МЕДИАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЖЕЗКАЗГАНА
Медиация в образовании – это путь к созданию бесконфликтной среды, которая ведет к снижению конфликтных ситуаций в организациях образования, содействию профилактике правонарушений, социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций.
С сентября по декабрь 2018 года в три этапа были обучены педагоги учреждений образования по Карагандинской области. Из 210 педагогов, которые обучались по программам: «Общий курс медиации», «Специализированный курс медиации», «Курс подготовки тренеров медиаторов», успешно прошли обучение 28 педагогов, из них по городу Жезказгану профессиональными медиаторами-тренерами стали 6 педагогов.
Медиация является альтернативной формой разрешения споров с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, незаинтересованной в данном конфликте стороны-медиатора.
Главной задачей медиатора является помощь сторонам как можно скорее привести спор к взаимовыгодному и жизнеспособному решению.
Медиатор обладает определенным набором знаний и умений в области права, психологии, философии, наделенный красноречием и авторитетом. Он ни в коем случае не является посредником между судьей и спорящими, не представляет ни чьи интересы, его положение и социальный статус не предполагают использование силы в какой-либо форме. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь двум конфликтующим сторонам прийти к консенсусу до суда.
Медиатор – не замена судье, вершащему традиционное правосудие. Это тот, кто предполагает альтернативный способ решения конфликтов, менее затратный, более психологически комфортный для физических и юридических лиц.
Процедура медиации может занять всего 30 дней, что значительно быстрее, чем судебный процесс.
Каковы особенности школьной службы медиации?
Служба медиации является объединением педагогов (взрослых медиаторов) и обучающихся (медиаторов- сверстников). Служба действует в учебном заведении на основе добровольных усилий педагогов и обучающихся.
Деятельность службы медиации направлена на формирование безопасной среды как для детей, так и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
Распространение медиативного подхода в образовании рассматривается как один из механизмов профилактики детской и подростковой преступности, правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, суицидального поведения.
Медиативный подход – подход, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации.
Основная цель деятельности службы медиации состоит в формировании благополучной, гуманной и безопасной среды для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем интеграции медиативных компетенций в образовательный процесс и систему воспитания, обеспечения возможности свободного доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка, обучения учащихся цивилизованным методам урегулирования споров и конфликтных ситуаций и ответственности за последствия конфликтов, информирования учащихся и педагогов о принципах и преимуществах медиации, повышения квалификации педагогов с помощью применения техник и инструментов медиации в повседневной практике и т.д.
При этом с помощью медиации создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.
В медиации стороны конфликта являются экспертами в своей ситуации, поэтому они сами могут найти наилучшее решение и принять на себя ответственность за его реализацию без принуждения.
Ответственность за исправление причиненного вреда рассматривается не только при правонарушении, но и в конфликте.
Ключевыми индикаторами уровня сформированности социально-безопасной среды для эффективного развития и социализации личности являются:
- снижение деструктивного влияния между участниками образовательного процесса неизбежно возникающих конфликтов за счет обучения основам медиации педагогических работников, а также детей (медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»);
- снижение агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
- сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;
- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.
Основными функциями школьной службы медиации являются:
Восстановительная - восстановление статуса пострадавшего и обидчика в обществе, отношений между ними и в школьном сообществе.
Образовательная - повышение коммуникативной компетентности учащихся и педагогов.
Воспитательная – стимулирование развития рефлексии, самостоятельности, принятия на себя ответственности, планирования будущего, осознания ценности отношений.
Профилактическая - предотвращение конфликтов.
В случае возникновения конфликтных ситуаций между учащимися, педагогами, родителями в первую очередь можно обратиться в администрации школ, а также к профессиональному медиатору-тренеру отдела образования города Жезказгана по телефону 8(7102) 733052.
Гаухар ЖАКУПБЕКОВА,
главный специалист по воспитательной работе
отдела образования города Жезказгана управления образования Карагандинской области,
профессиональный медиатор-тренер.
С сентября по декабрь 2018 года в три этапа были обучены педагоги учреждений образования по Карагандинской области. Из 210 педагогов, которые обучались по программам: «Общий курс медиации», «Специализированный курс медиации», «Курс подготовки тренеров медиаторов», успешно прошли обучение 28 педагогов, из них по городу Жезказгану профессиональными медиаторами-тренерами стали 6 педагогов.
Медиация является альтернативной формой разрешения споров с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, незаинтересованной в данном конфликте стороны-медиатора.
Главной задачей медиатора является помощь сторонам как можно скорее привести спор к взаимовыгодному и жизнеспособному решению.
Медиатор обладает определенным набором знаний и умений в области права, психологии, философии, наделенный красноречием и авторитетом. Он ни в коем случае не является посредником между судьей и спорящими, не представляет ни чьи интересы, его положение и социальный статус не предполагают использование силы в какой-либо форме. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь двум конфликтующим сторонам прийти к консенсусу до суда.
Медиатор – не замена судье, вершащему традиционное правосудие. Это тот, кто предполагает альтернативный способ решения конфликтов, менее затратный, более психологически комфортный для физических и юридических лиц.
Процедура медиации может занять всего 30 дней, что значительно быстрее, чем судебный процесс.
Каковы особенности школьной службы медиации?
Служба медиации является объединением педагогов (взрослых медиаторов) и обучающихся (медиаторов- сверстников). Служба действует в учебном заведении на основе добровольных усилий педагогов и обучающихся.
Деятельность службы медиации направлена на формирование безопасной среды как для детей, так и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
Распространение медиативного подхода в образовании рассматривается как один из механизмов профилактики детской и подростковой преступности, правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, суицидального поведения.
Медиативный подход – подход, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации.
Основная цель деятельности службы медиации состоит в формировании благополучной, гуманной и безопасной среды для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем интеграции медиативных компетенций в образовательный процесс и систему воспитания, обеспечения возможности свободного доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка, обучения учащихся цивилизованным методам урегулирования споров и конфликтных ситуаций и ответственности за последствия конфликтов, информирования учащихся и педагогов о принципах и преимуществах медиации, повышения квалификации педагогов с помощью применения техник и инструментов медиации в повседневной практике и т.д.
При этом с помощью медиации создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.
В медиации стороны конфликта являются экспертами в своей ситуации, поэтому они сами могут найти наилучшее решение и принять на себя ответственность за его реализацию без принуждения.
Ответственность за исправление причиненного вреда рассматривается не только при правонарушении, но и в конфликте.
Ключевыми индикаторами уровня сформированности социально-безопасной среды для эффективного развития и социализации личности являются:
- снижение деструктивного влияния между участниками образовательного процесса неизбежно возникающих конфликтов за счет обучения основам медиации педагогических работников, а также детей (медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»);
- снижение агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
- сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;
- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.
Основными функциями школьной службы медиации являются:
Восстановительная - восстановление статуса пострадавшего и обидчика в обществе, отношений между ними и в школьном сообществе.
Образовательная - повышение коммуникативной компетентности учащихся и педагогов.
Воспитательная – стимулирование развития рефлексии, самостоятельности, принятия на себя ответственности, планирования будущего, осознания ценности отношений.
Профилактическая - предотвращение конфликтов.
В случае возникновения конфликтных ситуаций между учащимися, педагогами, родителями в первую очередь можно обратиться в администрации школ, а также к профессиональному медиатору-тренеру отдела образования города Жезказгана по телефону 8(7102) 733052.
Гаухар ЖАКУПБЕКОВА,
главный специалист по воспитательной работе
отдела образования города Жезказгана управления образования Карагандинской области,
профессиональный медиатор-тренер.
[ Регистрация | Вход ]