НЕТ НАСИЛИЮ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
Тема насилия всегда неприятна и пугает, особенно если речь идет о детях. Но говорить об этом важно и нужно для того, чтобы каждый человек мог помочь, при необходимости распознать насилие и сообщить в соответствующие службы. Дети составляют особую группу риска, так как во всем зависимы от взрослых (родители, воспитатели, учителя), находятся в их власти.
Семья – это место, в котором ребенок всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для несовершеннолетних.
Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей).
Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики, в Казахстане около двух миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50 % преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40 % всех тяжких преступлений в быту совершается в семье.
По данным опроса, свыше 30 % родителей применяют телесные наказания, причем большинство использует достаточно жесткие меры: порку ремнем, избиение. А тех, кто воздействует на ребенка только словом, беседой, оказалось лишь 14 %.
В одном из исследований прохожим был задан вопрос, что они предпримут, если окажутся свидетелями жестокого обращения с ребенком. Треть опрошенных сказали, что не будут вмешиваться в происходящее, считая это внутренним делом семьи: по их мнению, родители лучше знают, как поступать со своими детьми. Почти 70 % постараются остановить насилие, вмешаются и постараются как-то помочь ребенку. Правда, только чуть более 14 % конкретно представляют себе свои действия.
Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят до полиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать, как избивают ребенка. Да и сами дети считают, что любая семья лучше приюта, а также боятся потерять любовь немилосердных родителей.
При этом многие родители не задумываются, что жестокое обращение с детьми наносит вред их физическому и психическому здоровью и имеет тяжёлые социальные последствия, главное из которых – воспроизводство жестокости. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно так же. Привыкая к насилию, люди начинают считать его нормой.
Исследования показали, что телесные наказания причиняют вред ребёнку и практически не приносят никакой пользы. Наказание такого рода действует только в течение короткого времени, оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведение ребёнка надолго. Один из нежелательных результатов битья заключается в том, что ребёнок начинает видеть в нём возможность излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.
Авторитарные родители добиваются от ребёнка беспрекословного подчинения. Воспитание строится на суровых запретах, запугиваниях и угрозах. У детей возникает чувство вины или страх перед наказанием, формируется лишь механизм внешнего контроля и, как правило, недостаточно развит самоконтроль. Такие ребята с трудом устанавливают контакты со сверстниками, они подозрительны, недоверчивы, замкнуты, упрямы, угрюмы, тревожны.
Выделяются следующие виды насилия:
1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребёнку родителями или людьми, их замещающими, физических (телесных) повреждений, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его полноценное развитие, лишающих жизни.
2. Психическое (эмоциональное) насилие – воздействие на психику ребёнка путём запугивания, угроз с целью сломить его волю к сопротивлению и к отстаиванию своих прав; периодическое или постоянное, вербальное или невербальное воздействие родителей или лиц, их замещающих, на ребёнка, приводящее к возникновению у него негативных черт характера, деформации развития его личности.
3. Пренебрежение интересами и потребностями ребёнка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, необходимой заботы о ребёнке, в силу чего нарушаются его психофизическое здоровье и правильное развитие (оставление детей без присмотра, недостаток питания, одежды, отсутствие внимания и заботы, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, отсутствие любви и др.).
4. Сексуальное насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды (вовлечение его в сексуальные отношения, проституцию, порнобизнес).
5. Экономическое насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения материальных и финансовых потребностей и выгод (растрата взрослыми семейных денег в своих интересах, контроль поведения ребенка с помощью денег, использование ребёнка при разводе как средства экономического торга).
6. Моральное насилие – унижение достоинства ребенка, которое проявляется в словесном оскорблении, брани, угрозах в его адрес, демонстрации неприязни к нему, а также в уничижительном сравнении с другими детьми.
Иногда действительно бывает так, что ребенок придумывает рассказ о насилии, что может быть вызвано потребностью во внимании и сочувствии, конфликтами с друзьями или в семье, богатой фантазией. Но тогда эмоциональные и поведенческие реакции ребенка будут противоречить содержанию рассказа. Не отмечается в таких случаях страх перед родителями и иные признаки и последствия насилия, но заметно удовольствие ребенка от того, что его слушают, и увлеченность рассказом.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.
Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
В настоящее время мировое сообщество признает проблему насилия, жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира. Всемирная организация здравоохранения и Международное общество по предупреждению насилия над детьми и пренебрежения их нуждами (ISPCAN) объединяют усилия специалистов для безопасности, создания действенной системы защиты детей от насилия, жестокого обращения и пренебрежения их нуждами.
Насилие всегда наносит непоправимый вред ребёнку, проявляющийся в виде различных заболеваний, нарушениях психического развития ребёнка, социальной дезадаптации. Любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.
Непоправимый вред, который наносит ребёнку насилие, вызывает необходимость принятия мер социальной профилактики.
Любовь МИКОДИНА,
педагог-психолог
Специализированного межрайонного суда по делам
несовершеннолетних №2
по Карагандинского области.
Семья – это место, в котором ребенок всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для несовершеннолетних.
Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей).
Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики, в Казахстане около двух миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50 % преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40 % всех тяжких преступлений в быту совершается в семье.
По данным опроса, свыше 30 % родителей применяют телесные наказания, причем большинство использует достаточно жесткие меры: порку ремнем, избиение. А тех, кто воздействует на ребенка только словом, беседой, оказалось лишь 14 %.
В одном из исследований прохожим был задан вопрос, что они предпримут, если окажутся свидетелями жестокого обращения с ребенком. Треть опрошенных сказали, что не будут вмешиваться в происходящее, считая это внутренним делом семьи: по их мнению, родители лучше знают, как поступать со своими детьми. Почти 70 % постараются остановить насилие, вмешаются и постараются как-то помочь ребенку. Правда, только чуть более 14 % конкретно представляют себе свои действия.
Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят до полиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать, как избивают ребенка. Да и сами дети считают, что любая семья лучше приюта, а также боятся потерять любовь немилосердных родителей.
При этом многие родители не задумываются, что жестокое обращение с детьми наносит вред их физическому и психическому здоровью и имеет тяжёлые социальные последствия, главное из которых – воспроизводство жестокости. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно так же. Привыкая к насилию, люди начинают считать его нормой.
Исследования показали, что телесные наказания причиняют вред ребёнку и практически не приносят никакой пользы. Наказание такого рода действует только в течение короткого времени, оно, может быть, и разряжает обстановку, но никак не улучшает поведение ребёнка надолго. Один из нежелательных результатов битья заключается в том, что ребёнок начинает видеть в нём возможность излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.
Авторитарные родители добиваются от ребёнка беспрекословного подчинения. Воспитание строится на суровых запретах, запугиваниях и угрозах. У детей возникает чувство вины или страх перед наказанием, формируется лишь механизм внешнего контроля и, как правило, недостаточно развит самоконтроль. Такие ребята с трудом устанавливают контакты со сверстниками, они подозрительны, недоверчивы, замкнуты, упрямы, угрюмы, тревожны.
Выделяются следующие виды насилия:
1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение ребёнку родителями или людьми, их замещающими, физических (телесных) повреждений, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его полноценное развитие, лишающих жизни.
2. Психическое (эмоциональное) насилие – воздействие на психику ребёнка путём запугивания, угроз с целью сломить его волю к сопротивлению и к отстаиванию своих прав; периодическое или постоянное, вербальное или невербальное воздействие родителей или лиц, их замещающих, на ребёнка, приводящее к возникновению у него негативных черт характера, деформации развития его личности.
3. Пренебрежение интересами и потребностями ребёнка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, необходимой заботы о ребёнке, в силу чего нарушаются его психофизическое здоровье и правильное развитие (оставление детей без присмотра, недостаток питания, одежды, отсутствие внимания и заботы, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, отсутствие любви и др.).
4. Сексуальное насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды (вовлечение его в сексуальные отношения, проституцию, порнобизнес).
5. Экономическое насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения материальных и финансовых потребностей и выгод (растрата взрослыми семейных денег в своих интересах, контроль поведения ребенка с помощью денег, использование ребёнка при разводе как средства экономического торга).
6. Моральное насилие – унижение достоинства ребенка, которое проявляется в словесном оскорблении, брани, угрозах в его адрес, демонстрации неприязни к нему, а также в уничижительном сравнении с другими детьми.
Иногда действительно бывает так, что ребенок придумывает рассказ о насилии, что может быть вызвано потребностью во внимании и сочувствии, конфликтами с друзьями или в семье, богатой фантазией. Но тогда эмоциональные и поведенческие реакции ребенка будут противоречить содержанию рассказа. Не отмечается в таких случаях страх перед родителями и иные признаки и последствия насилия, но заметно удовольствие ребенка от того, что его слушают, и увлеченность рассказом.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.
Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
В настоящее время мировое сообщество признает проблему насилия, жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира. Всемирная организация здравоохранения и Международное общество по предупреждению насилия над детьми и пренебрежения их нуждами (ISPCAN) объединяют усилия специалистов для безопасности, создания действенной системы защиты детей от насилия, жестокого обращения и пренебрежения их нуждами.
Насилие всегда наносит непоправимый вред ребёнку, проявляющийся в виде различных заболеваний, нарушениях психического развития ребёнка, социальной дезадаптации. Любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.
Непоправимый вред, который наносит ребёнку насилие, вызывает необходимость принятия мер социальной профилактики.
Любовь МИКОДИНА,
педагог-психолог
Специализированного межрайонного суда по делам
несовершеннолетних №2
по Карагандинского области.
[ Регистрация | Вход ]