ОБУЧАТЬ – ЗНАЧИТ УЧИТЬСЯ ВДВОЙНЕ…
В годы повсеместной модернизации область образования наравне со всеми претерпевает значительные изменения, и касаются они не только технического оснащения, а также учебных процессов и методов преподавания, плавно переходящих от формы к содержанию. Задачи, стоящие перед педагогом сегодня, нацелены не только на передачу знаний ученикам, но и на обучение учеников самостоятельности в поиске информации. О том, какие нововведения планируются и успешно внедрены в образовательный процесс школ города Жезказгана и что от этого получат ученики рассказывает новый руководитель отдела образования города Айгуль Исахова.
– Айгуль Сапархановна, с какими итогами и планами город и педагогическая общественность встретили новый 2017 учебный год? Каково текущее состояние новой системы школьного образования?
– Сегодня школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. В настоящее время приоритетами стали инфраструктурное развитие и переход на обновленное содержание. Развитие системы образования на сегодняшний день является одним из важнейших приоритетов государственной политики нашей республики.
С прошлого года все первоклассники 20 школ города Жезказгана перешли на обновленную систему обучения. Основной компонент обновленного обучения – критериальное оценивание, суть которого – оценка учебных достижений учащихся на основе заранее разработанных критериев, позволяющих корректировать индивидуальное обучение учащихся для достижения ожидаемых результатов в соответствии с целями обучения. Это позволяет исключить субъективное отношение учителя к ученику, поскольку в процессе оценивания педагог руководствуется только критериями (формативное и суммативное оценивание) и уровневыми заданиями.
В новом учебном году по обновленной программе обучаются учащиеся 1, 2, 5, 7 классов.
В городе Жезказгане всего 20 школ, из них 15 городских и 5 сельских школ. Школы №12 села Қорғанбай, №6 села Теректі и №15 села Малшыбай являются малокомплектными. На начало 2017-2018 учебного года в школах города обучаются 13 318 учащихся.
16 школ города с сентября текущего года полностью перешли на электронный журнал. Заполнение журнала позволяет ежедневно уведомлять родителей учащихся о полученных оценках и получать сведения о присутствии ребенка на уроке и дают много другой полезной информации.
Прошлый учебный год учащиеся и учителя города завершили с хорошими успехами и достижениями. Из 444 выпускников 11-ых классов – 24 стали обладателями знака «Алтын белгі», 16 – аттестатов с отличием. Ученик №7 школы-лицея им. К.Сатпаева Қ. Шамбыл стал обладателем бронзовой медали по результатам Республиканской предметной олимпиады. Научный проект учащихся №8 гимназии Серіка Айбар и Сұлтана Жұмабаева в моделировании школьного рюкзака получил высокое признание на республиканских и международных соревнованиях. И таких достижений школьников очень много.
В помощь учителям в этом году всем школам города обеспечен доступ к цифровым образовательным ресурсам, а значит, к лучшим видео-урокам, электронным учебникам, методическим пособиям на трех языках. Для отдаленных сельских школ, где нет достаточной скорости подключения к Интернету, данная услуга предоставлена в off-line режиме.
Использование ЦОРов существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество.
В связи с переходом на обновленную программу обучения, педагоги города проходят специальные курсы повышения.
В настоящее время 72 учителя физики, химии, биологии, информатики обучаются на долгосрочных языковых курсах.
Так же в этом учебном году введена 5-ти дневная учебная неделя. Согласно инструктивно-методического письма «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2017-2018 учебном году» администрация общеобразовательных школ города Жезказган, согласовав с попечительскими советами, перешли на пятидневную учебную неделю. В субботу в школах проводятся кружковые работы, внеклассные мероприятия, спортивные состязания и др.
В гимназиях №№8, 26 и школе-лицее №7 им.К.Сатпаева – учащиеся 8-11 классов обучаются по шестидневной учебной нагрузке.
– В обычной жизни жителей 21 века модификации произошли во многих важных сферах общества, и образование – не стало исключением. Базовыми направлениями Государственной программы развития образования Республики Казахстан до 2020 года являются переход на трехъязычие, новые технологии и методы в обучении, а также поликультурность, коммуникативность и технократичность. В чем же, по вашему мнению, выражается сложность и эффективность трехъязычного образования? Что от этой программы на выходе получат сами ученики?
– В целом трехъязычный формат обучения никаких проблем не вызывает. Ведь благодаря этому, для учеников открываются новые горизонты и перспективы. Для учителей же сложности возникла из-за следующих факторов: уровень знания языка, отсутствие методик. Проблемы эти будут решаться с помощью онлайн-семинаров и переподготовки кадров. И эта деятельность уже начата, В течение года учителя ЕМЦ проходят в г. Жезказгане девятимесячные курсы «Предметник-билингвал» по изучению английского языка и по завершению в декабре получат сертификат. Еще хотелось бы отметить плюсы трехъязычного обучения. Если обращаться к методике CLIL (интегрированное преподавание определенного предмета и языка одновременно), то здесь есть большие преимущества. К примеру, в классе есть ученики, которые хорошо знают английский язык, но не слишком сильны в физике. И наоборот, те, кто сильны в физике, но слабы в английском. Здесь происходит интеграция. И когда начинается урок, который ведется на иностранном языке, дети одновременно учат и физику, и английский.
– Изменились ли требования к учителям, педагогам городских и сельских школ? Внедрены ли новые требования к преподаванию, необходимо ли в обязательном порядке пройти новые курсы повышения квалификации? Что представляют собой реформа школьной системы и новые стандарты образования? Какие изменения ждут школу? Как скажется новая реформа на учениках, их родителях и учителях?
–Для организации учебной деятельности учащихся и осуществления контроля ее результатов используются различные методы и средства, выбор которых осуществляется педагогом. Важно отметить, что в рамках обновления содержания образования учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учеников. В данном случае учитель выступает организатором познавательной деятельности обучающихся. В 2017-2018 учебном году – 2,5,7 классы перешли на обновленное содержание образования, в 2018-2019 учебном году планируется перевести уже и 3,6,8,10 классы, а в 2019-2020 учебном году – 4,9 и 11 классы. В этой связи, учителям необходимо подготовить детей к этому переходу. Один из путей – использование приемов активизации деятельности учеников, предоставление им большей самостоятельности.
Учитель, как городских и так и сельских школ, должен владеть современными подходами, методами, технологиями организации учебного процесса. Например, исследовательский подход, ценностно-ориентированный подход, личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, компетентностный подход и т.д. В 2017-2018 учебном году по обновленному содержанию образования 482 учителя, работающие в 2,5,7 классах прошли курсы повышения квалификации.
– Для современного и успешного образования необходимо идти в ногу со временем и иметь функциональные и модернизированные школы. Как обстоят дела с техническим оснащением школ в городе и на селе?
– В целом в текущем году закуплено 840 персональных компьютеров, спортивное оборудования на 9,6 млн тенге (мячи и сетки волейбольные, футбольные, баскетбольные, маты и другое спортивное оборудование); хоккейные корты на сумму – 37,8 млн.тенге, которые установлены в школах №№ 10, 13, 21, 26. Приобретено 16 кабинетов новой модификации на сумму – 120,8 млн тенге, из них 4 кабинета химии в ОСШ №№ 3, 7, 9, 26; кабинет биологии в ОСШ №№2, 3, 10,11; кабинет физики в ОСШ №№1, 5, 9, 13; а также мультимедийные кабинеты в ОСШ №№ 3, 11, 21, 24.
В рамках повторных процедур госзакупок еще идет дозакуп оборудования для коррекционного кабинета на 10,8 млн тенге.
Планируется закуп учебной мебели для школ и мини-центров на 33,2 млн тенге.
Приобретены и установлены оборудования ПИКов (проектор-интернет-компьютер) на 6,6млн тенге, 10 проекторов установлены в сельских школах (СШ № 14 с.Талап, СШ № 6 с.Теректы, СШ № 12 с.Корганбай, СШ №15 Малшыбай и СШ №2 с.Кенгир ) и 5 проекторов установлены в городских школах (№№3, 9, 11).
Пять лабораторий робототехники на сумму 19,4 млн тенге уже успешно работают в школах №№4, 9, 13, а также в гимназии № 8 и школе-лицее №7.
Стоит отметить, что все школы города подключены к широкополосному интернету, скорость которого составляет 10 Мбит/с, а в сельских – 4 Мбит/с, в школе села Малшыбай – 2 Мбит/с.
В новом учебном году в целях реализации Плана развития города на 2017-2019 годы планируется обеспечить учащихся начальных классов индивидуальными шкафчиками для хранения одежды и школьных принадлежностей. Однако их внедрение будем поэтапным.
– Учителя часто задают такой вопрос: «В комплекте с интерактивной доской есть также и специальная лампа, однако, если в процессе употребления она перегорает, то интерактивная доска становиться непригодной». Как правило, подобные лампы стоят недешево, и на их покупку не предусмотрена статья в бюджете, можно ли решить этот вопрос?
– В случае выхода из строя либо поломки оборудования или комплектующих деталей необходимо сделать соответствующее заключение о неисправности и на основании этого подать заявку в в городской отдел образования на приобретение сломанной части с приложением всех необходимых документов.
– Сегодня модно говорить о методике обновленного содержания, однако многие представители педагогической общественности сетуют на то, что не предусмотрено выделение финансовых средств для ее реализации. Поэтому учителям приходиться производить распечатку так называемых «портфолио», формативных и суммативных заданий и еще много другого за свой счет. Предусмотрено ли выделение средств на покупку бумаги и дополнительных ксероксов и принтеров из городского бюджета?
– Система критериального оценивания включает в себя формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание позволяет выявить текущий уровень освоения знаний из формированных навыков учеников и обнаружить трудности в обучении. Суммативное оценивание проводится с целью предоставления информации учителям, учениками их родителям о прогрессе обучения. Суммативное оценивание проводится по завершении изучения разделов, сквозных тем по предметам. Формативное оценивание осуществляется с применением различных приемов и методик оценивания на уроке. Основная цель этого – помочь детям в обучении. Задания формативного оценивания учитель составляет сам или использует их из рекомендованных сборников. При этом нет необходимости распечатывать задания каждому ученику. При формативном оценивании не проводится выставление баллов и оценок. По мере необходимости предоставляется и так называемая обратная связь. Учитель может ответить в устной, письменной и графической форме. При этом педагог самостоятельно определяет объем, чистоту и форму обратной связи. Также при формативном оценивании нет необходимости вести отчетную документацию, собирать, регистрировать и хранить результаты формативного оценивания в портфолио.
Суммативные задания за разделы, сквозные темы и четверть должны содержать только пройденные материалы. Задания суммативного оценивания учитель разрабатывает сам или использует задания методических рекомендаций суммативного оценивания. Задания суммативного оценивания можно выполнять в рабочих тетрадях, на листах, в виде проектов, как упражнения и т.д. В портфолио ученика вкладывается результаты его суммативных работ.
Материалы, представленные сборником для формативного оценивания, а также методическими рекомендациями суммативного оценивания, носят рекомендательный характер и разработаны в качестве методической поддержки учителей. Учителя могут использовать предложенные материалы, вносить изменения, а также разрабатывать задания самостоятельно. Поэтому нет такого требования по распечатке всех материалов.
Учителям необходимо собирать работы учащихся, выполненные в процессе суммативного оценивания – за раздел и суммативного оценивания – за четверть. В четверти это могут быть 3-4 работы. При этом стоит отметить, что нет необходимости распечатывать задания для каждого ученика. Обучающиеся могут выполнять задания в тетрадях для суммативного оценивания.
– Многих учителей интересует вопрос насколько закономерно с точки зрения Трудового Кодекса РК находиться в школе (если у учителя\классного руководителя нет уроков) целый день, вместе с подведомственным ему классом, как того требуют определенные правила. Почему учитель, у кого есть классное руководство, должен находиться в школе, даже если у него нет уроков, потому что он обязан следить за вверенным ему классом? Порой из-за этого суммарное количество часов, проведенных в школе, даже превышает количество часов обычного рабочего дня. К примеру, в школах других городов и населенных пунктов вне Жезказганского региона такой практики нет. Правомерно ли это?
– В соответствии со статьей 71 Трудового Кодекса Республики Казахстан пятидневная или шестидневная рабочая недели устанавливаются работодателем в соответствии с условиями трудового и коллективного договоров или актом работодателя.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс в государственных организациях образования определяется его учебной нагрузкой и планами учебно-воспитательной работы организации образования. Рабочее время педагогических работников имеет определенные особенности. Оно состоит из двух частей: первая – время проведения занятий, которое может нормироваться и учитываться; вторая часть – время проведения другой педагогической деятельности, которая объективно не может нормироваться и учитываться.
Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую деятельность, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из должностных обязанностей, предусмотренных уставом организации образования и правилами внутреннего распорядка (Правила трудового распорядка), квалификационными характеристиками (в соответствии приказа министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц») и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами работы педагогического работника, и может быть связана с выполнением обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; организацией и проведением методической, диагностической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением; временем, затрачиваемым непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий; дежурствами в организации образования в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи; выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, в соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.)
Таким образом, продолжительность рабочего времени учителя определяется расписанием уроков, а также планами работы школы. В табеле учета рабочего времени учителя фиксируются только часы работы, связанные с преподаванием предмета.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом организации, правилами внутреннего распорядка, профессиональными стандартами, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, но в пределах 36-часовой рабочей недели.
P.S. В процессе работы над материалом мне вспомнились слова моего педагога, который часто цитировал слова французского писателя Жозефа Жубера: «Обучать – это значит учиться вдвойне», думаю, реалии современного времени подтверждают слова сказанные педагогом Франции и весьма актуальны, даже спустя несколько столетий...
– Айгуль Сапархановна, с какими итогами и планами город и педагогическая общественность встретили новый 2017 учебный год? Каково текущее состояние новой системы школьного образования?
– Сегодня школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. В настоящее время приоритетами стали инфраструктурное развитие и переход на обновленное содержание. Развитие системы образования на сегодняшний день является одним из важнейших приоритетов государственной политики нашей республики.
С прошлого года все первоклассники 20 школ города Жезказгана перешли на обновленную систему обучения. Основной компонент обновленного обучения – критериальное оценивание, суть которого – оценка учебных достижений учащихся на основе заранее разработанных критериев, позволяющих корректировать индивидуальное обучение учащихся для достижения ожидаемых результатов в соответствии с целями обучения. Это позволяет исключить субъективное отношение учителя к ученику, поскольку в процессе оценивания педагог руководствуется только критериями (формативное и суммативное оценивание) и уровневыми заданиями.
В новом учебном году по обновленной программе обучаются учащиеся 1, 2, 5, 7 классов.
В городе Жезказгане всего 20 школ, из них 15 городских и 5 сельских школ. Школы №12 села Қорғанбай, №6 села Теректі и №15 села Малшыбай являются малокомплектными. На начало 2017-2018 учебного года в школах города обучаются 13 318 учащихся.
16 школ города с сентября текущего года полностью перешли на электронный журнал. Заполнение журнала позволяет ежедневно уведомлять родителей учащихся о полученных оценках и получать сведения о присутствии ребенка на уроке и дают много другой полезной информации.
Прошлый учебный год учащиеся и учителя города завершили с хорошими успехами и достижениями. Из 444 выпускников 11-ых классов – 24 стали обладателями знака «Алтын белгі», 16 – аттестатов с отличием. Ученик №7 школы-лицея им. К.Сатпаева Қ. Шамбыл стал обладателем бронзовой медали по результатам Республиканской предметной олимпиады. Научный проект учащихся №8 гимназии Серіка Айбар и Сұлтана Жұмабаева в моделировании школьного рюкзака получил высокое признание на республиканских и международных соревнованиях. И таких достижений школьников очень много.
В помощь учителям в этом году всем школам города обеспечен доступ к цифровым образовательным ресурсам, а значит, к лучшим видео-урокам, электронным учебникам, методическим пособиям на трех языках. Для отдаленных сельских школ, где нет достаточной скорости подключения к Интернету, данная услуга предоставлена в off-line режиме.
Использование ЦОРов существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество.
В связи с переходом на обновленную программу обучения, педагоги города проходят специальные курсы повышения.
В настоящее время 72 учителя физики, химии, биологии, информатики обучаются на долгосрочных языковых курсах.
Так же в этом учебном году введена 5-ти дневная учебная неделя. Согласно инструктивно-методического письма «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах РК в 2017-2018 учебном году» администрация общеобразовательных школ города Жезказган, согласовав с попечительскими советами, перешли на пятидневную учебную неделю. В субботу в школах проводятся кружковые работы, внеклассные мероприятия, спортивные состязания и др.
В гимназиях №№8, 26 и школе-лицее №7 им.К.Сатпаева – учащиеся 8-11 классов обучаются по шестидневной учебной нагрузке.
– В обычной жизни жителей 21 века модификации произошли во многих важных сферах общества, и образование – не стало исключением. Базовыми направлениями Государственной программы развития образования Республики Казахстан до 2020 года являются переход на трехъязычие, новые технологии и методы в обучении, а также поликультурность, коммуникативность и технократичность. В чем же, по вашему мнению, выражается сложность и эффективность трехъязычного образования? Что от этой программы на выходе получат сами ученики?
– В целом трехъязычный формат обучения никаких проблем не вызывает. Ведь благодаря этому, для учеников открываются новые горизонты и перспективы. Для учителей же сложности возникла из-за следующих факторов: уровень знания языка, отсутствие методик. Проблемы эти будут решаться с помощью онлайн-семинаров и переподготовки кадров. И эта деятельность уже начата, В течение года учителя ЕМЦ проходят в г. Жезказгане девятимесячные курсы «Предметник-билингвал» по изучению английского языка и по завершению в декабре получат сертификат. Еще хотелось бы отметить плюсы трехъязычного обучения. Если обращаться к методике CLIL (интегрированное преподавание определенного предмета и языка одновременно), то здесь есть большие преимущества. К примеру, в классе есть ученики, которые хорошо знают английский язык, но не слишком сильны в физике. И наоборот, те, кто сильны в физике, но слабы в английском. Здесь происходит интеграция. И когда начинается урок, который ведется на иностранном языке, дети одновременно учат и физику, и английский.
– Изменились ли требования к учителям, педагогам городских и сельских школ? Внедрены ли новые требования к преподаванию, необходимо ли в обязательном порядке пройти новые курсы повышения квалификации? Что представляют собой реформа школьной системы и новые стандарты образования? Какие изменения ждут школу? Как скажется новая реформа на учениках, их родителях и учителях?
–Для организации учебной деятельности учащихся и осуществления контроля ее результатов используются различные методы и средства, выбор которых осуществляется педагогом. Важно отметить, что в рамках обновления содержания образования учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учеников. В данном случае учитель выступает организатором познавательной деятельности обучающихся. В 2017-2018 учебном году – 2,5,7 классы перешли на обновленное содержание образования, в 2018-2019 учебном году планируется перевести уже и 3,6,8,10 классы, а в 2019-2020 учебном году – 4,9 и 11 классы. В этой связи, учителям необходимо подготовить детей к этому переходу. Один из путей – использование приемов активизации деятельности учеников, предоставление им большей самостоятельности.
Учитель, как городских и так и сельских школ, должен владеть современными подходами, методами, технологиями организации учебного процесса. Например, исследовательский подход, ценностно-ориентированный подход, личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, компетентностный подход и т.д. В 2017-2018 учебном году по обновленному содержанию образования 482 учителя, работающие в 2,5,7 классах прошли курсы повышения квалификации.
– Для современного и успешного образования необходимо идти в ногу со временем и иметь функциональные и модернизированные школы. Как обстоят дела с техническим оснащением школ в городе и на селе?
– В целом в текущем году закуплено 840 персональных компьютеров, спортивное оборудования на 9,6 млн тенге (мячи и сетки волейбольные, футбольные, баскетбольные, маты и другое спортивное оборудование); хоккейные корты на сумму – 37,8 млн.тенге, которые установлены в школах №№ 10, 13, 21, 26. Приобретено 16 кабинетов новой модификации на сумму – 120,8 млн тенге, из них 4 кабинета химии в ОСШ №№ 3, 7, 9, 26; кабинет биологии в ОСШ №№2, 3, 10,11; кабинет физики в ОСШ №№1, 5, 9, 13; а также мультимедийные кабинеты в ОСШ №№ 3, 11, 21, 24.
В рамках повторных процедур госзакупок еще идет дозакуп оборудования для коррекционного кабинета на 10,8 млн тенге.
Планируется закуп учебной мебели для школ и мини-центров на 33,2 млн тенге.
Приобретены и установлены оборудования ПИКов (проектор-интернет-компьютер) на 6,6млн тенге, 10 проекторов установлены в сельских школах (СШ № 14 с.Талап, СШ № 6 с.Теректы, СШ № 12 с.Корганбай, СШ №15 Малшыбай и СШ №2 с.Кенгир ) и 5 проекторов установлены в городских школах (№№3, 9, 11).
Пять лабораторий робототехники на сумму 19,4 млн тенге уже успешно работают в школах №№4, 9, 13, а также в гимназии № 8 и школе-лицее №7.
Стоит отметить, что все школы города подключены к широкополосному интернету, скорость которого составляет 10 Мбит/с, а в сельских – 4 Мбит/с, в школе села Малшыбай – 2 Мбит/с.
В новом учебном году в целях реализации Плана развития города на 2017-2019 годы планируется обеспечить учащихся начальных классов индивидуальными шкафчиками для хранения одежды и школьных принадлежностей. Однако их внедрение будем поэтапным.
– Учителя часто задают такой вопрос: «В комплекте с интерактивной доской есть также и специальная лампа, однако, если в процессе употребления она перегорает, то интерактивная доска становиться непригодной». Как правило, подобные лампы стоят недешево, и на их покупку не предусмотрена статья в бюджете, можно ли решить этот вопрос?
– В случае выхода из строя либо поломки оборудования или комплектующих деталей необходимо сделать соответствующее заключение о неисправности и на основании этого подать заявку в в городской отдел образования на приобретение сломанной части с приложением всех необходимых документов.
– Сегодня модно говорить о методике обновленного содержания, однако многие представители педагогической общественности сетуют на то, что не предусмотрено выделение финансовых средств для ее реализации. Поэтому учителям приходиться производить распечатку так называемых «портфолио», формативных и суммативных заданий и еще много другого за свой счет. Предусмотрено ли выделение средств на покупку бумаги и дополнительных ксероксов и принтеров из городского бюджета?
– Система критериального оценивания включает в себя формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание позволяет выявить текущий уровень освоения знаний из формированных навыков учеников и обнаружить трудности в обучении. Суммативное оценивание проводится с целью предоставления информации учителям, учениками их родителям о прогрессе обучения. Суммативное оценивание проводится по завершении изучения разделов, сквозных тем по предметам. Формативное оценивание осуществляется с применением различных приемов и методик оценивания на уроке. Основная цель этого – помочь детям в обучении. Задания формативного оценивания учитель составляет сам или использует их из рекомендованных сборников. При этом нет необходимости распечатывать задания каждому ученику. При формативном оценивании не проводится выставление баллов и оценок. По мере необходимости предоставляется и так называемая обратная связь. Учитель может ответить в устной, письменной и графической форме. При этом педагог самостоятельно определяет объем, чистоту и форму обратной связи. Также при формативном оценивании нет необходимости вести отчетную документацию, собирать, регистрировать и хранить результаты формативного оценивания в портфолио.
Суммативные задания за разделы, сквозные темы и четверть должны содержать только пройденные материалы. Задания суммативного оценивания учитель разрабатывает сам или использует задания методических рекомендаций суммативного оценивания. Задания суммативного оценивания можно выполнять в рабочих тетрадях, на листах, в виде проектов, как упражнения и т.д. В портфолио ученика вкладывается результаты его суммативных работ.
Материалы, представленные сборником для формативного оценивания, а также методическими рекомендациями суммативного оценивания, носят рекомендательный характер и разработаны в качестве методической поддержки учителей. Учителя могут использовать предложенные материалы, вносить изменения, а также разрабатывать задания самостоятельно. Поэтому нет такого требования по распечатке всех материалов.
Учителям необходимо собирать работы учащихся, выполненные в процессе суммативного оценивания – за раздел и суммативного оценивания – за четверть. В четверти это могут быть 3-4 работы. При этом стоит отметить, что нет необходимости распечатывать задания для каждого ученика. Обучающиеся могут выполнять задания в тетрадях для суммативного оценивания.
– Многих учителей интересует вопрос насколько закономерно с точки зрения Трудового Кодекса РК находиться в школе (если у учителя\классного руководителя нет уроков) целый день, вместе с подведомственным ему классом, как того требуют определенные правила. Почему учитель, у кого есть классное руководство, должен находиться в школе, даже если у него нет уроков, потому что он обязан следить за вверенным ему классом? Порой из-за этого суммарное количество часов, проведенных в школе, даже превышает количество часов обычного рабочего дня. К примеру, в школах других городов и населенных пунктов вне Жезказганского региона такой практики нет. Правомерно ли это?
– В соответствии со статьей 71 Трудового Кодекса Республики Казахстан пятидневная или шестидневная рабочая недели устанавливаются работодателем в соответствии с условиями трудового и коллективного договоров или актом работодателя.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательный процесс в государственных организациях образования определяется его учебной нагрузкой и планами учебно-воспитательной работы организации образования. Рабочее время педагогических работников имеет определенные особенности. Оно состоит из двух частей: первая – время проведения занятий, которое может нормироваться и учитываться; вторая часть – время проведения другой педагогической деятельности, которая объективно не может нормироваться и учитываться.
Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую деятельность, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из должностных обязанностей, предусмотренных уставом организации образования и правилами внутреннего распорядка (Правила трудового распорядка), квалификационными характеристиками (в соответствии приказа министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц») и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами работы педагогического работника, и может быть связана с выполнением обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; организацией и проведением методической, диагностической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением; временем, затрачиваемым непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий; дежурствами в организации образования в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи; выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, в соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.)
Таким образом, продолжительность рабочего времени учителя определяется расписанием уроков, а также планами работы школы. В табеле учета рабочего времени учителя фиксируются только часы работы, связанные с преподаванием предмета.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом организации, правилами внутреннего распорядка, профессиональными стандартами, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, но в пределах 36-часовой рабочей недели.
P.S. В процессе работы над материалом мне вспомнились слова моего педагога, который часто цитировал слова французского писателя Жозефа Жубера: «Обучать – это значит учиться вдвойне», думаю, реалии современного времени подтверждают слова сказанные педагогом Франции и весьма актуальны, даже спустя несколько столетий...
Беседовала Салтанат КОЖАХМЕТОВА.
[ Регистрация | Вход ]