НОВЫЕ МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного определения. Коррупция существовала во все времена и во всех сферах жизнедеятельности, будь то государственная служба, управление бизнес-сектором и даже взаимоотношения в бытовой жизни. В Республике Казахстан коррупцию в большинстве случаев связывают с государственным управлением, то есть нашей стране присуща «государственная коррупция», где одной из сторон является государственный служащий или должностное лицо.
Коррупция существует там, где госслужащий имеет возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, в виде государственной собственности и бюджетных средств. Сюда же можно отнести и государственные закупки, и оказание государственных услуг.
Следовательно, основным направлением борьбы с коррупцией на сегодняшний день мы должны ставить не выявление коррупционеров, (то есть «ловить взяточника за руку»), а лишение государственного чиновника возможности совершения коррупционного правонарушения. Сюда можно отнести даже возможность совершения покушения на коррупцию.
Именно поэтому Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы ставит во главу противодействия коррупции именно превентивные меры.
Законом «О противодействии коррупции» определены новые инструменты антикоррупционной политики, такие как: антикоррупционный мониторинг, анализ и выявление коррупционных рисков, формирование антикоррупционной культуры. Все эти новые механизмы направлены именно на предупреждение, профилактику коррупции, исключение возможности возникновения предпосылок для коррупционных проявлений.
Реализация этих новых механизмов возложена на уполномоченный орган по противодействию коррупции – Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции.
Антикоррупционный мониторинг позволяет нам увидеть наиболее коррумпированные сферы и государственные органы. Путем сбора и обработки информации об осужденных за коррупцию лицах, характере преступлений Департамент по Карагандинской области составляет единую картину по области. К примеру, антикоррупционный мониторинг по итогам 1 полугодия 2017 года показал, что наиболее коррумпированными в области остаются органы внутренних дел, а именно «коррупция на дорогах».
Благодаря такому мониторингу мы имеем четкое представление о слабых местах в госорганах и в дальнейшем проводим с ними работу.
К примеру, в настоящее время реализуется проект «10 шагов по сокращению коррупционных правонарушений на дорогах», который предусматривает проведение рейдовых мероприятий на дорогах, сбор информации в социальных сетях Департамента от водителей авто, проведение разъяснительной работы, анализ функционирования технических средств фиксации, оказание услуг водителям спеЦоном и т.д.
Как было ранее сказано, коррупция – это когда у чиновника имеется возможность брать взятки. Такой механизм, как анализ коррупционных рисков, показывает эти «возможности» как в законодательстве, так и в организацонно-управленческой деятельности госорганов и организаций. Если антикоррупционный мониторинг указывает на коррумпированность того или иного госоргана, то глубокий анализ коррупционных рисков показывает «лазейки» совершения коррупции и в дальнейшем Департаментом даются рекомендации об их устранении.
Например, анализ сферы энергетики показал нам непрозрачность процедур получения услуг энергопроизводящих или энергопередающих организаций (получение тех.условий на подключение к сетям), отсутствие принципа «одного окна», централизованной автоматизированной базы данных электрических, тепловых сетей, что в целом является коррупционным риском.
Коррупции присуще одно постоянное правило «Одна взятка – два преступника». Как было отмечено выше, одной из сторон коррупции является государственный служащий. Следовательно, второй стороной в большинстве случаев являются рядовые граждане страны, поэтому антикоррупционная политики и предусматривает третий механизм – формирование антикоррупционной культуры в обществе.
Департаментом проводится множество мероприятий с неправительственными организациями, общественными объединениями, представителями бизнес-сообщества, религиозными объединениями, трудовыми коллективами – начиная с элементарных лекций и семинаров и заканчивая совместными планами и реальными действиями.
Особый акцент уделяется антикоррупционному образованию, ведется активная работа со студентами и учениками школ. К примеру, в вузах области мы запускаем проект «Антикоррупционный омбудсмен», в рамках которого со студентами будет проводиться разъяснительная работа, приниматься обращения по имеющимся вопросам. В каждом вузе мы планируем закрепить специалиста нашего Департамента, обратившись к которому о факте коррупции, будут приниматься меры.
Стоит отметить, что ранее этому вопросу уделялось мало внимания. Решение стало возможным именно благодаря внедрению механизмов профилактики коррупции.
Среди граждан области ведется информационная работа, с квитанциями на коммунальные услуги мы распространяем флаеры, призывающие бороться с коррупцией.
Действует антикоррупционная мобильная группа, которая в составе представителей общественных и неправительственных организаций курсирует по области, разъясняя гражданам антикоррупционную политику.
По данным международной организации по борьбе с коррупцией TransparencyInternational, в последние годы в Казахстане более чем на 25% сократилось количество людей, дававших взятки. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что сегодня 73% казахстанцев выражают доверие антикоррупционной политике государства, а 53% готовы внести личный вклад в работу по снижению уровня коррупции в обществе. То есть первые положительные результаты у нас уже имеются.
Благодаря активной позиции граждан и желанию бороться с этим негативным злом мы сможем достигнуть высоких результатов.
Коррупция существует там, где госслужащий имеет возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, в виде государственной собственности и бюджетных средств. Сюда же можно отнести и государственные закупки, и оказание государственных услуг.
Следовательно, основным направлением борьбы с коррупцией на сегодняшний день мы должны ставить не выявление коррупционеров, (то есть «ловить взяточника за руку»), а лишение государственного чиновника возможности совершения коррупционного правонарушения. Сюда можно отнести даже возможность совершения покушения на коррупцию.
Именно поэтому Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы ставит во главу противодействия коррупции именно превентивные меры.
Законом «О противодействии коррупции» определены новые инструменты антикоррупционной политики, такие как: антикоррупционный мониторинг, анализ и выявление коррупционных рисков, формирование антикоррупционной культуры. Все эти новые механизмы направлены именно на предупреждение, профилактику коррупции, исключение возможности возникновения предпосылок для коррупционных проявлений.
Реализация этих новых механизмов возложена на уполномоченный орган по противодействию коррупции – Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции.
Антикоррупционный мониторинг позволяет нам увидеть наиболее коррумпированные сферы и государственные органы. Путем сбора и обработки информации об осужденных за коррупцию лицах, характере преступлений Департамент по Карагандинской области составляет единую картину по области. К примеру, антикоррупционный мониторинг по итогам 1 полугодия 2017 года показал, что наиболее коррумпированными в области остаются органы внутренних дел, а именно «коррупция на дорогах».
Благодаря такому мониторингу мы имеем четкое представление о слабых местах в госорганах и в дальнейшем проводим с ними работу.
К примеру, в настоящее время реализуется проект «10 шагов по сокращению коррупционных правонарушений на дорогах», который предусматривает проведение рейдовых мероприятий на дорогах, сбор информации в социальных сетях Департамента от водителей авто, проведение разъяснительной работы, анализ функционирования технических средств фиксации, оказание услуг водителям спеЦоном и т.д.
Как было ранее сказано, коррупция – это когда у чиновника имеется возможность брать взятки. Такой механизм, как анализ коррупционных рисков, показывает эти «возможности» как в законодательстве, так и в организацонно-управленческой деятельности госорганов и организаций. Если антикоррупционный мониторинг указывает на коррумпированность того или иного госоргана, то глубокий анализ коррупционных рисков показывает «лазейки» совершения коррупции и в дальнейшем Департаментом даются рекомендации об их устранении.
Например, анализ сферы энергетики показал нам непрозрачность процедур получения услуг энергопроизводящих или энергопередающих организаций (получение тех.условий на подключение к сетям), отсутствие принципа «одного окна», централизованной автоматизированной базы данных электрических, тепловых сетей, что в целом является коррупционным риском.
Коррупции присуще одно постоянное правило «Одна взятка – два преступника». Как было отмечено выше, одной из сторон коррупции является государственный служащий. Следовательно, второй стороной в большинстве случаев являются рядовые граждане страны, поэтому антикоррупционная политики и предусматривает третий механизм – формирование антикоррупционной культуры в обществе.
Департаментом проводится множество мероприятий с неправительственными организациями, общественными объединениями, представителями бизнес-сообщества, религиозными объединениями, трудовыми коллективами – начиная с элементарных лекций и семинаров и заканчивая совместными планами и реальными действиями.
Особый акцент уделяется антикоррупционному образованию, ведется активная работа со студентами и учениками школ. К примеру, в вузах области мы запускаем проект «Антикоррупционный омбудсмен», в рамках которого со студентами будет проводиться разъяснительная работа, приниматься обращения по имеющимся вопросам. В каждом вузе мы планируем закрепить специалиста нашего Департамента, обратившись к которому о факте коррупции, будут приниматься меры.
Стоит отметить, что ранее этому вопросу уделялось мало внимания. Решение стало возможным именно благодаря внедрению механизмов профилактики коррупции.
Среди граждан области ведется информационная работа, с квитанциями на коммунальные услуги мы распространяем флаеры, призывающие бороться с коррупцией.
Действует антикоррупционная мобильная группа, которая в составе представителей общественных и неправительственных организаций курсирует по области, разъясняя гражданам антикоррупционную политику.
По данным международной организации по борьбе с коррупцией TransparencyInternational, в последние годы в Казахстане более чем на 25% сократилось количество людей, дававших взятки. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что сегодня 73% казахстанцев выражают доверие антикоррупционной политике государства, а 53% готовы внести личный вклад в работу по снижению уровня коррупции в обществе. То есть первые положительные результаты у нас уже имеются.
Благодаря активной позиции граждан и желанию бороться с этим негативным злом мы сможем достигнуть высоких результатов.
И.Н. МАЙШЕКИН,
руководитель Управления профилактики коррупции Департамента Агентства РК
по делам государственной службы и противодействию коррупции по Карагандинской области.
руководитель Управления профилактики коррупции Департамента Агентства РК
по делам государственной службы и противодействию коррупции по Карагандинской области.
[ Регистрация | Вход ]