ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Система казахстанского образования в настоящее время переживает серьезные системные изменения, касающиеся и самого его содержания. Пристальное внимание, уделяемое именно вопросам его содержательного компонента, не случайно. Время убедительно продемонстрировало, что образование в его традиционной структуре перестало отвечать реалиям настоящего дня. Такие основополагающие понятия, как «функциональная грамотность», «групповые формы работы», «индивидуализация траектории образования», «личностно-ориентированное образование» и «инклюзивное образование» стали абсолютно новым вектором развития современной казахстанской школы.
Масштабные инновации в современном среднем образовании стали адекватным времени ответом на требования, которые предъявляются к образованию сегодня. Ведь задача современной школы не только дать выпускнику прочные знания, но и подготовить его к будущей самостоятельной жизни, обеспечить прочный базовый фундамент для дальнейшего его профессионального самоопределения, привить способность ориентироваться в сложной и динамичной обстановке мира сегодняшнего. Традиционная школа с ее несомненными достоинствами в части приобретения школьниками неких фундаментальных знаний оказалась неспособной помочь выпускникам сегодняшнего дня применять их на практике, уметь переводить теоретические знания в область практических умений и компетенций. Поэтому на самом высоком уровне решено исправить это положение, для чего приняты концептуальные планы по развитию функциональной грамотности в Республике Казахстан, повсеместному внедрению принципов инклюзивного образования, личностно-ориентированного обучения и начавшейся широкой практике обновления содержания образования. Эта большая и комплексная работа может успешно вестись только при условии, что она будет поддержана на местах всем учительским сообществом страны, ведь общепризнано, что стержневой фигурой всех изменений и инноваций является сам учитель. Его повседневные и напряженные раздумья над практикой собственного преподавания, рефлексия по ее поводу являются неотъемлемым компонентом изменений, происходящих сегодня в отечественной школе.
Коренным образом изменился и взгляд на роль ученика в процессе обучения и характер его деятельности. Из объекта обучения он должен стать его полноправным субъектом, активно участвующим в процессе добычи новых знаний, критически мыслящим, не принимающим на веру ни одно утверждение без его доказательства, всестороннего рассмотрения и обсуждения. Только при этом условии знания, добытые самостоятельно, в результате обмена мнениями между всеми участниками учебного сообщества, когда диалог, дискуссия становятся главным инструментом образовательной деятельности, являются по-настоящему прочными и достоверными.
Для нового содержания образования характерна его целенаправленная ориентация на область практических применений, когда, например, при изучении языков, в первую очередь, учащийся должен будет овладеть широким спектром коммуникативных функций языка в устной и письменной практике их повсеместного применения и употребления. Циклический принцип построения учебных программ также станет одним из предстоящих нововведений содержания школьного образования, при котором, с одной стороны, будет обеспечена преемственность обучения, с другой стороны, из года в год будет расширяться и углубляться изучение каждого из разделов изучаемой учебной дисциплины.
Таким образом, обновление содержания образования является основным направлением тех масштабных инновационных преобразований, которые происходят сегодня в отечественной системе образования.
Масштабные инновации в современном среднем образовании стали адекватным времени ответом на требования, которые предъявляются к образованию сегодня. Ведь задача современной школы не только дать выпускнику прочные знания, но и подготовить его к будущей самостоятельной жизни, обеспечить прочный базовый фундамент для дальнейшего его профессионального самоопределения, привить способность ориентироваться в сложной и динамичной обстановке мира сегодняшнего. Традиционная школа с ее несомненными достоинствами в части приобретения школьниками неких фундаментальных знаний оказалась неспособной помочь выпускникам сегодняшнего дня применять их на практике, уметь переводить теоретические знания в область практических умений и компетенций. Поэтому на самом высоком уровне решено исправить это положение, для чего приняты концептуальные планы по развитию функциональной грамотности в Республике Казахстан, повсеместному внедрению принципов инклюзивного образования, личностно-ориентированного обучения и начавшейся широкой практике обновления содержания образования. Эта большая и комплексная работа может успешно вестись только при условии, что она будет поддержана на местах всем учительским сообществом страны, ведь общепризнано, что стержневой фигурой всех изменений и инноваций является сам учитель. Его повседневные и напряженные раздумья над практикой собственного преподавания, рефлексия по ее поводу являются неотъемлемым компонентом изменений, происходящих сегодня в отечественной школе.
Коренным образом изменился и взгляд на роль ученика в процессе обучения и характер его деятельности. Из объекта обучения он должен стать его полноправным субъектом, активно участвующим в процессе добычи новых знаний, критически мыслящим, не принимающим на веру ни одно утверждение без его доказательства, всестороннего рассмотрения и обсуждения. Только при этом условии знания, добытые самостоятельно, в результате обмена мнениями между всеми участниками учебного сообщества, когда диалог, дискуссия становятся главным инструментом образовательной деятельности, являются по-настоящему прочными и достоверными.
Для нового содержания образования характерна его целенаправленная ориентация на область практических применений, когда, например, при изучении языков, в первую очередь, учащийся должен будет овладеть широким спектром коммуникативных функций языка в устной и письменной практике их повсеместного применения и употребления. Циклический принцип построения учебных программ также станет одним из предстоящих нововведений содержания школьного образования, при котором, с одной стороны, будет обеспечена преемственность обучения, с другой стороны, из года в год будет расширяться и углубляться изучение каждого из разделов изучаемой учебной дисциплины.
Таким образом, обновление содержания образования является основным направлением тех масштабных инновационных преобразований, которые происходят сегодня в отечественной системе образования.
М.Ж. ТУРЕБЕКОВ,
директор ОСШ № 9.
директор ОСШ № 9.
[ Регистрация | Вход ]