ИГРА КАК СПОСОБ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь.
Вместе с тем результаты исследований и практик свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, на развитие речи, пространственных представлений взаимодействуют с учебным материалом (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму и т.д. Данные виды работы помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся с нарушениями интеллекта.
Примерные игры и упражнения на развитие мышления:
1 «Объясни значение». Учитель просит учеников объяснить значение выделенных слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова:
Открытое окно - открытый вопрос,
Носить очки - набрать очки в игре,
Операция на сердце - военная операция,
Русский язык - язык во рту и т.д.
2 «Найди лишнее». Вычеркните лишнее слово и объясните, почему оно сюда не подходит. (Слова пишутся заранее на закрытой доске):
Морковь, огурец, картофель, конфеты, капуста;
Тюльпан, гвоздика, ромашка, арбуз, роза;
Весна, лето, осень, мороз, зима и т.д. А теперь задание наоборот: что общего у этих пяти слов, можно ли их объединить в одну группу и почему?
3 «Самый-самый». На доске заранее написаны строчки. Задача детей - расположить в порядке убывания, подписав под словами соответствующие цифры. Например:
-Кто самый быстрый: ракета, бабочка, птица, самолет, вертолет? - ответ: «ракета-1, бабочка-5, птица- 4, самолет-2, вертолет-3»;
-Кто самый медленный: собака, лошадь, червяк, змея, черепаха?
-Что ярче светит: настольная лампа, люстра, прожектор, свеча, солнце?
Упражнения на развитие точности восприятия:
1 «Дорисуй фигуры». Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите его дорисовать их.
2 «Конструирование по образцу». Детям предлагается построение фигур из палочек (домика, геометрических фигур, различных предметов) по памяти. При возникновении трудностей у ребенка демонстрируется способ конструирования и просят его выполнить задание по образцу.
Игры на развитие памяти.
1 «Слова, начинающиеся с одной буквы». Каждому ученику поручается следить во время небольшого рассказа за словами, начинающимися с одной определенной буквы. Он должен запомнить 5-7 таких слов в том порядке, в каком он их услышал, и по окончании чтения в таком же порядке их записать. При вторичном чтении рассказа проверяется правильность выполнения задания.
2 «Найди образец». Материал к заданию: 10-15 карточек с различным изображением нескольких неупорядоченных объектов (геометрические фигуры, цифры, буквы), среди которых нет полностью совпадающих.
Учитель показывает ученикам одну из этих карточек и предлагает ее запомнить. Затем он помещает ее среди других карточек набора. Ученики должны ее отыскать. В более сложном варианте ученикам предлагается составить или зарисовать запомненную карточку из отдельных элементов по памяти.
Упражнения на развитие внимания.
«Не пропусти профессию». Учитель: «Сейчас мы будем поднимать руки только тогда, когда среди названных мною слов вы услышите названия профессий: лампа, водитель, ножницы, попугай, пекарь, шахтер, продавец, тетрадь, птица и др.» .
Сейчас в интернете можно найти очень много разнообразных методик, заданий, дидактических игр и упражнений, направленных на развитие познавательной деятельности. Очень важно подбирать индивидуальные задания для ребенка с учетом имеющихся знаний, умений, навыков, учебный материал должен быть понятен и доступен для детей.
Также надо обязательно использовать наглядный и раздаточный материал, необходимо многократное повторение и закрепление пройденных тем, и тогда обязательно будут изменения в лучшую сторону в умственном развитии детей с интеллектуальными нарушениями.
Вместе с тем результаты исследований и практик свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, на развитие речи, пространственных представлений взаимодействуют с учебным материалом (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму и т.д. Данные виды работы помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся с нарушениями интеллекта.
Примерные игры и упражнения на развитие мышления:
1 «Объясни значение». Учитель просит учеников объяснить значение выделенных слов, подобрав к ним близкие по смыслу слова:
Открытое окно - открытый вопрос,
Носить очки - набрать очки в игре,
Операция на сердце - военная операция,
Русский язык - язык во рту и т.д.
2 «Найди лишнее». Вычеркните лишнее слово и объясните, почему оно сюда не подходит. (Слова пишутся заранее на закрытой доске):
Морковь, огурец, картофель, конфеты, капуста;
Тюльпан, гвоздика, ромашка, арбуз, роза;
Весна, лето, осень, мороз, зима и т.д. А теперь задание наоборот: что общего у этих пяти слов, можно ли их объединить в одну группу и почему?
3 «Самый-самый». На доске заранее написаны строчки. Задача детей - расположить в порядке убывания, подписав под словами соответствующие цифры. Например:
-Кто самый быстрый: ракета, бабочка, птица, самолет, вертолет? - ответ: «ракета-1, бабочка-5, птица- 4, самолет-2, вертолет-3»;
-Кто самый медленный: собака, лошадь, червяк, змея, черепаха?
-Что ярче светит: настольная лампа, люстра, прожектор, свеча, солнце?
Упражнения на развитие точности восприятия:
1 «Дорисуй фигуры». Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите его дорисовать их.
2 «Конструирование по образцу». Детям предлагается построение фигур из палочек (домика, геометрических фигур, различных предметов) по памяти. При возникновении трудностей у ребенка демонстрируется способ конструирования и просят его выполнить задание по образцу.
Игры на развитие памяти.
1 «Слова, начинающиеся с одной буквы». Каждому ученику поручается следить во время небольшого рассказа за словами, начинающимися с одной определенной буквы. Он должен запомнить 5-7 таких слов в том порядке, в каком он их услышал, и по окончании чтения в таком же порядке их записать. При вторичном чтении рассказа проверяется правильность выполнения задания.
2 «Найди образец». Материал к заданию: 10-15 карточек с различным изображением нескольких неупорядоченных объектов (геометрические фигуры, цифры, буквы), среди которых нет полностью совпадающих.
Учитель показывает ученикам одну из этих карточек и предлагает ее запомнить. Затем он помещает ее среди других карточек набора. Ученики должны ее отыскать. В более сложном варианте ученикам предлагается составить или зарисовать запомненную карточку из отдельных элементов по памяти.
Упражнения на развитие внимания.
«Не пропусти профессию». Учитель: «Сейчас мы будем поднимать руки только тогда, когда среди названных мною слов вы услышите названия профессий: лампа, водитель, ножницы, попугай, пекарь, шахтер, продавец, тетрадь, птица и др.» .
Сейчас в интернете можно найти очень много разнообразных методик, заданий, дидактических игр и упражнений, направленных на развитие познавательной деятельности. Очень важно подбирать индивидуальные задания для ребенка с учетом имеющихся знаний, умений, навыков, учебный материал должен быть понятен и доступен для детей.
Также надо обязательно использовать наглядный и раздаточный материал, необходимо многократное повторение и закрепление пройденных тем, и тогда обязательно будут изменения в лучшую сторону в умственном развитии детей с интеллектуальными нарушениями.
А. М. ОСПАНОВА,
педагог-дефектолог ПМПК.
педагог-дефектолог ПМПК.
[ Регистрация | Вход ]