Главная » 2014 » Декабрь » 19 » Этап «Практика в школе» как способ совершенствования педагогического процесса

Этап «Практика в школе» как способ совершенствования педагогического процесса

19.12.2014 в 09:21 просмотров: 1217 комментариев: 0 Образование
       Проблемы повышения квалификации педагогов поднимались неоднократно и на разных уровнях. Педагоги имеют возможность повышать свою квалификацию на семинарах, курсах, мастер-классах, тренингах. В основном, это теоретическая возможность повысить свой методический уровень. Появление в последние годы Программы уровневых курсов дала возможность пересмотреть подходы к переподготовке педагогов. Данная программа предлагает уникальную возможность соединения теоретических основ и практических возможностей реализации новых идей. Данная программа - единственный способ реализации комплексного подхода повышения квалификации учителей.
     В чём проявляется комплексный подход? Программа делится на 3 этапа: «Лицом к лицу», «Практика в школе», «Лицом к лицу» и основной её задачей является помощь казахстанским учителям в оценке и усовершенствовании педагогической практики. Неоспорим тот факт, что стержневой фигурой процесса обучения является педагог и его убеждения, его повседневная работа в классе.
     Этап обучения на курсах нового формата «Практика в школе» позволяет начать внедрение ключевых идей Программы в практику преподавания, а также проанализировать свои знания и убеждения, понять, что представляет собой качественное преподавание и подвергнуть сомнению укоренившиеся стереотипы в преподавании.
     Вооружившись багажом теоретических знаний на первом этапе, учитель возвращается в школу и начинает внедрять намеченный план действий по реализации школьной практики. Данная схема показывает, с чего начинается 2 этап уровневых курсов. В начале практики первостепенным является изучение состояния школы, куда входит: встреча с администрацией, изучение документации, плана развития школы, проведение анкетирования среди учителей, учащихся и родительской общественности. Для осуществления преобразований в период практики создается фокус-группа из числа заинтересованных педагогов.
На первых порах большинство педагогов сталкивается с определёнными трудностями:
  • Необходимость преодоления стереотипов мышления коллег;
  • ограниченность восприимчивости учителей к новым идеям;
  • преобладание традиционного стиля преподавания;
  • непонимание со стороны администрации и коллег.
Для некоторых эти препятствия могут стать решающими и помешать претворять в жизнь намеченные идеи. Но всё это можно преодолеть, имея твёрдые убеждения, что преобразования необходимы и желание их реализовать. Педагог не должен забывать, что его главная задача – обучение учащихся и именно это заставляет нас двигаться вперед,  искать и внедрять новые подходы в практику преподавания. Помощниками учителями на данном этапе являются коллеги, учащиеся, родители, поэтому он должен прежде всего мотивировать всех, с кем он работает, подвигнуть их на реализацию новых идей. Успешность реализации программного плана в период практики невозможна без создания коллаборативной среды, которая возникает при тесном сотрудничестве, когда педагогов объединяет единая идея, решение общих проблем.
      Следующим этапом практики является тесная работа с менти (подопечным), что предполагает поддержку, консультации, рекомендации, то есть своего рода наставничество. Менторинг (наставничество) сконцентрирован на профессиональном и личностном развитии подопечного. В настоящее время, в век информационных технологий, актуальными являются новые подходы в работе учителя. Один из них, который широко используется учителями-новаторами, коучинг. Во время практики коучинг-сессии были сконцентрированы на решении конкретных вопросов и проблем, направленных на развитие школы. В ходе посещения уроков, проведения уроков в рамках подхода Lesson Study, исследования в действии на базе школы накапливаются практические знания, меняется понимание, которое, в свою очередь, воздействует на опыт. Считаю, что данная программа требует признания.
       Важным аспектом деятельности педагога в период практики является стремление понять, как отдельными учащимися постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания новых подходов.
      Чтобы правильно понимать значение новых подходов в преподавании, важно знать, что всё, что намечено педагогом и рекомендуется Программой уровневых курсов, нацелено на совершенствование качества преподавания.
Качественное преподавание не только становится возможным при наличии условий для обучения, более того – оно напрямую зависит от них.Поэтому на завершающем этапе практики в школе педагогам приходится много рефлексировать, тщательно изучать промежуточные результаты проведенного исследования.
        Период «Практика в школе» позволяет педагогу понять, что качественное преподавание – это симбиоз обучающихся, окружающей среды и возможностей преподавания и обучения.
       На наш взгляд, ценность Программы уровневых состоит именно в том, что педагоги имеют возможность ещё в период обучения увидеть конкретные результаты тех преобразований, которые были ими намечены.
      Теоретические знания, полученные при изучении 7 модулей Программы, помогают учителю применять разные виды оценивания, увидеть на практике пути пополнения знаний, осуществлять неформальное обучение, способствовать развитию активной деятельности учеников и, без сомнения, успешно реализовывать программный план.
 
Н.А.ОНОПРИЕНКО, учитель иностранных языков КГУ «Гимназия № 97»,  М.А.АБДУЛЛИНА, учитель истории КГУ «СОШ №16».
 
 
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.