора, с которым Казыбек би произносил свою речь, и долго молчал... На следующий день было принято решение – он отпустил пленных и долгое время жил в добрососедских отношениях с казахами. Слова великого Казыбек бия не потеряли своей значимости и сегодня.
«Казыбек рос и воспитывался в традиционной степной культурной среде, где к нему относились как к одаренному ребенку. Его готовили в общественные деятели, придерживающегося ценностных нравственных принципов, учили освоению устного духовного богатства народа и наследия знаменитых биев, основам и технике красноречия, овладению мудрости...». Из книги С.Зиманова «Древний мир права казахов».
Казыбек уже в детские годы проявил красноречие и острый ум, став с годами высоко эрудированным, всенародным оратором с необыкновенной памятью.
«Никто не вечно под небом Аллаха. Лишь сохранив свою честь и достоинство, человек может считать себя человеком, а народ остаться народом...», – говорил Казыбек би. Он был выходцем из самой гущи народа, который своей мудростью, ораторским талантом блестяще разрешил все возникающие споры.
С незапамятных времен казахский народ сохранял свое единство и монолитность, суверенность благодаря дальновидности, государственной мудрости и справедливости биев – таких как Каздауысты Казыбек би (1667-1764) Алибекулы Толе би (1663-1756), Байбекулы Айтеке би (1680-1768). Бии – это символ справедливости.
Феноменальная особенность казахских биев, их самобытное отличительное свойство, не встречающееся у других народов – умение содержательным, глубоким по смыслу словом решать споры и тяжбы. Не опираясь ни на какие формально-прававые нормы, решать спор умным словом – свойство национально-казахское, опирающееся на многовековое уважение к мудрости.
Меткое слово и умение дать отпор в словесном поединке – качество, которыми отличался Казыбек би при правлении Тауке-хана. Тауке был сильным государем для своего времени, чья власть территориально распространялась на все три казахских жуза. «По понятием казахов, ханствование Тауке считается временем, когда они достигли высшей степени военного могущества и в то же время внутри ханства царили мир и спокойствие», – пишет М.Тынышпаев. «Слабые угнетенные роды Тауке соединил в союзы, чтобы последние могли противостоять против сильных родов. Для фактического управления подвластными родами назначил шести биев: в старшей орде – Толе Алибекова (дулат, отделение жаныс); в средней орде – Казыбека (Каздауысты Казыбек – аргын, каракесек); в младшем – Айтеке (алим, торткара, внук брата знаменитого батыра Самаркандского) у кыргизов – Кокым бия Корашорина; у каракалпаков – Сагын бия; у катаган, жайма и других мелких родов – имя бия неизвестно.
Казыбек би был признан главным бием Среднего жуза и вместе с другими вошел в историю как инициатор объединения казахов, кыргызов, каракалпаков, катаганов, жайма и других мелких родов. Казыбек би Келдибекулы является одним из авторов свода законов «Жеты жаргы». Верно оценивая историческую обстановку, он призывал к единству казахского народа, к добрососедским отношениям с жунгарами, русскими, бухарцами.
«Достойны ли мы быть народом? – спрашивал Казыбек би, – народ ставит ханов, когда они справедливы и сильны и проклинает их, когда коварны и трусливы. Народ славит своих батыров, когда они бескорыстны и смелы! Он проклинает батыров, ведущих своих джигитов на бой с межродными племенами».
Всю жизнь Казыбек би желал своему народу честности, порядочности и мира. Его судейская деятельность отличалась красноречием. В устном народном творчестве сохранилось немало ораторских изречий, о которых можно сказать: «Это сказано правдиво рассуждающим, звонкоголосым Казыбек бием».
Никак не уступая по храбрости знаменитым батырам, бии-дипломаты часто определяли и ход политики государства. Так, благодаря усилиям Казыбек бия, между жунгарами и казахами был установлен мир. Он, находясь у джунгарского хана, сказал: «Мы, казахи, в степи пасем скот. Никому не угрожаем, мы – мирный народ. Чтобы счастье и удача не покинули нас, чтобы враг невзначай не ринулся на нас, мы держим копье наготове и знаем цену доброго слова. Мы – народ верный в дружбе, мы гостеприимны и щедры...Сын, рожденный от достойного отца, никогда рабом не станет. Дочь, рожденная честной матерью, рабыней не станет. Мы – вольные люди, дети степи, сыновей и дочерей своих в неволе содержать не станем. Вы, калмыки, отчаянный народ, но в честном бою мы вам не уступим. Если вы – железо, мы расплавим вас, мы за мир, не за вражду, коль надо, схлестнемся в открытом бою. И клинком, и мечом отстоим свою честь. И храбрых джигитов в степях не счесть. Ты – леопард-кабылан, я – лев-арыстан, ты – скакун-тулпар, я –гордый сокол-сункар. И спуску мы вам не дадим, с добром пришли – добром ответь. Не хочешь мира – получишь войну». Цыбан Рабтан после этих слов растерялся от напора, с которым Казыбек би произносил свою речь, и долго молчал... На следующий день было принято решение – он отпустил пленных и долгое время жил в добрососедских отношениях с казахами. Слова великого Казыбек бия не потеряли своей значимости и сегодня.
Кенжал БАЛКЕНОВ,
директор историко-производственного
музея им.К.И.Сатпаева.
директор историко-производственного
музея им.К.И.Сатпаева.
[ Регистрация | Вход ]