ИСТОРИЯ И ЛЕГЕНДЫ ТЕРЕКТЫ-АУЛИЕ
В 80-ти километрах на северо-восток от Жезказгана расположен культовый комплекс Теректы-Аулие («тополиное святое место»). Обилие родников, живописный ландшафт и, конечно же, почитаемые могилы предков и древние наскальные изображения с незапамятных времен притягивали к себе паломников.
Впервые о существовании этого объекта стало известно в 1948 году из сообщения А.Х. Маргулана. В период с 1996 по 1999 годы под руководством археологов З. Самашева, Ж. Курманкулова и Ж.Жетыбаева здесь были произведены раскопки курганов эпохи бронзы и документированы петроглифы.
Территория комплекса Теректы-Аулие занимает площадь размером 1,5×1 км, здесь вблизи невысоких скалистых сопок сосредоточены несколько родников, поселения и могильники эпохи неолита, бронзового века, средневековья и нового времени, а также петроглифы. Наскальные рисунки находятся в четырех пунктах на южных склонах гранитных скал. Поселения и могильники Теректы-Аулие слабо изучены. Самыми впечатляющими памятниками комплекса являются петроглифы и мавзолеи, расположенные в юго-западной части комплекса, между линией древних курганов и гранитным холмом с петроглифами. У подножия холма пробивается источник, к которому в скале прорыт колодец. Считается, что вода его обладает целебной силой и помогает от бесплодия, простуды и неврастении
В восточной части кладбища располагаются мавзолеи IX–XII веков, связываемые местной устной традицией с захоронениями Оспан-баба, Абылкаир-ата, Жанкара-ата, Муталип-баба и др. Именно они являются сегодня главными объектами поклонения: ветки ближайших кустарников увешаны пестрыми лоскутками – приношениями паломников. Специалисты склоняются к мнению, что все сохранившиеся строения некрополя относятся к XIX-XX векам и являются захоронениями представителей казахских родов «Баганалы» и «Балталы». Петроглифы Теректы-Аулие – самые древние и наиболее значительные памятники комплекса. Эстетическая сила петроглифов Теректы-Аулие заключается в высоком качестве их исполнения и гармоничной включенности в ландшафт. Гравюры выполнены на гладких поверхностях, на вершинах и выпуклостях четырех гранитных холмов. Крупнозернистый гранитный материал позволял создавать фигуры достаточно крупных размеров, 15-70 см в длину. Подверженность гранита эрозии делает гравюры уязвимыми, и за минувшие тысячелетия большая часть изображений на вершинах скал оказалась утраченной. Сегодня на памятнике сохранилось около 300 петроглифов, распределенных на 27 поверхностях.
На камнях Теректы встречаются интересные рисунки солнца с прямыми и загнутыми линиями, между ними – изображения различных животных и человека. В мифологии тюркских и монгольских народов очень часто встречаются образы животных. О том, что наши далекие предки в этих краях занимались кочевым хозяйством, позволяют судить многочисленные образы домашних животных. Можно различить несколько вариантов изображений быков-бактрианов с разной длиной и формой рогов; рисунки 12-ти козлов, расположенных друг за другом, могут олицетворять периоды жизни человека «мүшел» или календарь. Встречаются рисунки животных с длинной клювовидной мордой, с укороченными ногами и древовидными рогами, напоминающие оленей; трехпалого хищника из семейства кошачьих с длинным спирально закрученным хвостом и телом лошади. Можно особо выделить наибольшее количество рисунков коня – образ которого является символом кочевника, олицетворяющего мощь кочевых племен. В бытовой жизни казахов конь всегда ценился выше других домашних животных и его особо любили и берегли. Целая вереница лошадей разного размера, в том числе и танцующих являются свидетелями многих событий, которым посвящены сохранившиеся интересные легенды.
На одной из сопок издали видна отшлифованная наклонная полоса (длиной около 2,5 метра, шириной 35-40 см), названная «Аулие сырганагы».
Здесь же особое место занимает след стопы человека и конского копыта, которые породили много мифов и красивых легенд. По одной из них, относящейся к XI веку и известной по сведениям аль-Бируни, в частности, говорится о Хазрет-Али и его коне Дулдуле. Весь израненный в борьбе с местными кочевыми племенами Хазрет-Али решил умереть на гранитных сопках места, которое ему понравилось. Привязав на вершине своего коня, совершив молитву, он выбрал среди камней место и прилег в удобное ложе. Утром, проснувшись, Хазрет-Али не поверил в чудо. Раны все исцелились, и он поднялся совершенно здоровым. У святого родника он увидел одинокое дерево – терек (тополь). Считают, что именно Хазрет-Али назвал Теректы-Аулие (святое) и эти места, которые впервые были описаны в арабских письменных источниках. Углубленная в камне удобная ниша, где по легенде лежал Хазрет-Али, отшлифована паломниками, которые здесь проводят сеансы оздоровления, ночуют, молятся, совершают жертвоприношения, пьют воду из святого источника. Таким образом, необходимо отметить, что святилище Теректы-Аулие не потеряло своего прямого предназначения, данное место возводят в ранг святых. В теплое время года Теректы-Аулие является местом массового паломничества и не только мусульман.
Материалы из Теректы-Аулие составляют огромный и поистине неисчерпаемый археологический фонд. Изучение наскальных изображений нужно не только потому, что оно позволяет понять прошлое нашего народа, но и потому, что это большое неоценимое достояние культуры, духовного богатства наших предков. Очень важно, чтобы об этих святых местах знали, чтобы они сохранились и для будущих поколений. Местное население нарекло урочище Теректы-Аулие местом, на которое ступала нога святого. Аль-Бируни, известный ученый, живший в 973–1049 годах, найденные на камнях изображения соотнес с Азиретом Али и его тулпаром – быстрым конем Дулдулом. Азирет Али был зятем пророка Мухаммеда. Это реально существовавшая историческая личность, чей образ превратился в легенду. Умер он в 661 году. В восточном изобразительном искусстве святость Азирета Али передавали определенным способом: вокруг его головы изображали огонь, а в руках – унаследованный от пророка Мухаммеда меч с острым концом. Этот меч именовался «Зульфия». Сегодня он находится на хранении в стамбульском музее Топкапы. О том, что Азирет Али был воином, говорит и тот факт, что его всегда изображали с конем. Когда казахские воины и батыры выходили на поле битвы, вместе с именами святых духов они для защиты также призывали Азирета Али. Считается также, что на территорию Теректы «ступило копыто» его тулпара Дулдула, который считается священным.
Исследователи полагают, что петроглифы Теректы-Аулие были оставлены людьми, проживавшими в этой местности в разные исторические эпохи: бронзовый век, затем XII век до н.э. (скифо-сакский период) и I век н.э. и, наконец, средние века. Таким образом, древняя наскальная живопись хранит память об образе жизни, верованиях и представлениях наших предков в разные исторические отрезки времени.
Местное население знает о наскальных рисунках и связывает с ними ряд религиозно-мифологических представлений. Не придавая особого значения петроглифам, современные жители связывают их с исламом и выполняют в этих местах обряды, которые синтезируют языческие культы и мусульманские традиции.
Выполнение этих обрядов, согласно древним легендам, духовно очищает, даруя человеку исцеление от многих болезней, исполнение желаний и долголетие. Обращает на себя внимание числовая символика ритуалов, в которую заложены элементы астральнокосмогонических представлений сакских племен, тюркских и других народов. Это также свидетельствует о длительной традиции функционирования как подобных обрядовых действий, так и самого святилища Теректы-Аулие.
Впервые о существовании этого объекта стало известно в 1948 году из сообщения А.Х. Маргулана. В период с 1996 по 1999 годы под руководством археологов З. Самашева, Ж. Курманкулова и Ж.Жетыбаева здесь были произведены раскопки курганов эпохи бронзы и документированы петроглифы.
Территория комплекса Теректы-Аулие занимает площадь размером 1,5×1 км, здесь вблизи невысоких скалистых сопок сосредоточены несколько родников, поселения и могильники эпохи неолита, бронзового века, средневековья и нового времени, а также петроглифы. Наскальные рисунки находятся в четырех пунктах на южных склонах гранитных скал. Поселения и могильники Теректы-Аулие слабо изучены. Самыми впечатляющими памятниками комплекса являются петроглифы и мавзолеи, расположенные в юго-западной части комплекса, между линией древних курганов и гранитным холмом с петроглифами. У подножия холма пробивается источник, к которому в скале прорыт колодец. Считается, что вода его обладает целебной силой и помогает от бесплодия, простуды и неврастении
В восточной части кладбища располагаются мавзолеи IX–XII веков, связываемые местной устной традицией с захоронениями Оспан-баба, Абылкаир-ата, Жанкара-ата, Муталип-баба и др. Именно они являются сегодня главными объектами поклонения: ветки ближайших кустарников увешаны пестрыми лоскутками – приношениями паломников. Специалисты склоняются к мнению, что все сохранившиеся строения некрополя относятся к XIX-XX векам и являются захоронениями представителей казахских родов «Баганалы» и «Балталы». Петроглифы Теректы-Аулие – самые древние и наиболее значительные памятники комплекса. Эстетическая сила петроглифов Теректы-Аулие заключается в высоком качестве их исполнения и гармоничной включенности в ландшафт. Гравюры выполнены на гладких поверхностях, на вершинах и выпуклостях четырех гранитных холмов. Крупнозернистый гранитный материал позволял создавать фигуры достаточно крупных размеров, 15-70 см в длину. Подверженность гранита эрозии делает гравюры уязвимыми, и за минувшие тысячелетия большая часть изображений на вершинах скал оказалась утраченной. Сегодня на памятнике сохранилось около 300 петроглифов, распределенных на 27 поверхностях.
На камнях Теректы встречаются интересные рисунки солнца с прямыми и загнутыми линиями, между ними – изображения различных животных и человека. В мифологии тюркских и монгольских народов очень часто встречаются образы животных. О том, что наши далекие предки в этих краях занимались кочевым хозяйством, позволяют судить многочисленные образы домашних животных. Можно различить несколько вариантов изображений быков-бактрианов с разной длиной и формой рогов; рисунки 12-ти козлов, расположенных друг за другом, могут олицетворять периоды жизни человека «мүшел» или календарь. Встречаются рисунки животных с длинной клювовидной мордой, с укороченными ногами и древовидными рогами, напоминающие оленей; трехпалого хищника из семейства кошачьих с длинным спирально закрученным хвостом и телом лошади. Можно особо выделить наибольшее количество рисунков коня – образ которого является символом кочевника, олицетворяющего мощь кочевых племен. В бытовой жизни казахов конь всегда ценился выше других домашних животных и его особо любили и берегли. Целая вереница лошадей разного размера, в том числе и танцующих являются свидетелями многих событий, которым посвящены сохранившиеся интересные легенды.
На одной из сопок издали видна отшлифованная наклонная полоса (длиной около 2,5 метра, шириной 35-40 см), названная «Аулие сырганагы».
Здесь же особое место занимает след стопы человека и конского копыта, которые породили много мифов и красивых легенд. По одной из них, относящейся к XI веку и известной по сведениям аль-Бируни, в частности, говорится о Хазрет-Али и его коне Дулдуле. Весь израненный в борьбе с местными кочевыми племенами Хазрет-Али решил умереть на гранитных сопках места, которое ему понравилось. Привязав на вершине своего коня, совершив молитву, он выбрал среди камней место и прилег в удобное ложе. Утром, проснувшись, Хазрет-Али не поверил в чудо. Раны все исцелились, и он поднялся совершенно здоровым. У святого родника он увидел одинокое дерево – терек (тополь). Считают, что именно Хазрет-Али назвал Теректы-Аулие (святое) и эти места, которые впервые были описаны в арабских письменных источниках. Углубленная в камне удобная ниша, где по легенде лежал Хазрет-Али, отшлифована паломниками, которые здесь проводят сеансы оздоровления, ночуют, молятся, совершают жертвоприношения, пьют воду из святого источника. Таким образом, необходимо отметить, что святилище Теректы-Аулие не потеряло своего прямого предназначения, данное место возводят в ранг святых. В теплое время года Теректы-Аулие является местом массового паломничества и не только мусульман.
Материалы из Теректы-Аулие составляют огромный и поистине неисчерпаемый археологический фонд. Изучение наскальных изображений нужно не только потому, что оно позволяет понять прошлое нашего народа, но и потому, что это большое неоценимое достояние культуры, духовного богатства наших предков. Очень важно, чтобы об этих святых местах знали, чтобы они сохранились и для будущих поколений. Местное население нарекло урочище Теректы-Аулие местом, на которое ступала нога святого. Аль-Бируни, известный ученый, живший в 973–1049 годах, найденные на камнях изображения соотнес с Азиретом Али и его тулпаром – быстрым конем Дулдулом. Азирет Али был зятем пророка Мухаммеда. Это реально существовавшая историческая личность, чей образ превратился в легенду. Умер он в 661 году. В восточном изобразительном искусстве святость Азирета Али передавали определенным способом: вокруг его головы изображали огонь, а в руках – унаследованный от пророка Мухаммеда меч с острым концом. Этот меч именовался «Зульфия». Сегодня он находится на хранении в стамбульском музее Топкапы. О том, что Азирет Али был воином, говорит и тот факт, что его всегда изображали с конем. Когда казахские воины и батыры выходили на поле битвы, вместе с именами святых духов они для защиты также призывали Азирета Али. Считается также, что на территорию Теректы «ступило копыто» его тулпара Дулдула, который считается священным.
Исследователи полагают, что петроглифы Теректы-Аулие были оставлены людьми, проживавшими в этой местности в разные исторические эпохи: бронзовый век, затем XII век до н.э. (скифо-сакский период) и I век н.э. и, наконец, средние века. Таким образом, древняя наскальная живопись хранит память об образе жизни, верованиях и представлениях наших предков в разные исторические отрезки времени.
Местное население знает о наскальных рисунках и связывает с ними ряд религиозно-мифологических представлений. Не придавая особого значения петроглифам, современные жители связывают их с исламом и выполняют в этих местах обряды, которые синтезируют языческие культы и мусульманские традиции.
Выполнение этих обрядов, согласно древним легендам, духовно очищает, даруя человеку исцеление от многих болезней, исполнение желаний и долголетие. Обращает на себя внимание числовая символика ритуалов, в которую заложены элементы астральнокосмогонических представлений сакских племен, тюркских и других народов. Это также свидетельствует о длительной традиции функционирования как подобных обрядовых действий, так и самого святилища Теректы-Аулие.
Б.Е. БАЛТАБЕКОВ,
старший научный сотрудник Жезказганского
историко-археологического музея.
старший научный сотрудник Жезказганского
историко-археологического музея.
[ Регистрация | Вход ]