Как помочь ребенку адаптироваться к школе
Первое сентября – День знаний и начало нового учебного года. Многие родители заблуждаются, считая, что периода привыкания к школе не существует и что ребенок за 2-3 дня должен адаптироваться к школьным занятиям. Но ведь даже взрослому человеку, чтобы войти в ритм работы после отпуска, требуется минимум неделя, что же говорить о детях? Период адаптации действительно есть у всех учеников, и достаточно длительный. У первоклашек при правильной дошкольной подготовке он длится в среднем 1,5 месяца, у пятиклассников – месяц, у ребят старших классов – 2-3 недели. В результате могут возникнуть различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а у младших школьников могут даже возникнуть проблемы со здоровьем.
Что же делать? Рекомендации родителям очень простые, но требующие терпения.
Во-первых, это соблюдение режима. Постарайтесь хотя бы в последние 3-4 дня каникул приблизить режим дня к школьному. Во-вторых, совместная покупка школьной одежды и принадлежностей настраивает на школьный лад. В-третьих, от того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти. Сделайте этот вечер спокойным, поменьше упреков и ругани. Помогите ребенку собрать портфель. Это не значит, что вы должны сделать это за него. Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. При этом нет ничего зазорного в том, чтобы проверить, на месте ли все, что необходимо. Помогите подготовить одежду, которую завтра нужно будет надеть, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро нового учебного года не нужно было нервно искать вещи по всей квартире. Постарайтесь, чтобы ребенок захотел пойти в школу завтра. Скажите, что вы рады тому, как он повзрослел. Вспомните самые интересные моменты каникул, о которых можно рассказать при встрече одноклас-сникам.
Итак, новый учебный год начался. Как действовать дальше? После прихода ребенка из школы не заставляйте его сразу садиться за уроки, а позвольте немного отдохнуть и расслабиться: поиграть или просто заняться любимым делом. Контролируйте выполнение домашнего задания ненавязчиво: не стойте над душой, а просто поинтересуйтесь о сделанных уроках и проверьте их при необходимости. Искренне расспрашивайте ребенка об изменениях, произошедших в школе за время каникул: как отмечали праздники одноклассники, как отдыхали, что сам ребенок думает об этом. Помогите ребенку легче справиться со школьными заботами: приучите собирать портфель с вечера, не откладывать выполнение домашнего задания до последнего и т. д. Соблюдайте режим. Следите за рационом школьника – он должен быть богатым и питательным, ведь после каникул ребенок будет тратить много сил и энергии на адаптацию к учебе. Обязателен полноценный завтрак, а также наличие свежих овощей и фруктов для поддержания иммунитета. Не менее важен полноценный сон. По возможности организуйте для ребенка дополнительные развлечения: может быть, детскую вечеринку, поход в гости или просто какие-то маленькие сюрпризы, подарки и т. п. Это поможет ему преодолеть стресс.
Необходимо быть внимательным к своему ребенку, слушать и слышать его, конструктивно решать возникающие проблемы, постараться объяснить чаду, почему ему трудно. И тогда, если не будет никаких дополнительных стрессов, невыполнимых требований, бесконечных выяснений отношений, родители легко переживут вместе с детьми этот трудный сентябрь.
Что же делать? Рекомендации родителям очень простые, но требующие терпения.
Во-первых, это соблюдение режима. Постарайтесь хотя бы в последние 3-4 дня каникул приблизить режим дня к школьному. Во-вторых, совместная покупка школьной одежды и принадлежностей настраивает на школьный лад. В-третьих, от того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти. Сделайте этот вечер спокойным, поменьше упреков и ругани. Помогите ребенку собрать портфель. Это не значит, что вы должны сделать это за него. Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. При этом нет ничего зазорного в том, чтобы проверить, на месте ли все, что необходимо. Помогите подготовить одежду, которую завтра нужно будет надеть, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро нового учебного года не нужно было нервно искать вещи по всей квартире. Постарайтесь, чтобы ребенок захотел пойти в школу завтра. Скажите, что вы рады тому, как он повзрослел. Вспомните самые интересные моменты каникул, о которых можно рассказать при встрече одноклас-сникам.
Итак, новый учебный год начался. Как действовать дальше? После прихода ребенка из школы не заставляйте его сразу садиться за уроки, а позвольте немного отдохнуть и расслабиться: поиграть или просто заняться любимым делом. Контролируйте выполнение домашнего задания ненавязчиво: не стойте над душой, а просто поинтересуйтесь о сделанных уроках и проверьте их при необходимости. Искренне расспрашивайте ребенка об изменениях, произошедших в школе за время каникул: как отмечали праздники одноклассники, как отдыхали, что сам ребенок думает об этом. Помогите ребенку легче справиться со школьными заботами: приучите собирать портфель с вечера, не откладывать выполнение домашнего задания до последнего и т. д. Соблюдайте режим. Следите за рационом школьника – он должен быть богатым и питательным, ведь после каникул ребенок будет тратить много сил и энергии на адаптацию к учебе. Обязателен полноценный завтрак, а также наличие свежих овощей и фруктов для поддержания иммунитета. Не менее важен полноценный сон. По возможности организуйте для ребенка дополнительные развлечения: может быть, детскую вечеринку, поход в гости или просто какие-то маленькие сюрпризы, подарки и т. п. Это поможет ему преодолеть стресс.
Необходимо быть внимательным к своему ребенку, слушать и слышать его, конструктивно решать возникающие проблемы, постараться объяснить чаду, почему ему трудно. И тогда, если не будет никаких дополнительных стрессов, невыполнимых требований, бесконечных выяснений отношений, родители легко переживут вместе с детьми этот трудный сентябрь.
Л. А. МИКОДИНА,
педагог-психолог КГУ «Психолого-медико-педагогическая консультация г. Жезказгана».
педагог-психолог КГУ «Психолого-медико-педагогическая консультация г. Жезказгана».
[ Регистрация | Вход ]