О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
В соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов» в рамках первых 15-ти шагов по формированию профессионального государственного аппарата Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым был подписан новый Закон «О государственной службе Республики Казахстан». О том, какие произошли изменения с введением в действие нового закона, наш сегодняшний разговор с заместителем руководителя Департамента Министерства по делам госслужбы по Карагандинской области Талантом Медетом.
— Талант Бакбергенович, согласно новому закону «О государственной службе Республики Казахстан» внедрена трехступенчатая система отбора. Получается, что процедура поступления на государственную службу усложнилась?
— Никаких сложностей при поступлении на государственную службу нет. Поступление на государственную службу будет осуществляться на конкурсной основе. Есть два вида конкурсов: общий — среди всех граждан и внутренний — среди госслужащих. Когда проводится общий конкурс для всех граждан, кандидаты, как и прежде, сдают тестирование, проходят собеседование по профильным знаниям в государственном органе, который объявил конкурс. Добавляется лишь еще один этап: после успешной сдачи тестирования на знание законодательства кандидаты проходят тестирование на оценку личных качеств, где оценивается их приверженность ценностям государственной службы, наличие базовых компетенций. Данный тест проводится в центре тестирования после завершения тестирования на знание законодательства.
Также хотел бы отметить, что все лица, впервые поступающие на госслужбу, начнут свою профессиональную деятельность только лишь с низовых должностей. При проведении общего конкурса граждане предоставляют заявление, анкету, копии документов об образовании, трудовой книжки, удостоверения личности, справку о состоянии здоровья, сертификат о прохождении тестирования, а также заключение о прохождении тестирования на оценку личных качеств. Всего должны предоставить восемь документов.
Кроме того, раньше кандидаты предоставляли нотариально заверенные копии документов об образовании и трудовой книжки. А это требовало дополнительных затрат у кандидатов. С нынешнего года допускается предоставление обычной копии данных документов. Но кандидаты должны будут дополнительно предоставить подлинники этих документов для сверки. Обязательным требованием будут установление испытательного срока на три месяца с правом продления еще на три месяца и закрепление за ними наставников из числа опытных сотрудников в целях оказания практической помощи. В дальнейшем их карьерное продвижение будет осуществляться на основе внутреннего конкурса по упрощенному порядку и в короткие сроки. При проведении внутреннего конкурса среди госслужащих первоначально кандидаты будут отбираться среди работников госоргана, где заполняется вакансия, и его ведомств.
В случае создания единой службы управления персоналом внутренний конкурс проводится среди служащих госорганов, для которых создана указанная служба. На сегодняшний день в аппаратах акимов городов и районов уже созданы такие службы. То есть при проведении внутреннего конкурса их конкурсная комиссия может рассматривать кандидатуры государственных служащих в целом по району или городу. В случае отсутствия подходящих претендентов отбор уже пройдет среди госслужащих всех госорганов области. Все государственные служащие, участвующие во внутреннем конкурсе, сдают лишь заявление и послужной список, заверенный кадровой службой. Всего лишь два документа.
Необходимости сдавать тестирование при участии во внутреннем конкурсе нет. То есть при проведении общего конкурса кандидаты сдают восемь документов, в том числе и сертификат о прохождении тестирования, а для участия во внутреннем конкурсе всего лишь два документа. Если по итогам конкурса среди госслужащих всех госорганов области не найдутся кандидаты, то будет проведен общий конкурс для всех граждан.
— Если человек раньше работал на госслужбе и не является впервые поступающим, но хочет вернуться на госслужбу, может ли он участвовать во внутреннем конкурсе, который проводится именно среди госслужащих, и какой перечень документов он должен сдавать для участия в конкурсе?
— Да, он может участвовать во внутреннем конкурсе, но имеются ограничения. Данные ограничения оговорены в новом Законе «О государственной службе Республики Казахстан». Они имеют право только лишь в течение тридцати календарных дней со дня увольнения занять должности корпуса «Б» по итогам внутреннего конкурса. Но при условии, если он не состоял в трудовых отношениях с другими физическими и юридическими лицами, а также не выезжал за пределы страны.
Еще один немаловажный факт: при участии во внутреннем конкурсе тестирование на знание законодательства кандидаты не сдают. Для участия во внутреннем конкурсе предоставляются лишь, как я уже отмечал, заявление по установленной форме и послужной список, заверенный кадровой службой.
— Получается, занятие административных государственных должностей корпуса «Б» будет осуществляться только на конкурсной основе?
— Совершенно верно. Вместе с тем по новому закону допускается занятие административных государственных должностей корпуса «Б» и в порядке перевода, но не всех госслужащих. Также допускается занятие административных государственных должностей путем назначения местными представительными органами или избрания в соответствии с законами Республики Казахстан. Это норма касается акимов сельских округов, сел и поселков. Кроме того, допускается назначение госслужащих корпуса «Б» и в порядке ротации. Но и здесь не все госслужащие имеют право быть назначенными в этом порядке. Ротация допускается для отдельных категорий, а именно С-О-1 внутри государственного органа, включая его ведомства и территориальные подразделения, и D-O-1 в пределах соответствующей области. В остальных случаях административные государственные должности будут заполняться только на конкурсной основе.
Еще хочу отметить, что по новому закону институт кадрового резерва корпуса «Б» упразднен. То есть с этого года конкурсные комиссии госорганов не могут принимать решения о зачислении кандидатов в кадровый резерв корпуса «Б».
— Как тогда быть с теми кандидатами, которые уже зачислены в кадровый резерв корпуса «Б» в прошлом году? Они уже исключены из кадрового резерва?
— Нет, кандидаты, зачисленные в кадровый резерв корпуса «Б», могут быть назначены на должности корпуса «Б» до истечения годичного срока пребывания в кадровом резерве без проведения конкурса. Кроме того, пользуясь случаем, хотел бы довести до читателей, что сертификаты по тестам на знание законодательства, полученные до конца 2015 года, будут действовать в течение года с момента прохождения тестирования. При наличии такого сертификата для участия в конкурсах кандидатам потребуется прохождение в нашем министерстве или его территориальных подразделениях, как я уже отмечал, тестирования на оценку личных качеств и компетенций.
— Очень кстати Вы затронули вопрос тестирования. Снизились ли пороговые значения по программам тестирования? В прошлом году, насколько я знаю, процент прохождения тестирования был низкий и многие граждане не добирали один-два балла.
— Так и есть. В прошлом году тестирование сдавали 4757 человек, из них лишь 1519 человек, или 32%, успешно преодолели его пороговое значение.
С этого года приказом министра по делам государственной службы утверждены новые правила организации тестирования, согласно которым остаются три программы тестирования. В части количества законов, по которым необходимо сдавать тестирование, ничего не изменилось, все осталось, как и прежде. Но пороговые значения тестирования притерпели некоторые изменения.
Так, по первой программе, которая состоит из девяти законов (Конституция Республики Казахстан, «О Президенте Республики Казахстан», «О Правительстве Республики Казахстан», «О государственной службе Республики Казахстан», «О противодействии коррупции», «Об административных процедурах», «О нормативных правовых актах», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», «О государственных услугах») порог составляет не менее 95 правильных ответов от общего количества вопросов (135) по всем нормативным правовым актам и не менее пяти правильных ответов по каждому нормативному правовому акту. Время на выполнение тестов составляет 110 минут.
Вторая программа состоит из восьми законов (Конституция Республики Казахстан, «О Президенте Республики Казахстан», «О государственной службе Республики Казахстан», «О противодействии коррупции», «Об административных процедурах», «О местном государственном управлении и самоуправлении», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», «О государственных услугах»), и порог установлен не менее 72 правильных ответов от общего количества вопросов (120) по всем нормативным правовым актам и не менее пяти правильных ответов по каждому нормативному правовому акту. Время на выполнение тестов составляет 100 минут.
По третьей программе, которая состоит из шести законов (Конституция Республики Казахстан, «О государственной службе Республики Казахстан», «О противодействии коррупции», «О местном государственном управлении и самоуправлении», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», «О государственных услугах»), пороговое значение составляет не менее 45 правильных ответов от общего количества вопросов (90) по всем нормативным правовым актам и не менее пяти правильных ответов по каждому нормативному правовому акту. Время на выполнение тестов составляет 80 минут.
При прохождении тестирования на знание законодательства с результатами выше пороговых значений кандидат в течение 20 минут допускается к тестированию на оценку личных качеств, в ходе которого выявляется уровень развития у кандидатов инициативности, коммуникативности, аналитичности, организованности, этичности, ориентации на качество, ориентации на потребителя и нетерпимости к коррупции.
По результатам тестирования на знание законодательства выдается сертификат, по результатам оценки личных качеств — заключение.
И еще: немаловажная норма, которая была введена с этого года, — это сокращение сроков пересдачи тестирования с 3-х до 2-х месяцев.
— Имеются ли у кандидатов возможность обжалования результатов тестирования и, не дожидаясь этих двух месяцев, шанс пересдать тестирование?
— Да, в нашем Департаменте создана апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений кандидатов на результаты тестирования. Необходимо отметить, что к рассмотрению будут приниматься заявления только от кандидатов, получивших результаты ниже значений на один или два балла от общего количества вопросов. К примеру, кандидат участвовал в тестировании по второй программе и набрал всего 70 или 71 балл вместо нужных 72 баллов. Так вот, именно такие кандидаты имеют право подать на апелляцию. Жалоба подается на имя председателя апелляционной комиссии лично кандидатом в течение десяти календарных дней после прохождения тестирования и рассматривается комиссией на заседании.
На заседании комиссии рассматриваются тестовые задания, на которые кандидат дал неверные ответы, и по итогам рассмотрения заявления комиссия принимает одно из решений — оставить апелляцию без удовлетворения или удовлетворить апелляцию и допустить кандидата на пересдачу тестирования, не дожидаясь двух месяцев.
— Талант Бакбергенович, раньше предусматривалось проведение аттестации один раз в три года по результатам оценки деятельности госслужащих. С какой периодичностью предполагается проведение аттестации сейчас?
— Теперь аттестация госслужащих будет проводиться по решению Президента страны, соответственно, ее порядок и сроки будут также определены решением Главы государства. То есть понятия «аттестация по итогам оценки» больше нет.
— Насколько я знаю, согласно новому закону изменения были внесены и в части увольнения госслужащих в связи с достижением пенсионного возраста.
— Да, вы правы. В старом законодательстве о государственной службе было сказано, что одним из оснований для прекращения госслужбы административными государственными служащими является достижение ими пенсионного возраста с правом ежегодного продления срока их пребывания на государственной службе путем заключения трудового договора по взаимному согласию сторон. Теперь, с этого года, в связи с вступлением в действие нового закона после достижения пенсионного возраста заключать договор можно будет лишь на один год. А те государственные служащие, которые на сегодняшний день уже работают на основании трудового договора, в этом году должны быть уволены. К примеру, приказ о заключении трудового договора с государственным служащим, достигшим пенсионного возраста, вынесен в 2015 году. Значит, государственный служащий в этом году должен быть уволен по истечении срока договора.
— Еще один немаловажный вопрос, который волнует каждого государственного служащего. Это вопрос заработной платы. Что нового им ожидать?
— Глава государства в своей статье «План нации — путь к казахстанской мечте» отметил, что законодательно будет закреплена новая система оплаты труда госслужащего по его компетенции и результатам деятельности в зависимости от характера, объема и результатов выполняемой им работы. За наиболее результативную деятельность будет предусмотрена выплата бонусов. Внедрить такую систему планируется, начиная с 1 января 2017 года. При этом уже в этом году повысилась оплата труда государственных служащих корпуса «Б» на 30% во исполнение Послания Главы государства.
— Спасибо за интервью!
— Талант Бакбергенович, согласно новому закону «О государственной службе Республики Казахстан» внедрена трехступенчатая система отбора. Получается, что процедура поступления на государственную службу усложнилась?
— Никаких сложностей при поступлении на государственную службу нет. Поступление на государственную службу будет осуществляться на конкурсной основе. Есть два вида конкурсов: общий — среди всех граждан и внутренний — среди госслужащих. Когда проводится общий конкурс для всех граждан, кандидаты, как и прежде, сдают тестирование, проходят собеседование по профильным знаниям в государственном органе, который объявил конкурс. Добавляется лишь еще один этап: после успешной сдачи тестирования на знание законодательства кандидаты проходят тестирование на оценку личных качеств, где оценивается их приверженность ценностям государственной службы, наличие базовых компетенций. Данный тест проводится в центре тестирования после завершения тестирования на знание законодательства.
Также хотел бы отметить, что все лица, впервые поступающие на госслужбу, начнут свою профессиональную деятельность только лишь с низовых должностей. При проведении общего конкурса граждане предоставляют заявление, анкету, копии документов об образовании, трудовой книжки, удостоверения личности, справку о состоянии здоровья, сертификат о прохождении тестирования, а также заключение о прохождении тестирования на оценку личных качеств. Всего должны предоставить восемь документов.
Кроме того, раньше кандидаты предоставляли нотариально заверенные копии документов об образовании и трудовой книжки. А это требовало дополнительных затрат у кандидатов. С нынешнего года допускается предоставление обычной копии данных документов. Но кандидаты должны будут дополнительно предоставить подлинники этих документов для сверки. Обязательным требованием будут установление испытательного срока на три месяца с правом продления еще на три месяца и закрепление за ними наставников из числа опытных сотрудников в целях оказания практической помощи. В дальнейшем их карьерное продвижение будет осуществляться на основе внутреннего конкурса по упрощенному порядку и в короткие сроки. При проведении внутреннего конкурса среди госслужащих первоначально кандидаты будут отбираться среди работников госоргана, где заполняется вакансия, и его ведомств.
В случае создания единой службы управления персоналом внутренний конкурс проводится среди служащих госорганов, для которых создана указанная служба. На сегодняшний день в аппаратах акимов городов и районов уже созданы такие службы. То есть при проведении внутреннего конкурса их конкурсная комиссия может рассматривать кандидатуры государственных служащих в целом по району или городу. В случае отсутствия подходящих претендентов отбор уже пройдет среди госслужащих всех госорганов области. Все государственные служащие, участвующие во внутреннем конкурсе, сдают лишь заявление и послужной список, заверенный кадровой службой. Всего лишь два документа.
Необходимости сдавать тестирование при участии во внутреннем конкурсе нет. То есть при проведении общего конкурса кандидаты сдают восемь документов, в том числе и сертификат о прохождении тестирования, а для участия во внутреннем конкурсе всего лишь два документа. Если по итогам конкурса среди госслужащих всех госорганов области не найдутся кандидаты, то будет проведен общий конкурс для всех граждан.
— Если человек раньше работал на госслужбе и не является впервые поступающим, но хочет вернуться на госслужбу, может ли он участвовать во внутреннем конкурсе, который проводится именно среди госслужащих, и какой перечень документов он должен сдавать для участия в конкурсе?
— Да, он может участвовать во внутреннем конкурсе, но имеются ограничения. Данные ограничения оговорены в новом Законе «О государственной службе Республики Казахстан». Они имеют право только лишь в течение тридцати календарных дней со дня увольнения занять должности корпуса «Б» по итогам внутреннего конкурса. Но при условии, если он не состоял в трудовых отношениях с другими физическими и юридическими лицами, а также не выезжал за пределы страны.
Еще один немаловажный факт: при участии во внутреннем конкурсе тестирование на знание законодательства кандидаты не сдают. Для участия во внутреннем конкурсе предоставляются лишь, как я уже отмечал, заявление по установленной форме и послужной список, заверенный кадровой службой.
— Получается, занятие административных государственных должностей корпуса «Б» будет осуществляться только на конкурсной основе?
— Совершенно верно. Вместе с тем по новому закону допускается занятие административных государственных должностей корпуса «Б» и в порядке перевода, но не всех госслужащих. Также допускается занятие административных государственных должностей путем назначения местными представительными органами или избрания в соответствии с законами Республики Казахстан. Это норма касается акимов сельских округов, сел и поселков. Кроме того, допускается назначение госслужащих корпуса «Б» и в порядке ротации. Но и здесь не все госслужащие имеют право быть назначенными в этом порядке. Ротация допускается для отдельных категорий, а именно С-О-1 внутри государственного органа, включая его ведомства и территориальные подразделения, и D-O-1 в пределах соответствующей области. В остальных случаях административные государственные должности будут заполняться только на конкурсной основе.
Еще хочу отметить, что по новому закону институт кадрового резерва корпуса «Б» упразднен. То есть с этого года конкурсные комиссии госорганов не могут принимать решения о зачислении кандидатов в кадровый резерв корпуса «Б».
— Как тогда быть с теми кандидатами, которые уже зачислены в кадровый резерв корпуса «Б» в прошлом году? Они уже исключены из кадрового резерва?
— Нет, кандидаты, зачисленные в кадровый резерв корпуса «Б», могут быть назначены на должности корпуса «Б» до истечения годичного срока пребывания в кадровом резерве без проведения конкурса. Кроме того, пользуясь случаем, хотел бы довести до читателей, что сертификаты по тестам на знание законодательства, полученные до конца 2015 года, будут действовать в течение года с момента прохождения тестирования. При наличии такого сертификата для участия в конкурсах кандидатам потребуется прохождение в нашем министерстве или его территориальных подразделениях, как я уже отмечал, тестирования на оценку личных качеств и компетенций.
— Очень кстати Вы затронули вопрос тестирования. Снизились ли пороговые значения по программам тестирования? В прошлом году, насколько я знаю, процент прохождения тестирования был низкий и многие граждане не добирали один-два балла.
— Так и есть. В прошлом году тестирование сдавали 4757 человек, из них лишь 1519 человек, или 32%, успешно преодолели его пороговое значение.
С этого года приказом министра по делам государственной службы утверждены новые правила организации тестирования, согласно которым остаются три программы тестирования. В части количества законов, по которым необходимо сдавать тестирование, ничего не изменилось, все осталось, как и прежде. Но пороговые значения тестирования притерпели некоторые изменения.
Так, по первой программе, которая состоит из девяти законов (Конституция Республики Казахстан, «О Президенте Республики Казахстан», «О Правительстве Республики Казахстан», «О государственной службе Республики Казахстан», «О противодействии коррупции», «Об административных процедурах», «О нормативных правовых актах», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», «О государственных услугах») порог составляет не менее 95 правильных ответов от общего количества вопросов (135) по всем нормативным правовым актам и не менее пяти правильных ответов по каждому нормативному правовому акту. Время на выполнение тестов составляет 110 минут.
Вторая программа состоит из восьми законов (Конституция Республики Казахстан, «О Президенте Республики Казахстан», «О государственной службе Республики Казахстан», «О противодействии коррупции», «Об административных процедурах», «О местном государственном управлении и самоуправлении», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», «О государственных услугах»), и порог установлен не менее 72 правильных ответов от общего количества вопросов (120) по всем нормативным правовым актам и не менее пяти правильных ответов по каждому нормативному правовому акту. Время на выполнение тестов составляет 100 минут.
По третьей программе, которая состоит из шести законов (Конституция Республики Казахстан, «О государственной службе Республики Казахстан», «О противодействии коррупции», «О местном государственном управлении и самоуправлении», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», «О государственных услугах»), пороговое значение составляет не менее 45 правильных ответов от общего количества вопросов (90) по всем нормативным правовым актам и не менее пяти правильных ответов по каждому нормативному правовому акту. Время на выполнение тестов составляет 80 минут.
При прохождении тестирования на знание законодательства с результатами выше пороговых значений кандидат в течение 20 минут допускается к тестированию на оценку личных качеств, в ходе которого выявляется уровень развития у кандидатов инициативности, коммуникативности, аналитичности, организованности, этичности, ориентации на качество, ориентации на потребителя и нетерпимости к коррупции.
По результатам тестирования на знание законодательства выдается сертификат, по результатам оценки личных качеств — заключение.
И еще: немаловажная норма, которая была введена с этого года, — это сокращение сроков пересдачи тестирования с 3-х до 2-х месяцев.
— Имеются ли у кандидатов возможность обжалования результатов тестирования и, не дожидаясь этих двух месяцев, шанс пересдать тестирование?
— Да, в нашем Департаменте создана апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений кандидатов на результаты тестирования. Необходимо отметить, что к рассмотрению будут приниматься заявления только от кандидатов, получивших результаты ниже значений на один или два балла от общего количества вопросов. К примеру, кандидат участвовал в тестировании по второй программе и набрал всего 70 или 71 балл вместо нужных 72 баллов. Так вот, именно такие кандидаты имеют право подать на апелляцию. Жалоба подается на имя председателя апелляционной комиссии лично кандидатом в течение десяти календарных дней после прохождения тестирования и рассматривается комиссией на заседании.
На заседании комиссии рассматриваются тестовые задания, на которые кандидат дал неверные ответы, и по итогам рассмотрения заявления комиссия принимает одно из решений — оставить апелляцию без удовлетворения или удовлетворить апелляцию и допустить кандидата на пересдачу тестирования, не дожидаясь двух месяцев.
— Талант Бакбергенович, раньше предусматривалось проведение аттестации один раз в три года по результатам оценки деятельности госслужащих. С какой периодичностью предполагается проведение аттестации сейчас?
— Теперь аттестация госслужащих будет проводиться по решению Президента страны, соответственно, ее порядок и сроки будут также определены решением Главы государства. То есть понятия «аттестация по итогам оценки» больше нет.
— Насколько я знаю, согласно новому закону изменения были внесены и в части увольнения госслужащих в связи с достижением пенсионного возраста.
— Да, вы правы. В старом законодательстве о государственной службе было сказано, что одним из оснований для прекращения госслужбы административными государственными служащими является достижение ими пенсионного возраста с правом ежегодного продления срока их пребывания на государственной службе путем заключения трудового договора по взаимному согласию сторон. Теперь, с этого года, в связи с вступлением в действие нового закона после достижения пенсионного возраста заключать договор можно будет лишь на один год. А те государственные служащие, которые на сегодняшний день уже работают на основании трудового договора, в этом году должны быть уволены. К примеру, приказ о заключении трудового договора с государственным служащим, достигшим пенсионного возраста, вынесен в 2015 году. Значит, государственный служащий в этом году должен быть уволен по истечении срока договора.
— Еще один немаловажный вопрос, который волнует каждого государственного служащего. Это вопрос заработной платы. Что нового им ожидать?
— Глава государства в своей статье «План нации — путь к казахстанской мечте» отметил, что законодательно будет закреплена новая система оплаты труда госслужащего по его компетенции и результатам деятельности в зависимости от характера, объема и результатов выполняемой им работы. За наиболее результативную деятельность будет предусмотрена выплата бонусов. Внедрить такую систему планируется, начиная с 1 января 2017 года. При этом уже в этом году повысилась оплата труда государственных служащих корпуса «Б» на 30% во исполнение Послания Главы государства.
— Спасибо за интервью!
Аяулым КУАНЫШЕВА.
[ Регистрация | Вход ]