Повышение квалификации учителя в условиях обновления содержания образования
В настоящее время в содержании школьного образования Республики Казахстан происходят качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений, навыков как основной цели обучения перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим меняется роль учителя. Это влечет за собой изменение в системе повышения квалификации педагогических работников республики. Правительством Республики Казахстан 24 мая 2011 г. одобрены концептуальные подходы к развитию системы подготовки и повышения квалификации казахстанских учителей и создан Центр педагогического мастерства, основной миссией которого является трансляция педагогического опыта передовых зарубежных образовательных организаций и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» в педагогическое сообщество страны. В 2012 году создан филиал центра педагогического мастерства в городе Караганде (далее - филиал ЦПМ в г. Караганда), осуществляющий трансляцию опыта Интеллектуальных школ (далее – НИШ) через реализацию курсов повышения квалификации педагогических работников Карагандинской области, организацию и проведение ежегодной региональной конференции, обучающих семинаров по изучению и внедрению инновационных подходов и международных практик, мастер-классов по интерактивным и активным методам преподавания и обучения.
По всей области на базе филиала ЦПМ Караганды, филиала Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области (далее – ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области) за 2012-2015 годы обучение прошли более 3 тысяч педагогов региона. Таким образом, на сегодняшний день создана критическая масса учителей для успешного внедрения обновленного содержания среднего образования.
Сегодня в системе повышения квалификации педагогических работников происходят качественные изменения: осуществляется полномасштабная трансляция опыта НИШ, подготовлена база для поэтапного перехода на обновленное содержание образования. Согласно приказу министра образования и науки Республики Казахстан от 15.01.2016 г. утверждены модернизированные программы повышения квалификации педагогических кадров, разработанные центром педагогического мастерства: «Эффективное обучение», «Лидерство учителя в школе», «Лидерство учителя в педагогическом сообществе». Обучение продолжается от 2 до 2,5 месяцев и заканчивается защитой портфолио, сдачей квалификационного экзамена.
В рамках перехода на обновленное содержание образования в 2015 году принято решение о внедрении новых интегрированных образовательных программ, направленных на развитие способностей детей применять знания, умения, навыки в реальной практике. Данный проект реализуется в 30 пилотных школах страны, в том числе – КГУ «Гимназия №3» г. Караганды и КГУ «СОШ №2» п. Киевка Нуринского района Карагандинской области.
Сегодня филиал центра педагогического мастерства Караганды осуществляет работу по сопровождению пилотного внедрения обновленного содержания среднего образования в двух вышеназванных школах региона.
Еще одно направление деятельности филиала – это посткурсовая поддержка сертифицированных педагогических работников по программам 3 (базового), 2 (основного) и 1 (продвинутого) уровней, необходимая для дальнейшего усовершенствования знаний и навыков учителей, активизации их деятельности по улучшению школьной практики; гибкого реагирования на проблемы учителей и возникающие новые потребности школ региона. Организованы выезды тренеров филиала во все районы и города области для оказания посткурсовой поддержки сертифицированным учителям. Всего за период 2013-2015 гг. тренерами филиала посещено 69 школ области, 682 урока у 552 учителей, проведено 37 тематических семинаров для учителей, 17 обучающих семинаров для руководителей школ. Для посткурсовой поддержки педагогических работников используются такие инструменты, как образовательный портал и электронная методическая копилка центра, блоги, форумы, вебинары, семинары, «круглые столы» и конференции, сетевое сообщество. Сегодня профессиональное сетевое сообщество рассматривается как важнейший инструмент профессионального развития педагогов в условиях обновления содержания образования, трансляции в практику учителей республики лучшего мирового педагогического опыта и опыта Назарбаев Интеллектуальных школ. С целью поддержки профессионального сообщества учителей региона, по инициативе филиала центра педагогического мастерства, в городе Караганде проведена стендовая конференция «Механизмы управления развитием сетевого профессионального сообщества педагогов Карагандинской области», в которой приняли участие педагогический коллектив НИШ ХБН г. Караганды, ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, профессорского-преподавательский состав Карагандинского государственного университета им.Е.А.Букетова, а также 189 работников школ области.
Немаловажную роль в поддержке учительской общественности области играет обеспечение педагогов необходимой учебно-методической, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, вспомогательными материалами, которые посвящены актуальным вопросам обновления содержания среднего образования, методике преподавания и педагогики в целом. В этих целях издается информационно-методический журнал «Педагогический диалог» на казахском, русском и английском языках.
Для публикации в журнале привлекаются лучшие практикующие учителя и ученые казахстанских и зарубежных школ и организаций образования.
В методической библиотеке центра педагогического мастерства издаются пособия, которые служат хорошим подспорьем не только в теоретической подготовке учителя, но и показывают, как реализовать на практике новые идеи. Пополнили методическую библиотеку центра педагогического мастерства недавно изданные две разработки учителей Карагандинской области: «Карточки-конструктор урока» О.С. Городецкой, учителя русского языка и литературы (г. Сарань) и «Карты мышления по русскому языку» Шелухиной Т.Д., учителя русского языка и литературы (г. Караганда). В сборниках отражен практический опыт учителей по применению новых подходов в преподавании и обучении. Методические пособия адресованы педагогическим работникам, студентам гуманитарных колледжей и вузов Республики Казахстан, осуществляющих подготовку педагогических кадров.
Сотрудники филиала ЦПМ в г. Караганде регулярно проводят мастер-классы в поддержку сертифицированных учителей. Мастер-класс – одна из форм эффективной отработки практических навыков с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. В 2015 году проведено 12 мастер-классов по направлениям «Система критериального оценивания», «Развитие критического мышления», «Работа с одаренными учащимися», «Новые методы преподавания» и другие.
На сайте cpm.kz регулярно пополняется электронная методическая копилка, содержащая лучшие методические разработки уроков учителей НИШ и учителей, прошедших обучение в рамках программ повышения квалификации. Разработки охватывают учебные предметы гуманитарного (язык и литература, история, психология, искусство, познание мира и др.) и математического циклов, естественнонаучные дисциплины (химия, физика, биология). Разработки структурированы на сайте ЦПМ по предметам и общедоступны для всех учителей страны.
Понимая важную роль педагога в реформировании школьного образования, филиал центра педагогического мастерства в г. Караганде начинает работу по обучению учителей-предметников в рамках реализации программ по обновлению содержания среднего образования, где ключевым аспектом становится исследовательская деятельность учителя.
По всей области на базе филиала ЦПМ Караганды, филиала Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области (далее – ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области) за 2012-2015 годы обучение прошли более 3 тысяч педагогов региона. Таким образом, на сегодняшний день создана критическая масса учителей для успешного внедрения обновленного содержания среднего образования.
Сегодня в системе повышения квалификации педагогических работников происходят качественные изменения: осуществляется полномасштабная трансляция опыта НИШ, подготовлена база для поэтапного перехода на обновленное содержание образования. Согласно приказу министра образования и науки Республики Казахстан от 15.01.2016 г. утверждены модернизированные программы повышения квалификации педагогических кадров, разработанные центром педагогического мастерства: «Эффективное обучение», «Лидерство учителя в школе», «Лидерство учителя в педагогическом сообществе». Обучение продолжается от 2 до 2,5 месяцев и заканчивается защитой портфолио, сдачей квалификационного экзамена.
В рамках перехода на обновленное содержание образования в 2015 году принято решение о внедрении новых интегрированных образовательных программ, направленных на развитие способностей детей применять знания, умения, навыки в реальной практике. Данный проект реализуется в 30 пилотных школах страны, в том числе – КГУ «Гимназия №3» г. Караганды и КГУ «СОШ №2» п. Киевка Нуринского района Карагандинской области.
Сегодня филиал центра педагогического мастерства Караганды осуществляет работу по сопровождению пилотного внедрения обновленного содержания среднего образования в двух вышеназванных школах региона.
Еще одно направление деятельности филиала – это посткурсовая поддержка сертифицированных педагогических работников по программам 3 (базового), 2 (основного) и 1 (продвинутого) уровней, необходимая для дальнейшего усовершенствования знаний и навыков учителей, активизации их деятельности по улучшению школьной практики; гибкого реагирования на проблемы учителей и возникающие новые потребности школ региона. Организованы выезды тренеров филиала во все районы и города области для оказания посткурсовой поддержки сертифицированным учителям. Всего за период 2013-2015 гг. тренерами филиала посещено 69 школ области, 682 урока у 552 учителей, проведено 37 тематических семинаров для учителей, 17 обучающих семинаров для руководителей школ. Для посткурсовой поддержки педагогических работников используются такие инструменты, как образовательный портал и электронная методическая копилка центра, блоги, форумы, вебинары, семинары, «круглые столы» и конференции, сетевое сообщество. Сегодня профессиональное сетевое сообщество рассматривается как важнейший инструмент профессионального развития педагогов в условиях обновления содержания образования, трансляции в практику учителей республики лучшего мирового педагогического опыта и опыта Назарбаев Интеллектуальных школ. С целью поддержки профессионального сообщества учителей региона, по инициативе филиала центра педагогического мастерства, в городе Караганде проведена стендовая конференция «Механизмы управления развитием сетевого профессионального сообщества педагогов Карагандинской области», в которой приняли участие педагогический коллектив НИШ ХБН г. Караганды, ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, профессорского-преподавательский состав Карагандинского государственного университета им.Е.А.Букетова, а также 189 работников школ области.
Немаловажную роль в поддержке учительской общественности области играет обеспечение педагогов необходимой учебно-методической, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, вспомогательными материалами, которые посвящены актуальным вопросам обновления содержания среднего образования, методике преподавания и педагогики в целом. В этих целях издается информационно-методический журнал «Педагогический диалог» на казахском, русском и английском языках.
Для публикации в журнале привлекаются лучшие практикующие учителя и ученые казахстанских и зарубежных школ и организаций образования.
В методической библиотеке центра педагогического мастерства издаются пособия, которые служат хорошим подспорьем не только в теоретической подготовке учителя, но и показывают, как реализовать на практике новые идеи. Пополнили методическую библиотеку центра педагогического мастерства недавно изданные две разработки учителей Карагандинской области: «Карточки-конструктор урока» О.С. Городецкой, учителя русского языка и литературы (г. Сарань) и «Карты мышления по русскому языку» Шелухиной Т.Д., учителя русского языка и литературы (г. Караганда). В сборниках отражен практический опыт учителей по применению новых подходов в преподавании и обучении. Методические пособия адресованы педагогическим работникам, студентам гуманитарных колледжей и вузов Республики Казахстан, осуществляющих подготовку педагогических кадров.
Сотрудники филиала ЦПМ в г. Караганде регулярно проводят мастер-классы в поддержку сертифицированных учителей. Мастер-класс – одна из форм эффективной отработки практических навыков с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. В 2015 году проведено 12 мастер-классов по направлениям «Система критериального оценивания», «Развитие критического мышления», «Работа с одаренными учащимися», «Новые методы преподавания» и другие.
На сайте cpm.kz регулярно пополняется электронная методическая копилка, содержащая лучшие методические разработки уроков учителей НИШ и учителей, прошедших обучение в рамках программ повышения квалификации. Разработки охватывают учебные предметы гуманитарного (язык и литература, история, психология, искусство, познание мира и др.) и математического циклов, естественнонаучные дисциплины (химия, физика, биология). Разработки структурированы на сайте ЦПМ по предметам и общедоступны для всех учителей страны.
Понимая важную роль педагога в реформировании школьного образования, филиал центра педагогического мастерства в г. Караганде начинает работу по обучению учителей-предметников в рамках реализации программ по обновлению содержания среднего образования, где ключевым аспектом становится исследовательская деятельность учителя.
Е.А.Маторина,
Г.И.Ильясова,
тренеры филиала ЦПМ (г.Караганда).
Г.И.Ильясова,
тренеры филиала ЦПМ (г.Караганда).
[ Регистрация | Вход ]