Пассажир имеет право, или Чтобы не было поздно пить «Боржоми»
На сегодняшний день жителей Жезказгана интересуют два вопроса: «Зачем нужна временная регистрация?» и «Повысят ли тариф на проезд в маршрутных автобусах?». Но если проблема регистрации волнует граждан всей республики, то вопрос тарифов на проезд на внутригородском маршрутном транспорте – сугубо наш, жезказганский. Соответственно, и ответить на него нужно нам с вами, никто извне нам не подскажет, что делать и кто виноват. Именно для решения этой проблемы были организованы общественные слушания с участием работников акимата г. Жезказгана, депутатов городского маслихата, перевозчиков, аксакалов и жителей города, представителей средств массовой информации. Однако обсуждения тарифов были настолько оживленными, что одной встречи оказалось мало. Намедни в Жезказганском филиале партии «Нұр Отан» прошло уже третье общественное слушание. Последнее ли?
Поприветствовав собравшихся, заместитель акима города Жезказгана Нуржан Орынбаев обозначил повестку дня. Далее он отметил, что встречаться можно до бесконечности, но проблему перевозок пассажиров и багажа по регулярным маршрутам это не решит. Промедление принятия взаимовыгодного тарифа может привести к ситуации, когда весь городской транспорт, что называется, встанет. А разве этого мы хотим? Будет ли это кому-нибудь выгодно? Затем заместитель акима города передал слово аксакалу Шамшибеку Икласову, который в составе инициативной группы совершил рейд по городским маршрутам, проверив предоставленные перевозчиками расчеты, материально-техническую базу, состояние маршрутных автобусов. После проведенного рейда по всем действующим маршрутам Жезказгана старейшины города пришли к неутешительному выводу. Выяснилось, что не у всех собственников есть достаточная база: не хватает мест для стоянки, нет условий для ремонта. К тому же многие водители маршруток вынуждены арендовать автобусы, на которых ездят, фактически работая на себя и на арендодателя. Может, поэтому тариф и хотят поднять? Помимо этого инициативная группа совершила контрольные заезды по маршрутам города. С их итогами собравшихся ознакомил аксакал Шамшибек Икласов:
– Работа маршрутных автобусов не соответствует требованиям перевозок. Состояние салонов – антисанитарное. К тому же в холодное время салоны не отапливаются. Не соблюдается временной режим. Налицо низкий уровень культуры обслуживания. Водители нарушают правила дорожного движения, во время вождения разговаривают по мобильному телефону. О хамстве водителей вообще ходят легенды! Сами автобусы изжили свой срок, технически и морально устарев. Для обоснования повышения цены перевозчики предоставили в городской отдел ЖКХ свои расчеты и расценки, однако общественность считает, что в этом вопросе нет инвестиционной составляющей, то есть нет обоснования для увеличения тарифа.
Шамшибек Икласов считает, что потребитель, в нашем случае – пассажир, имеет законное право на получение выверенной, достоверной информации об оказываемой услуге, чего, к сожалению, не произошло: никто не может качественно и независимо просчитать затраты на проезд. Это решили сделать сами старейшины. В результате подсчетов Шамшибек Икласов пришел к любопытному выводу: тарифы на проезд нужно не повышать, а… понижать! Конечно, владельцы маршрутов тут же возмутились: эти данные не отражают всей сути, они не учитывают множество факторов. Возможно. Это ведь не экономисты. Но почему тогда сами перевозчики – люди, заинтересованные в повышении тарифа и, будем надеяться, в улучшении качества обслуживания – не разъяснили общественности свои расчеты? Почему не разложили все по полочкам, вплоть до тиына? Тогда бы и вопросов не было. А так граждан одолевают смутные сомнения: может, причин для повышения тарифа все-таки нет?
По словам жезказганских перевозчиков, причины повышения тарифов на проезд на внутригородских маршрутах – мера вынужденная, и зрела она давно: мол, цены на топливо, запчасти, комплектующие подросли. К тому же производство бензина марки АИ-80, который в основном используют перевозчики маршрутных автобусов, сокращается. Однако жителей помимо стоимости проезда в маршрутном транспорте волнует вопрос качества оказываемых перевозчиком услуг. Жезказганцы вовсе не уверены, что увеличение стоимости тарифов повлечет за собой улучшение сервиса. А если не видно разницы, зачем платить больше?
Тем не менее предварительная рабочая цена на проезд на внутригородском транспорте в Жезказгане рассматривалась в размере 55-60 тенге. Она рассчитывалась согласно методике расчета тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам, утвержденной в 2015 году Министерством по инвестициям и развитию РК. Однако все точки над «i» поставят народные избранники, которые планируют утвердить тариф на сессии городского маслихата согласно Закону «Об автомобильных дорогах в РК». Надеемся, они примут адекватное и обоюдовыгодное решение, которое будет устраивать все стороны этого столь актуального на сегодняшний момент вопроса. Ведь подорожание проезда даже на 10 тенге – это скачок в цене почти на 25%. Цифры ощутимые, согласитесь…
Поприветствовав собравшихся, заместитель акима города Жезказгана Нуржан Орынбаев обозначил повестку дня. Далее он отметил, что встречаться можно до бесконечности, но проблему перевозок пассажиров и багажа по регулярным маршрутам это не решит. Промедление принятия взаимовыгодного тарифа может привести к ситуации, когда весь городской транспорт, что называется, встанет. А разве этого мы хотим? Будет ли это кому-нибудь выгодно? Затем заместитель акима города передал слово аксакалу Шамшибеку Икласову, который в составе инициативной группы совершил рейд по городским маршрутам, проверив предоставленные перевозчиками расчеты, материально-техническую базу, состояние маршрутных автобусов. После проведенного рейда по всем действующим маршрутам Жезказгана старейшины города пришли к неутешительному выводу. Выяснилось, что не у всех собственников есть достаточная база: не хватает мест для стоянки, нет условий для ремонта. К тому же многие водители маршруток вынуждены арендовать автобусы, на которых ездят, фактически работая на себя и на арендодателя. Может, поэтому тариф и хотят поднять? Помимо этого инициативная группа совершила контрольные заезды по маршрутам города. С их итогами собравшихся ознакомил аксакал Шамшибек Икласов:
– Работа маршрутных автобусов не соответствует требованиям перевозок. Состояние салонов – антисанитарное. К тому же в холодное время салоны не отапливаются. Не соблюдается временной режим. Налицо низкий уровень культуры обслуживания. Водители нарушают правила дорожного движения, во время вождения разговаривают по мобильному телефону. О хамстве водителей вообще ходят легенды! Сами автобусы изжили свой срок, технически и морально устарев. Для обоснования повышения цены перевозчики предоставили в городской отдел ЖКХ свои расчеты и расценки, однако общественность считает, что в этом вопросе нет инвестиционной составляющей, то есть нет обоснования для увеличения тарифа.
Шамшибек Икласов считает, что потребитель, в нашем случае – пассажир, имеет законное право на получение выверенной, достоверной информации об оказываемой услуге, чего, к сожалению, не произошло: никто не может качественно и независимо просчитать затраты на проезд. Это решили сделать сами старейшины. В результате подсчетов Шамшибек Икласов пришел к любопытному выводу: тарифы на проезд нужно не повышать, а… понижать! Конечно, владельцы маршрутов тут же возмутились: эти данные не отражают всей сути, они не учитывают множество факторов. Возможно. Это ведь не экономисты. Но почему тогда сами перевозчики – люди, заинтересованные в повышении тарифа и, будем надеяться, в улучшении качества обслуживания – не разъяснили общественности свои расчеты? Почему не разложили все по полочкам, вплоть до тиына? Тогда бы и вопросов не было. А так граждан одолевают смутные сомнения: может, причин для повышения тарифа все-таки нет?
По словам жезказганских перевозчиков, причины повышения тарифов на проезд на внутригородских маршрутах – мера вынужденная, и зрела она давно: мол, цены на топливо, запчасти, комплектующие подросли. К тому же производство бензина марки АИ-80, который в основном используют перевозчики маршрутных автобусов, сокращается. Однако жителей помимо стоимости проезда в маршрутном транспорте волнует вопрос качества оказываемых перевозчиком услуг. Жезказганцы вовсе не уверены, что увеличение стоимости тарифов повлечет за собой улучшение сервиса. А если не видно разницы, зачем платить больше?
ОДНАКО…
По словам отдела ЖКХ г. Жезказгана, позиция городского акимата проста и ясна: к сожалению, в городе нет альтернативы для перевозок пассажиров. Проще говоря, отсутствует конкурентная среда. Поэтому если разорвать контракты или не заключать договоры с перевозчиками, то горожане рискуют оказаться без общественного транспорта вообще. К тому же цена на проезд, несмотря на подорожание бензина, запчастей и рост инфляции, не повышалась последние пять лет. В общем, палка о двух концах. Хотя, по мнению одного из аксакалов, при проведении рейда оказалось, что руководство маршрута №8, самого ответственного, по его мнению, на котором соблюдают график и поддерживают чистоту в салоне, цена за проезд в 40 тенге устраивает. Да и наглядный пример в виде соседнего города Сатпаева, где действуют такие же маршрутные автобусы и перевозчиков вполне устраивает цена в 40 тенге, тоже во многом показателен.Тем не менее предварительная рабочая цена на проезд на внутригородском транспорте в Жезказгане рассматривалась в размере 55-60 тенге. Она рассчитывалась согласно методике расчета тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам, утвержденной в 2015 году Министерством по инвестициям и развитию РК. Однако все точки над «i» поставят народные избранники, которые планируют утвердить тариф на сессии городского маслихата согласно Закону «Об автомобильных дорогах в РК». Надеемся, они примут адекватное и обоюдовыгодное решение, которое будет устраивать все стороны этого столь актуального на сегодняшний момент вопроса. Ведь подорожание проезда даже на 10 тенге – это скачок в цене почти на 25%. Цифры ощутимые, согласитесь…
«…ТАРИФЫ ЗАСТАВЛЯЕТ ПОДНИМАТЬ АКИМАТ»?
В продолжение темы хотелось бы поведать об одном случае, произошедшем со мной на днях в автобусе маршрута № 11. Войдя в довольно холодный, неотапливаемый салон, я вежливо попросил включить печь для обогрева. Помимо меня в салоне маршрутного автобуса находились с десяток людей, в числе которых были дети и беременные женщины. На мою просьбу водитель ответил полным игнорированием. Решив, что он, видимо, не расслышал мою вполне уместную просьбу, я повторил ее дважды, после чего последовала «мхатовская» пауза и практически театральная реплика: «А может, еще и кофе с какао подать?». На вполне резонный вопрос, адресованный «капитану корабля» под №11: «Если вы планируете повышать тариф на проезд, почему не соблюдаете элементарные требования по правилам перевозок?», – мой оппонент парировал: «Мы не хотим повышать тарифы на проезд. Повышения требует акимат – они заставляют нас повышать тариф, мы ни при чем. Все вопросы – в городской акимат». Но, зная ситуацию изнутри, я поспешил остановить лже-высказывания водителя маршрутного автобуса, пристыдив его в распространении неверной информации. Любой юрист, да и мало-мальски грамотный гражданин, знает, что за распространение заведомо ложной информации распространителю грозит наказание по статье 274, глава 10 УК РК, «Распространение заведомо ложной информации». Видимо, поняв свою неправоту, водитель поспешил замолчать, «от греха подальше», но информация, озвученная в салоне, дошла до ушей пассажиров, ехавших со мной в автобусе. Получается, что, распространяя заведомо ложную информацию, перевозчики стараются таким образом перекладывать ответственность за этот вопрос «с больной головы на здоровую», тем самым направляя будущие возмущения населения и пассажиров в акимат: мы, мол, все белые и пушистые, а корень зла находится по проспекту Алаша, 1. А значит, по всем вопросам вам туда! Такова позиция перевозчиков? Возможно, водители получили таким образом негласное указание от хозяев маршрутов перенаправлять недовольных пассажиров от себя любимых подальше, обвиняя во всем муниципальные власти. Мне кажется, последним стоит взять на заметку этот факт и провести некий ликбез среди владельцев маршрутных автобусов, чтобы кондукторы и водители могли грамотно объяснить возмущенным пассажирам причины повышения тарифов. К примеру, в каждом маршрутном такси можно вывесить объявление, в котором по пунктам перечисляются причины повышения тарифов. Или заключить меморандум между местными АЗС и жезказганскими перевозчиками, чтобы первые отпускали топливо по сниженной цене, а вторые, приобретая его, смогли немного сэкономить и снизить тариф хотя бы на 5-10 тенге – тогда и недопонимания с обеих сторон будет меньше, и цена на проезд будет не такой высокой. Таким образом возмущений от общественности и жителей города, среди которых есть и пенсионеры, и люди с особенными потребностями, и многодетные и малообеспеченные люди, можно будет избежать. Чтобы потом не было поздно пить «Боржоми». А вы как считаете?
Владимир РОМАНЬКОВ.
Фото В. ШАВНЕВА.
Фото В. ШАВНЕВА.
[ Регистрация | Вход ]