ОБ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ МАВЗОЛЕЯ ЖОШЫ ХАНА
С 1946 года в течение нескольких лет ежегодно Центрально-Казахстанская археологическая экспедиция по руководством А. Х. Маргулана проводила археологические разведки и исследования на территории Казахстана, целью которых было выявление и описание памятников материальной культуры.
Это были первые научно-исследовательские экспедиции, организованные после Великой Отечественной войны, где изучались регионы Сарысу, Кенгир, Улытау, вследствие чего было представлено первое научное описание многих исторических памятников Сарыарки, в том числе мавзолея Жошы хана. Первые письменные упоминания о мазаре Жошы хана встречаются у Хафиза Тыныша бен Мир Мухаммада ал Бухари. В своем труде «Шарраф-наме-шахи» – книге шахской славы, законченной в 1589 году, он описывает поход в 1582 году Абдаллах хана на казахов и проникновение его вглубь казахской территории, вплоть до реки Сарысу: «В субботу 6-го числа этого месяца (30 апреля 1582 года) хан остановился около Сарай перед мазаром Жошы хана». (Материалы по истории Казахских ханств ХV-ХVIII веков. Алматы, 1968 г., с. 227). С присоединением Южного Казахстана к Российской империи участились разведывательные экспедиции русских офицеров из Омска к низовьям рек Сарысу и Чу. Следствием этих поездок явилась рукописная работа Г. Н. Потанина, в основу которой легли материалы Улытауского отряда Шульца и маршруты Н. И. Потанина, где при описании дорог упоминаются мавзолеи долины реки Кара-Кенгир и Сарысу, в том числе и мазар Жошы. (Валиханов Ч. Ч. Несколько маршрутов Потанина. Собр. соч. в пяти томах. Т. III. – Алматы, 1964 г.). Академик В. В. Вельяминов-Зернов впервые открыл для европейской науки «Шараф-наме-йи шахи», переведя его на русский язык. Значительные извлечения из этого сочинения были использованы им в работе «Исследования о касимовских царях и царевичах», где он интересуется: «Любопытно было бы знать, существует ли до сих пор в степи это предание о месте погребения Жошы хана». (Вельяминов-Зернов В. В. Исследования о касимовских царях и царевичах. Часть III – СПб. 1864 г. С.161). Мавзолей Жошы хана упоминается также в статье Ч. Ч. Валиханова «О киргиз-кайсацких молах и древностях вообще». В 1889 году геодезист Ю. А. Шмидт исследовал бассейны рек Сарысу и Бетпакдалы, а в 1894 году опубликовал свою работу, где кратко описал интересующий нас памятник: «В трех верстах к югу от Кызылжара, в степи левого берега, устоял еще один памятник – это могила хана Джусы, которая сложена из красного кирпича, с шарообразным куполом из синих глазурованных кирпичей». (Шмидт Ю. Очерк киргизской степи к югу от Арала-Иртышского водораздела, в Акмолинской области. Записки Западно-Сибирского русского географического общества. 1894 г. Т. ХVII. Выпуск 1-2. С. 14). Из отчета А. Х. Маргулана: «Мавзолей Жошы хана, сооружение из обожженного кирпича, до сих пор хорошо сохранился и представляет собой в плане прямоугольную постройку. С юго-западной стороны здания возвышается прямоугольный портал со стрельчатой аркой и невысокий купол на многогранном барабане. Судя по остаткам декоративных плит, портал мавзолея и купол были разукрашены бирюзовой глазурью и орнаментом из резной терракоты. На это указывают также следы орнаментального пояса вокруг портальной арки и фриз парапета. По словам местных жителей, портальный пояс содержал надпись на неизвестном алфавите и дату постройки здания. Однако, как рассказывают, декоративные облицовки были сняты в 1911 году атбассарским уездным начальником «для показа степному генерал-губернатору». Из декоративного убранства до сих пор сохранились лишь небольшие фрагменты резной терракоты с голубой глазурью. Образцы привезены в Алматы и находятся в фонде Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. Внутри мавзолей имеет единое пространство, непосредственно переходящее в купол, который покоится на квадратной основе. Кроме гладкой стены, никаких украшений внутри здания не имеется. Обращает на себя внимание лишь то, что пол здания выложен керамическими плитами. Для установления погребального инвентаря был заложен в задней стене шурф и примерно на глубине 80 см от горизонта были вскрыты две могилы, две могильные ямы – склепы, расположенные параллельно задней стены. Гробница находится у самой стены, сделана она прямо в грунте в виде прямоугольной ямы длиной 2,20 см и глубиной 60 см. Дно и стены склепа выложены сырцовым кирпичом и по глиняной обмазке были покрыты толстым слоем штукатурки. В склепе обнаружены остатки деревянного гроба, укрепленного железными гвоздями кустарной работы. У дна могилы, в северо-западном конце ее, был обнаружен человеческий череп, довольно хорошей сохранности, но без части верхней челюсти. Интересно отметить, что среди недостающих костей в склепе не оказалось всех костей одной руки. Кроме головной части, которая была разрушена кладоискателями при вскрытии в 1929 году, основной костяк скелета, принадлежавшего мужчине средних лет, лежал почти целым. Все эти признаки подтверждают, что это погребение относится к Жошы хану. Особенно интересно отсутствие костей одной руки, подтверждающее народную легенду, по которой Жошы хан был погребен без одной руки (другая легенда утверждает, что в этом мавзолее захоронена только одна рука или мизинец Жошы хана). Вторая гробница, расположенная параллельно первой и являющаяся, очевидно, погребением одной из жен Жошы хана, обнаружена на глубине 68 см, ее дно выложено плитами в виде саркофага размером 48х21х10 см. При выборке плиток одна среди них оказалась с надписью. Плита с этой надписью лежала внутри склепа, обложенного гончарными плитами и оштукатуренного алебастровым раствором. Склеп имеет прямоугольную вытянутую форму длиной 190 см, несколько расширяющуюся по концам (65 см). Внутри склепа находился дубовый гроб (ящик) с костями, но без черепа, который попал в первую могильную яму при грабительской раскопке. Как известно, в 1929 году группа жителей из Атбасара совместно с неким Чонг, живущим около этого мавзолея, произвела самовольную раскопку мавзолея Жошы с целью найти ханские сокровища. Вследствие этого погребальный инвентарь и скелеты покойников потеряли свой первоначальный вид. При расчистке первой гробницы в склепе обнаружены мелкие обрывки ткани, обломки железных гвоздей и фрагменты кожи (красного сафьяна) от погребальной одежды. Обнаружены также куски знамени (туг), кости диких животных и череп верблюда. Этот факт чрезвычайно интересен в том отношении, что он подтверждает также исторические предания, по которым Жошы хан погиб на охоте от нападения диких куланов. Плита с надписью лежала на дне передней гробницы среди других плит, выложенных на дне саркофага, – она лежала под лопаточными костями покойника лицевой стороной (надписью) вниз. Надпись на ней сделана очень рельефно, способом графической резьбы. Буквы вырезаны на фоне сложного растительного орнамента, сделанного в виде листьев. Плита имеет квадратную форму размером 42,5х42,5 см, толщиной 2,5 см, хорошо обожжена и покрыта тонким слоем алебастрового раствора. Однако от сырости она стала настолько хрупкой, что при выемке крошилась. При снятии с места она раскололась на несколько частей. Плита эта является лишь частью надписи, сделанной на нескольких плитах. К сожалению, остальные плиты не удалось отыскать. Вторая такая плита была взята при самовольной раскопке в 1929 году». («Известия» Академии наук Казахской ССР. №49. Алматы, 1948 г. А. Х. Маргулан «Археологические разведки в Центральном Казахстане. 1946 г.»). Археологические исследования А. Х. Маргулана дали импульс для дальнейшего изучения мавзолея Жошы хана: были проведены исследовательские работы Ж. Смаиловым, а также в 1997 г. реставрационные работы под руководством Е. Х. Хорош. После обретения Казахстаном независимости в обществе наблюдается большой интерес к отечественной истории. Государство, в свою очередь, поддерживает эту тенденцию в рамках программы «Культурное наследие», а также выделяются гранты на научные изыскания, археологические исследования и разведки, проводимые в Казахстане.
Это были первые научно-исследовательские экспедиции, организованные после Великой Отечественной войны, где изучались регионы Сарысу, Кенгир, Улытау, вследствие чего было представлено первое научное описание многих исторических памятников Сарыарки, в том числе мавзолея Жошы хана. Первые письменные упоминания о мазаре Жошы хана встречаются у Хафиза Тыныша бен Мир Мухаммада ал Бухари. В своем труде «Шарраф-наме-шахи» – книге шахской славы, законченной в 1589 году, он описывает поход в 1582 году Абдаллах хана на казахов и проникновение его вглубь казахской территории, вплоть до реки Сарысу: «В субботу 6-го числа этого месяца (30 апреля 1582 года) хан остановился около Сарай перед мазаром Жошы хана». (Материалы по истории Казахских ханств ХV-ХVIII веков. Алматы, 1968 г., с. 227). С присоединением Южного Казахстана к Российской империи участились разведывательные экспедиции русских офицеров из Омска к низовьям рек Сарысу и Чу. Следствием этих поездок явилась рукописная работа Г. Н. Потанина, в основу которой легли материалы Улытауского отряда Шульца и маршруты Н. И. Потанина, где при описании дорог упоминаются мавзолеи долины реки Кара-Кенгир и Сарысу, в том числе и мазар Жошы. (Валиханов Ч. Ч. Несколько маршрутов Потанина. Собр. соч. в пяти томах. Т. III. – Алматы, 1964 г.). Академик В. В. Вельяминов-Зернов впервые открыл для европейской науки «Шараф-наме-йи шахи», переведя его на русский язык. Значительные извлечения из этого сочинения были использованы им в работе «Исследования о касимовских царях и царевичах», где он интересуется: «Любопытно было бы знать, существует ли до сих пор в степи это предание о месте погребения Жошы хана». (Вельяминов-Зернов В. В. Исследования о касимовских царях и царевичах. Часть III – СПб. 1864 г. С.161). Мавзолей Жошы хана упоминается также в статье Ч. Ч. Валиханова «О киргиз-кайсацких молах и древностях вообще». В 1889 году геодезист Ю. А. Шмидт исследовал бассейны рек Сарысу и Бетпакдалы, а в 1894 году опубликовал свою работу, где кратко описал интересующий нас памятник: «В трех верстах к югу от Кызылжара, в степи левого берега, устоял еще один памятник – это могила хана Джусы, которая сложена из красного кирпича, с шарообразным куполом из синих глазурованных кирпичей». (Шмидт Ю. Очерк киргизской степи к югу от Арала-Иртышского водораздела, в Акмолинской области. Записки Западно-Сибирского русского географического общества. 1894 г. Т. ХVII. Выпуск 1-2. С. 14). Из отчета А. Х. Маргулана: «Мавзолей Жошы хана, сооружение из обожженного кирпича, до сих пор хорошо сохранился и представляет собой в плане прямоугольную постройку. С юго-западной стороны здания возвышается прямоугольный портал со стрельчатой аркой и невысокий купол на многогранном барабане. Судя по остаткам декоративных плит, портал мавзолея и купол были разукрашены бирюзовой глазурью и орнаментом из резной терракоты. На это указывают также следы орнаментального пояса вокруг портальной арки и фриз парапета. По словам местных жителей, портальный пояс содержал надпись на неизвестном алфавите и дату постройки здания. Однако, как рассказывают, декоративные облицовки были сняты в 1911 году атбассарским уездным начальником «для показа степному генерал-губернатору». Из декоративного убранства до сих пор сохранились лишь небольшие фрагменты резной терракоты с голубой глазурью. Образцы привезены в Алматы и находятся в фонде Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. Внутри мавзолей имеет единое пространство, непосредственно переходящее в купол, который покоится на квадратной основе. Кроме гладкой стены, никаких украшений внутри здания не имеется. Обращает на себя внимание лишь то, что пол здания выложен керамическими плитами. Для установления погребального инвентаря был заложен в задней стене шурф и примерно на глубине 80 см от горизонта были вскрыты две могилы, две могильные ямы – склепы, расположенные параллельно задней стены. Гробница находится у самой стены, сделана она прямо в грунте в виде прямоугольной ямы длиной 2,20 см и глубиной 60 см. Дно и стены склепа выложены сырцовым кирпичом и по глиняной обмазке были покрыты толстым слоем штукатурки. В склепе обнаружены остатки деревянного гроба, укрепленного железными гвоздями кустарной работы. У дна могилы, в северо-западном конце ее, был обнаружен человеческий череп, довольно хорошей сохранности, но без части верхней челюсти. Интересно отметить, что среди недостающих костей в склепе не оказалось всех костей одной руки. Кроме головной части, которая была разрушена кладоискателями при вскрытии в 1929 году, основной костяк скелета, принадлежавшего мужчине средних лет, лежал почти целым. Все эти признаки подтверждают, что это погребение относится к Жошы хану. Особенно интересно отсутствие костей одной руки, подтверждающее народную легенду, по которой Жошы хан был погребен без одной руки (другая легенда утверждает, что в этом мавзолее захоронена только одна рука или мизинец Жошы хана). Вторая гробница, расположенная параллельно первой и являющаяся, очевидно, погребением одной из жен Жошы хана, обнаружена на глубине 68 см, ее дно выложено плитами в виде саркофага размером 48х21х10 см. При выборке плиток одна среди них оказалась с надписью. Плита с этой надписью лежала внутри склепа, обложенного гончарными плитами и оштукатуренного алебастровым раствором. Склеп имеет прямоугольную вытянутую форму длиной 190 см, несколько расширяющуюся по концам (65 см). Внутри склепа находился дубовый гроб (ящик) с костями, но без черепа, который попал в первую могильную яму при грабительской раскопке. Как известно, в 1929 году группа жителей из Атбасара совместно с неким Чонг, живущим около этого мавзолея, произвела самовольную раскопку мавзолея Жошы с целью найти ханские сокровища. Вследствие этого погребальный инвентарь и скелеты покойников потеряли свой первоначальный вид. При расчистке первой гробницы в склепе обнаружены мелкие обрывки ткани, обломки железных гвоздей и фрагменты кожи (красного сафьяна) от погребальной одежды. Обнаружены также куски знамени (туг), кости диких животных и череп верблюда. Этот факт чрезвычайно интересен в том отношении, что он подтверждает также исторические предания, по которым Жошы хан погиб на охоте от нападения диких куланов. Плита с надписью лежала на дне передней гробницы среди других плит, выложенных на дне саркофага, – она лежала под лопаточными костями покойника лицевой стороной (надписью) вниз. Надпись на ней сделана очень рельефно, способом графической резьбы. Буквы вырезаны на фоне сложного растительного орнамента, сделанного в виде листьев. Плита имеет квадратную форму размером 42,5х42,5 см, толщиной 2,5 см, хорошо обожжена и покрыта тонким слоем алебастрового раствора. Однако от сырости она стала настолько хрупкой, что при выемке крошилась. При снятии с места она раскололась на несколько частей. Плита эта является лишь частью надписи, сделанной на нескольких плитах. К сожалению, остальные плиты не удалось отыскать. Вторая такая плита была взята при самовольной раскопке в 1929 году». («Известия» Академии наук Казахской ССР. №49. Алматы, 1948 г. А. Х. Маргулан «Археологические разведки в Центральном Казахстане. 1946 г.»). Археологические исследования А. Х. Маргулана дали импульс для дальнейшего изучения мавзолея Жошы хана: были проведены исследовательские работы Ж. Смаиловым, а также в 1997 г. реставрационные работы под руководством Е. Х. Хорош. После обретения Казахстаном независимости в обществе наблюдается большой интерес к отечественной истории. Государство, в свою очередь, поддерживает эту тенденцию в рамках программы «Культурное наследие», а также выделяются гранты на научные изыскания, археологические исследования и разведки, проводимые в Казахстане.
А. Ш. ИСКАКОВ.
[ Регистрация | Вход ]