Главная » 2016 » Апрель » 22 » Повышение квалификации учителя в условиях обновления содержания образования

Повышение квалификации учителя в условиях обновления содержания образования

22.04.2016 в 07:12 просмотров: 2174 комментариев: 0 Образование
В настоящее время в содержании школьного образования Республики Казахстан происходят качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений, навыков как основной цели обучения перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим меняется роль учителя. Это влечет за собой изменение в системе повышения квалификации педагогических работников республики. Правительством Республики Казахстан 24 мая 2011 г. одобрены концептуальные подходы к развитию системы подготовки и повышения квалификации казахстанских учителей и создан Центр педагогического мастерства, основной миссией которого является трансляция педагогического опыта передовых зарубежных образовательных организаций и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» в педагогическое сообщество страны. В 2012 году создан филиал центра педагогического мастерства в городе Караганде (далее - филиал ЦПМ в г. Караганда), осуществляющий трансляцию опыта Интеллектуальных школ (далее – НИШ) через реализацию курсов повышения квалификации педагогических работников Карагандинской области, организацию и проведение ежегодной региональной конференции, обучающих семинаров по изучению и внедрению инновационных подходов и международных практик, мастер-классов по интерактивным и активным методам преподавания и обучения.

По всей области на базе филиала ЦПМ Караганды, филиала Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области (далее – ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области) за 2012-2015 годы обучение прошли более 3 тысяч педагогов региона. Таким образом, на сегодняшний день создана критическая масса учителей для успешного внедрения обновленного содержания среднего образования.
Сегодня в системе повышения квалификации педагогических работников происходят качественные изменения: осуществляется полномасштабная трансляция опыта НИШ, подготовлена база для поэтапного перехода на обновленное содержание образования. Согласно приказу министра образования и науки Республики Казахстан от 15.01.2016 г. утверждены модернизированные программы повышения квалификации педагогических кадров, разработанные центром педагогического мастерства: «Эффективное обучение», «Лидерство учителя в школе», «Лидерство учителя в педагогическом сообществе». Обучение продолжается от 2 до 2,5 месяцев и заканчивается защитой портфолио, сдачей квалификационного экзамена. 
В рамках перехода на обновленное содержание образования в 2015 году принято решение о внедрении новых интегрированных образовательных программ, направленных на развитие способностей детей применять знания, умения, навыки в реальной практике. Данный проект реализуется в 30 пилотных школах страны, в том числе – КГУ «Гимназия №3» г. Караганды и КГУ «СОШ №2» п. Киевка Нуринского района Карагандинской области. 
Сегодня филиал центра педагогического мастерства Караганды осуществляет работу по сопровождению пилотного внедрения обновленного содержания среднего образования в двух вышеназванных школах региона.
Еще одно направление деятельности филиала – это посткурсовая поддержка сертифицированных педагогических работников по программам 3 (базового), 2 (основного) и 1 (продвинутого) уровней, необходимая для дальнейшего усовершенствования знаний и навыков учителей, активизации их деятельности по улучшению школьной практики; гибкого реагирования на проблемы учителей и возникающие новые потребности школ региона. Организованы выезды тренеров филиала во все районы и города области для оказания посткурсовой поддержки сертифицированным учителям. Всего за период 2013-2015 гг. тренерами филиала посещено 69 школ области, 682 урока у 552 учителей, проведено 37 тематических семинаров для учителей, 17 обучающих семинаров для руководителей школ. Для посткурсовой поддержки педагогических работников используются такие инструменты, как образовательный портал и электронная методическая копилка центра, блоги, форумы, вебинары, семинары, «круглые столы» и конференции, сетевое сообщество. Сегодня профессиональное сетевое сообщество рассматривается как важнейший инструмент профессионального развития педагогов в условиях обновления содержания образования, трансляции в практику учителей республики лучшего мирового педагогического опыта и опыта Назарбаев Интеллектуальных школ. С целью поддержки профессионального сообщества учителей региона, по инициативе филиала центра педагогического мастерства, в городе Караганде проведена стендовая конференция «Механизмы управления развитием сетевого профессионального сообщества педагогов Карагандинской области», в которой приняли участие педагогический коллектив НИШ ХБН г. Караганды, ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, профессорского-преподавательский состав Карагандинского государственного университета им.Е.А.Букетова, а также 189 работников школ области.
Немаловажную роль в поддержке учительской общественности области играет обеспечение педагогов необходимой учебно-методической, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, вспомогательными материалами, которые посвящены актуальным вопросам обновления содержания среднего образования, методике преподавания и педагогики в целом. В этих целях издается информационно-методический журнал «Педагогический диалог» на казахском, русском и английском языках. 
Для публикации в журнале привлекаются лучшие практикующие учителя и ученые казахстанских и зарубежных школ и организаций образования.
В методической библиотеке центра педагогического мастерства издаются пособия, которые служат хорошим подспорьем не только в теоретической подготовке учителя, но и показывают, как реализовать на практике новые идеи. Пополнили методическую библиотеку центра педагогического мастерства недавно изданные две разработки учителей Карагандинской области: «Карточки-конструктор урока» О.С. Городецкой, учителя русского языка и литературы (г. Сарань) и «Карты мышления по русскому языку» Шелухиной Т.Д., учителя русского языка и литературы (г. Караганда). В сборниках отражен практический опыт учителей по применению новых подходов в преподавании и обучении. Методические пособия адресованы педагогическим работникам, студентам гуманитарных колледжей и вузов Республики Казахстан, осуществляющих подготовку педагогических кадров.
Сотрудники филиала ЦПМ в г. Караганде регулярно проводят мастер-классы в поддержку сертифицированных учителей. Мастер-класс – одна из форм эффективной отработки практических навыков с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. В 2015 году проведено 12 мастер-классов по направлениям «Система критериального оценивания», «Развитие критического мышления», «Работа с одаренными учащимися», «Новые методы преподавания» и другие. 
На сайте cpm.kz регулярно пополняется электронная методическая копилка, содержащая лучшие методические разработки уроков учителей НИШ и учителей, прошедших обучение в рамках программ повышения квалификации. Разработки охватывают учебные предметы гуманитарного (язык и литература, история, психология, искусство, познание мира и др.) и математического циклов, естественнонаучные дисциплины (химия, физика, биология). Разработки структурированы на сайте ЦПМ по предметам и общедоступны для всех учителей страны.
Понимая важную роль педагога в реформировании школьного образования, филиал центра педагогического мастерства в г. Караганде начинает работу по обучению учителей-предметников в рамках реализации программ по обновлению содержания среднего образования, где ключевым аспектом становится исследовательская деятельность учителя.
Е.А.Маторина, 
Г.И.Ильясова,
тренеры филиала ЦПМ (г.Караганда).
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.