Главная » 2014 » Ноябрь » 21 » ФИЛОСОФИЯ МАСТЕРОВ КОБЫЗА

ФИЛОСОФИЯ МАСТЕРОВ КОБЫЗА

21.11.2014 в 18:56 просмотров: 1943 комментариев: 0
Поистине эпохальное событие произошло в горняцком городе Сатпаеве, на днях здесь состоялся 1-ый за всю историю становления города Республиканский конкурс музыкантов, мастеров игры на кобызе, имени Ердена Сандыбайулы.
Следует отметить отрадность этого факта, что местом проведения первого в истории суверенного Казахстана конкурса игры на национальном казахском инструменте – кобызе был избран наш регион, и именно город Сатпаев, славный своими трудовыми и культурными традициями.
Первый конкурс исполнительского мастерства игры на кобызе собрал цвет отечественной национальной музыкальной культуры, известных знатоков и ценителей этого уникального музыкального инструмента. Как известно, само появление кобыза в ряду казахских национальных инструментов овеяно красивыми и печальными легендами о Коркыте, мечтавшем преодолеть конечность, бренность земного существования и достичь заветного предела замечательной земли, где нет болезней и горя, смерти и нужды. И вот этот взыскательный поиск человеческого духа, безграничная тоскующая душа музыканта, великого искателя и подвижника духа и сегодня звучит в звуках инструмента, который он, согласно преданиям, и создал.
С тех пор кобыз звучит на бескрайних просторах казахской степи и в звуках его струн слышится живой, то печальный, то ликующий  голос человека. Именно эта особенность звукового ряда кобыза и снискала ему популярность среди музыкантов.
Поэтому  членами компетентного жюри стали такие уважаемые и известные в стране деятели искусств, как известный композитор, заслуженный ветеран труда Республики Казахстан, деятель искусства, как Ермурат Усенов (Алматы, Казахская национальная академия искусств), Саян Акмолдаев – учитель специализированной музыкальной школы (Алматы), Базархан Косбасаров, профессор, заслуженный ветеран труда Республики Казахстан, деятель искусств (Алматы, Казахская национальная академия), Алмат Сайжан – неоднократный лауреат престижных международных конкурсов, представитель Казахского национального университета искусств, Ержигит Оспанханов – лауреат республиканских конкурсов (Караганда), Рымкул Бимендина, заслуженный ветеран труда Республики Казахстан, деятель искусств, обладательница медали «Еңбек ардагері» (Караганда), Байгара Садуакасов, наш земляк, обладатель почетного знака, известный музыкант (Жезказган).
Конкурсные состязания исполнителей игры на кобызе завершились в субботу торжественной церемонией награждения победителей конкурса. Им были вручены денежные сертификаты на 100, 200, 500 тысяч и главный приз – сертификат на 1 миллион тенге. Право вручения главной награды было доверено акиму Сатпаева Әнуару Омар, который в своем выступлении отметил важность и исключительную значимость состоявшегося на сатпаевской земле музыкального конкурса и поблагодарил уважаемых мэтров национальной музыкальной культуры – жюри конкурса за внимание к конкурсу и объективную работу. Очень непростую, так выбирать пришлось из числа очень сильных по технике исполнения и оригинальных по манере звукоизвлечения музыкантов. Абсолютным победителем соревнований и обладателем 1-го миллиона тенге был признан Дамир Абашев.   Абашев Дамир бас жүлде 1 млн тенге; Мақпал Манасбаева І орын 500 мың тенге; Медеубек Мақсат ІІ 250 мың тенге; Ақажан Бақжол ІІ орын 250 мың тенге; Санджай Альмишев ІІІ орын 100 мың тенге; Шарапатова Шолпан ІІІ орын 100 мың тенге; Бекжігіт Айғаным дипломант 50 мың тенге; "Үкілі үміт" номинациясы бойынша Бекмағанбетова Айгерим 30 мың тенге
Музыкальным завершением церемонии награждения победителей стал галла-концерт лучших кобызистов страны: Дамира Абашева, Санджая Альмишева, Шолпан Шарапатовой, Макпал Манасбаевой, Акажан Бакжола, Максат Медеубека.
P.S Философия мастеров кобыза безгранична – она вне времени и вне пространства. Слушая завораживающие звуки этого инструмента будто мысленно уносишься в те далекие время, когда земля была полна волшебства, а на бескрайних просторах степи оживали легенды о Коркыте, где мудрые старцы, акыны, жыршы и баксы были неизменными спутниками великого кочевого народа. Где поющая душа кобыза словно бессмертные души предков звучала над сводами священной земли казахов и каждый любил его волшебное звуки…
Светлана СОКОЛОВА.
 
СПРАВКА ЖВ: 
Легенда о создании кобыза
Кобыз - один из древнейших казахских народных инструментов, он является прародителем многих смычковых инструментов. Кобыз делается из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.
На кобызе баксы, внутри корпуса и на широкой головке, подвешивались металлические кованые пластинки, завитки, колокольчики конырау, которые при встряхивании инструмента создавали особый фон. Примечательно, что при игре на кобызе исполнитель не прижимает струны к грифу. Прикосновения к струнам ногтями или подушечками пальцев, в совокупности с конструкцией инструмента, создают неповторимое своеобразие звучания.
По легенде кобыз создал Коркыт-ата, великий шаман и сказитель степей. Он не мог смириться со скоротечностью человеческой жизни и решил бороться против неизбежной смерти. «Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу – сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи – ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и Коркыта. Видя и слыша все это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай – первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их». (М. Ауэзов. Мысли разных лет).
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.