ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТА «САМОПОЗНАНИЕ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САДА
«…Чтобы ответить на вопросы бытия, нужно возродить общечеловеческие ценности, вернуться к своим собственным истокам. И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником духовности – задача из задач для каждого в отдельности человека и для нас всех вместе, ныне живущих и только вступающих в жизнь людей. И если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке».
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, осознания своей индивидуальности в окружающем мире.
Самопознание – это глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но прежде всего осознание своей высшей духовной природы. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество преображения личности.
В связи с этим, «Самопознание» как дисциплина способствует выявлению в каждом воспитаннике общечеловеческих ценностей, обладает бесценными сокровищами, приобщение к которым обогащает его жизнь духовными знаниями.
Какова же истинная цель воспитания в детском саду по дисциплине «Самопознание»? Чтобы каждый ребенок ощущал себя счастливым человеком! Окружить его лаской, нежностью, добром и улыбкой. Духовность можно понимать, как данную свыше способность сопереживать, сочувствовать, сознавать. Важно напитать ребенка с самого раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, развивая в нем самые важные добродетели: любовь, сострадание, терпимость, мир и спокойствие, правдивость.
Целью дошкольного образования является разностороннее целостное развитие личности воспитанника, ориентированного на общечеловеческие ценности.
Не каждый педагог, даже очень грамотный, владеющий методикой, может раскрыть в детях общечеловеческие ценности, если в нем нет самого главного – любви к детям, знания детской психологии. Поэтому очень важно, какой воспитатель окажется рядом и поведет ребенка за руку по пути жизни, важно найти те добрые глаза, те отзывчивые души, кто вдохновит на добрые поступки. И научит любить сердцем. Можно сколько угодно говорить о том, что надо беречь природу, и дети будут повторять эти слова за воспитателем. Но знает ли он, понимает ли он, как беречь? Он знает о яблоке из рассказов воспитателя: это фрукт, растет на дереве, о его свойствах, вкусовых качествах и т.д. А правильнее привлечь детей к действиям: посадить зернышко, саженцы, семечко. Вместе наблюдать за процессом роста, вместе поливать, рыхлить, наблюдать в ожидании результатов своего труда, своих действий. Появится ли у детей интерес, запомнит ли он, что необходимо для роста растений – свет, тепло, воздух, вода, уход. Что еще необходимо для роста растения, конечно, энергия любви, которая творит чудеса. Дети, сами участвующие в процессе посадки, ухода за растениями, никогда не сломают ветку, не затопчут траву, они научатся не только говорить, что природу надо беречь, но по-настоящему будут беречь ее и любить. Это и есть интеграция, когда во все наши образовательные действия вложена частичка сердца.
Задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков перевода его на школьные «рельсы», а в том, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия его духовно-нравственного, творческого, интеллектуального потенциала. Одним из путей оптимизации соотношения двигательной, интеллектуальной, творческой и, самое важное, нравственно-духовной деятельности дошкольников рассматривается процесс интеграции предмета «Самопознание» в дошкольное образовательное пространство.
В нашем детском саду каждое занятие начинается с позитивного настроя и сопровождается красивой, спокойной музыкой. Позитивный настрой в начале дня настраивает детей на позитивное мышление, успокаивает тех, кто немного эмоционален или тревожен, активизирует их познавательную деятельность, способствует общению и осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку. В итоге при постоянной поддержке позитивного настроя формируется и положительное мышление, которое приводит ребенка к гармонии с собой и окружающим миром.
Детям младших групп педагог наглядно дает пояснение, определяющее содержание. В старших группах дети сами дают определение содержанию крылатых слов, запоминают, заучивают.
На занятии используются притчи, короткие рассказы, сказки, истории, помогающие детям понять, а воспитателю раскрыть общечеловеческие ценности на примере поступков героев, персонажей, о которых не читает, а душевно рассказывает воспитатель. Рассказ, притча должны быть интересны и понятны детям по содержанию, иллюстрировать и подчеркивать значение нравственных ценностей.
Важно личное отношение ребенка (детей) к действиям и поступкам в рассказанной притче, выявление ценности.
«Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка», – писал В.А. Сухомлинский.
Наталья ЕМЕЛЬЯНЕНКО,
воспитатель высшей категории
ясли-сада «Көктем».
С. Назарбаева.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, осознания своей индивидуальности в окружающем мире.
Самопознание – это глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но прежде всего осознание своей высшей духовной природы. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество преображения личности.
В связи с этим, «Самопознание» как дисциплина способствует выявлению в каждом воспитаннике общечеловеческих ценностей, обладает бесценными сокровищами, приобщение к которым обогащает его жизнь духовными знаниями.
Какова же истинная цель воспитания в детском саду по дисциплине «Самопознание»? Чтобы каждый ребенок ощущал себя счастливым человеком! Окружить его лаской, нежностью, добром и улыбкой. Духовность можно понимать, как данную свыше способность сопереживать, сочувствовать, сознавать. Важно напитать ребенка с самого раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, развивая в нем самые важные добродетели: любовь, сострадание, терпимость, мир и спокойствие, правдивость.
Целью дошкольного образования является разностороннее целостное развитие личности воспитанника, ориентированного на общечеловеческие ценности.
Не каждый педагог, даже очень грамотный, владеющий методикой, может раскрыть в детях общечеловеческие ценности, если в нем нет самого главного – любви к детям, знания детской психологии. Поэтому очень важно, какой воспитатель окажется рядом и поведет ребенка за руку по пути жизни, важно найти те добрые глаза, те отзывчивые души, кто вдохновит на добрые поступки. И научит любить сердцем. Можно сколько угодно говорить о том, что надо беречь природу, и дети будут повторять эти слова за воспитателем. Но знает ли он, понимает ли он, как беречь? Он знает о яблоке из рассказов воспитателя: это фрукт, растет на дереве, о его свойствах, вкусовых качествах и т.д. А правильнее привлечь детей к действиям: посадить зернышко, саженцы, семечко. Вместе наблюдать за процессом роста, вместе поливать, рыхлить, наблюдать в ожидании результатов своего труда, своих действий. Появится ли у детей интерес, запомнит ли он, что необходимо для роста растений – свет, тепло, воздух, вода, уход. Что еще необходимо для роста растения, конечно, энергия любви, которая творит чудеса. Дети, сами участвующие в процессе посадки, ухода за растениями, никогда не сломают ветку, не затопчут траву, они научатся не только говорить, что природу надо беречь, но по-настоящему будут беречь ее и любить. Это и есть интеграция, когда во все наши образовательные действия вложена частичка сердца.
Задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков перевода его на школьные «рельсы», а в том, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия его духовно-нравственного, творческого, интеллектуального потенциала. Одним из путей оптимизации соотношения двигательной, интеллектуальной, творческой и, самое важное, нравственно-духовной деятельности дошкольников рассматривается процесс интеграции предмета «Самопознание» в дошкольное образовательное пространство.
В нашем детском саду каждое занятие начинается с позитивного настроя и сопровождается красивой, спокойной музыкой. Позитивный настрой в начале дня настраивает детей на позитивное мышление, успокаивает тех, кто немного эмоционален или тревожен, активизирует их познавательную деятельность, способствует общению и осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку. В итоге при постоянной поддержке позитивного настроя формируется и положительное мышление, которое приводит ребенка к гармонии с собой и окружающим миром.
Детям младших групп педагог наглядно дает пояснение, определяющее содержание. В старших группах дети сами дают определение содержанию крылатых слов, запоминают, заучивают.
На занятии используются притчи, короткие рассказы, сказки, истории, помогающие детям понять, а воспитателю раскрыть общечеловеческие ценности на примере поступков героев, персонажей, о которых не читает, а душевно рассказывает воспитатель. Рассказ, притча должны быть интересны и понятны детям по содержанию, иллюстрировать и подчеркивать значение нравственных ценностей.
Важно личное отношение ребенка (детей) к действиям и поступкам в рассказанной притче, выявление ценности.
«Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка», – писал В.А. Сухомлинский.
Наталья ЕМЕЛЬЯНЕНКО,
воспитатель высшей категории
ясли-сада «Көктем».
[ Регистрация | Вход ]