МОЙ – ЧУЖОЙ РЕБЕНОК
Если перефразировать фразу гениального классика русской литературы Льва Толстого, смысл которой сводится к тому, что все счастливые семьи похожи друг на друга и только несчастливые неcчастны по своему, то это же можно сказать и о детях-сиротах или оставшихся без попечительства, в силу сложившегося жизненного сценария, по той или иной причине оказавшихся в детском доме или интернате. Главная их мечта – вновь обрести семью, а задача же государства нашей страны – помочь в ее реализации.В последнее время в Казахстане получила распространение альтернативная форма воспитания – патронат. По словам специалистов, патронат для ребенка – это первый шаг к обретению семьи. Ведь самая главная цель – это то, что бы каждый ребенок обрел долгожданную семью, где его всегда любят и ждут. Вопросы о принципах патронатного воспитания мы адресовали главному специалисту отдела образования г.Жезказгана Гулнаре Сейтжановой.
О ГЛАВНОМ – О ПАТРОНАТНОМ ВОСПИТАНИИ
– Гулнара Сейтжановна, патронатное воспитание – это одна из трех форм семейного устройства детей-сирот и оставшихся без попечительства родителей. В чем ее отличие от усыновления или опеки?
– На сегодняшний день задача всего нашего государства –это не только развитие патронатного воспитания, а, прежде всего, обеспечение права каждого ребенка воспитываться в семье. Главным лейтмотивом патроната является социальная адаптация ребенка. Попав на воспитание в семью, он получает возможность не только на полноценный уход и заботу, но и на искреннее внимание, понимание, тепло и ласку. Несомненно и то, что проживание в семье дает ему возможность получить необходимые навыки семейного общежития и адаптирует его к будущей самостоятельной жизни, да и полученный опыт общения с другими детьми тоже бесценен: новые друзья, другая обстановка – все это идет только на пользу ребенку.
– Кто может стать патронатным воспитателем? И сколько детей может взять потенциальная семья на патронат?
– Непременное условие – это наличие педагогического образование. Ведь важно установить психологический контакт с ребенком, и не секрет, что с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию, оказавшимися в детском доме, это не так легко. Само понятие патронатного воспитания означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. Задача патронатного воспитателя соединить две роли – заботливого родителя и педагога. Одна семья может взять на воспитание не более трех детей, исключение составляют лишь только братья и сестры.
– Гулнара Сейтжановна, у некоторых семей, принявших решение взять ребенка в семью, нередко возникают опасения: насколько, так можно сказать, будет «легким» путь соблюдения всех формальных процедур при оформлении патроната?
– При условии предоставления всех необходимых документов, с этим проблем не будет (см. справку ниже – прим. автора). Мы всегда готовы идти навстречу таким семьям, которые берут на себя такую ответственность – воспитывать и растить чужого ребенка. Мы составляем договор между патронатным воспитателем и отделом образованием. Он заключается на год или на неопределенный срок, согласно ему, патронатный воспитатель имеет право на содержание ребенка и заработную плату. Все это время ребенок пребывает в семье, чувствуя себя ее полноценным членом. При этом каждый ребенок имеет право на получение всех льгот, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Так, он сохраняет право на получение алиментов от родителей, а в случае их смерти – пенсии по случаю потери кормильца и другие социальные выплаты. Также он имеет право на льготы, предусмотренные для соответствующей категории (ребенок-инвалид, ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей), такие, как: бесплатный проезд в общественном транспорте, питание в школе, летний отдых. В любое время в нашем отделе можно получить необходимую консультативную помощь по вопросам патронатного воспитания. Наши двери всегда открыты, мы готовы как к диалогу, так и к оказанию любой помощи семьям, принявшим такой ответственный шаг – взять на себя воспитание ребенка, тем самым подарив ему заботу и атмосферу семьи, – резюмирует в завершении беседы Гулнара Сейтжанова.
«ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ» В ЖЕЗКАЗГАНЕ – СТАРТ ПРОШЕЛ УСПЕШНО!
С 1 июня 2015 года в Жезказгане, как и в других городах Карагандинской области, в детских домах стартовал пилотный проект «Школа приемных родителей». В его рамках оказывается реальная консультативная-психологическая и юридическая помощь потенциальным усыновителями, тем гражданам, кто хочет вернуть в семью ребенка. Истории этих детей все разные. По этическим соображениям они часто становятся тайной усыновления. Или когда биологические родители, решив все материальные проблемы, исправляют прошлые ошибки, возвращают ребенка в родную семью. Главным в этой кропотливой и трудоемкой работе всегда остается конечный результат –реализованное право ребенка жить в семье. На сегодняшний день помощь юриста и психолога неоценима. Впрочем, цифры результативности этой работы на сегодняшний день очевидны: четверо детей были взяты под опеку, четверо – отданы на патронатное воспитание, пятеро – усыновлены.
«Школа приемных родителей»– проект, который координирует директор КГУ «Детский дом имени Маруы Кулушевой управления образования Карагандинской области» Айгуль Сапаровна Сарбаева, в минувшем году взял высокий старт: самой главной его задачей является обретение семьи для воспитанников детского дома. Следует отметить, что на сегодняшний день в учреждении находится 69 воспитанников, в возрасте от 5 до 18 лет.
К СВЕДЕНИЮ
За минувший год в Карагандинский области на патронатную форму воспитания были определены 37 детей.
Для заключения договора о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание необходимо:
1) заявление о желании стать патронатным воспитателем;
2) согласие супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем ребенка (детей), состоит в браке;
4) справка о состоянии здоровья лица, желающего стать патронатным воспитателем, в том числе психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости;
5) справка о состоянии здоровья супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем, состоит в браке, в том числе психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости;
6) сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица, желающего взять ребенка (детей) на патронатное воспитание, а также у супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем, состоит в браке (можно взять при помощи электронного правительства). После предоставления вышеуказанных документов орган опеки и попечительства решает отдавать ребенка на патронатное воспитание или нет. Передача ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, патронатным воспитателям осуществляется только с его согласия.
О ГЛАВНОМ – О ПАТРОНАТНОМ ВОСПИТАНИИ
– Гулнара Сейтжановна, патронатное воспитание – это одна из трех форм семейного устройства детей-сирот и оставшихся без попечительства родителей. В чем ее отличие от усыновления или опеки?
– На сегодняшний день задача всего нашего государства –это не только развитие патронатного воспитания, а, прежде всего, обеспечение права каждого ребенка воспитываться в семье. Главным лейтмотивом патроната является социальная адаптация ребенка. Попав на воспитание в семью, он получает возможность не только на полноценный уход и заботу, но и на искреннее внимание, понимание, тепло и ласку. Несомненно и то, что проживание в семье дает ему возможность получить необходимые навыки семейного общежития и адаптирует его к будущей самостоятельной жизни, да и полученный опыт общения с другими детьми тоже бесценен: новые друзья, другая обстановка – все это идет только на пользу ребенку.
– Кто может стать патронатным воспитателем? И сколько детей может взять потенциальная семья на патронат?
– Непременное условие – это наличие педагогического образование. Ведь важно установить психологический контакт с ребенком, и не секрет, что с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию, оказавшимися в детском доме, это не так легко. Само понятие патронатного воспитания означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. Задача патронатного воспитателя соединить две роли – заботливого родителя и педагога. Одна семья может взять на воспитание не более трех детей, исключение составляют лишь только братья и сестры.
– Гулнара Сейтжановна, у некоторых семей, принявших решение взять ребенка в семью, нередко возникают опасения: насколько, так можно сказать, будет «легким» путь соблюдения всех формальных процедур при оформлении патроната?
– При условии предоставления всех необходимых документов, с этим проблем не будет (см. справку ниже – прим. автора). Мы всегда готовы идти навстречу таким семьям, которые берут на себя такую ответственность – воспитывать и растить чужого ребенка. Мы составляем договор между патронатным воспитателем и отделом образованием. Он заключается на год или на неопределенный срок, согласно ему, патронатный воспитатель имеет право на содержание ребенка и заработную плату. Все это время ребенок пребывает в семье, чувствуя себя ее полноценным членом. При этом каждый ребенок имеет право на получение всех льгот, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Так, он сохраняет право на получение алиментов от родителей, а в случае их смерти – пенсии по случаю потери кормильца и другие социальные выплаты. Также он имеет право на льготы, предусмотренные для соответствующей категории (ребенок-инвалид, ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей), такие, как: бесплатный проезд в общественном транспорте, питание в школе, летний отдых. В любое время в нашем отделе можно получить необходимую консультативную помощь по вопросам патронатного воспитания. Наши двери всегда открыты, мы готовы как к диалогу, так и к оказанию любой помощи семьям, принявшим такой ответственный шаг – взять на себя воспитание ребенка, тем самым подарив ему заботу и атмосферу семьи, – резюмирует в завершении беседы Гулнара Сейтжанова.
«ШКОЛА ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ» В ЖЕЗКАЗГАНЕ – СТАРТ ПРОШЕЛ УСПЕШНО!
С 1 июня 2015 года в Жезказгане, как и в других городах Карагандинской области, в детских домах стартовал пилотный проект «Школа приемных родителей». В его рамках оказывается реальная консультативная-психологическая и юридическая помощь потенциальным усыновителями, тем гражданам, кто хочет вернуть в семью ребенка. Истории этих детей все разные. По этическим соображениям они часто становятся тайной усыновления. Или когда биологические родители, решив все материальные проблемы, исправляют прошлые ошибки, возвращают ребенка в родную семью. Главным в этой кропотливой и трудоемкой работе всегда остается конечный результат –реализованное право ребенка жить в семье. На сегодняшний день помощь юриста и психолога неоценима. Впрочем, цифры результативности этой работы на сегодняшний день очевидны: четверо детей были взяты под опеку, четверо – отданы на патронатное воспитание, пятеро – усыновлены.
«Школа приемных родителей»– проект, который координирует директор КГУ «Детский дом имени Маруы Кулушевой управления образования Карагандинской области» Айгуль Сапаровна Сарбаева, в минувшем году взял высокий старт: самой главной его задачей является обретение семьи для воспитанников детского дома. Следует отметить, что на сегодняшний день в учреждении находится 69 воспитанников, в возрасте от 5 до 18 лет.
К СВЕДЕНИЮ
За минувший год в Карагандинский области на патронатную форму воспитания были определены 37 детей.
Для заключения договора о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание необходимо:
1) заявление о желании стать патронатным воспитателем;
2) согласие супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем ребенка (детей), состоит в браке;
4) справка о состоянии здоровья лица, желающего стать патронатным воспитателем, в том числе психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости;
5) справка о состоянии здоровья супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем, состоит в браке, в том числе психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости;
6) сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица, желающего взять ребенка (детей) на патронатное воспитание, а также у супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем, состоит в браке (можно взять при помощи электронного правительства). После предоставления вышеуказанных документов орган опеки и попечительства решает отдавать ребенка на патронатное воспитание или нет. Передача ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, патронатным воспитателям осуществляется только с его согласия.
Алла АФЗАЛОВА.
[ Регистрация | Вход ]