ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ПЛАТЕЖИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ КАЗНУ
Инициатива прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) – что мы знаем об этом? Смысл ИПДО – пролить свет на платежи в государственный бюджет и отчет правительств о поступлениях с тем, чтобы обеспечить пользу от ресурсов для всех граждан в богатых природными ресурсами стран. Также добывающие компании на горьком опыте познали риск, связанный с осуществлением деятельности в странах, где отсутствует доверие и присутствует риск коррупционных практик, нарушающих местные законы. Именно в целях снижения таких рисков компании сегодня работают с правительствами и гражданским обществом в таких международных инициативах, как ИПДО.
Наша страна – не исключение. Реализация ИПДО осуществляется в Казахстане с 2005 года. На эту тему в Астане ОФ «КАМЕДА» провел тренинг. О том, как это все развивается в Казахстане, для чего нужна инициатива и что это нам дает, рассказывает в интервью «Жезказганскому вестнику» директор ОФ «ИНМИР» Светлана Ушакова.
Моя собеседница, как никто другой, знает о ИПДО, ее слабые и сильные стороны, так как знакома с историей ИПДО с 2004 года, когда в Казахстане общественные организации начали кампанию по присоединению к ИПДО, а после присоединения нашей страны к Инициативе прозрачности активно работают в этой сфере. На данный момент Светлана Ушакова является модератором диалоговой площадки объединений НПО (ДП ОНПО по ИПДО).
– Светлана Борисовна, Вы с ИПДО с самого начала. Скептики вообще не верят в развитие инициативы в нашей стране. У многих возникает вопрос о том, зачем нужна ИПДО Казахстану? Что бы Вы им ответили?
– Вообще-то суть ИПДО на самом деле очень проста, некоторые ее за простоту и критикуют. ИПДО – это возможность ознакомиться с финансовыми потоками, которые идут от добывающих компаний к государству. Компания показывает, сколько они заплатили государству, а государство – сколько оно получило от компаний, и эти две цифры должны сойтись. Сверку этих цифр проводит независимый аудитор. Весь этот отчет ИПДО обязателен и доступен всем. Если мы не будем знать доходов от добывающей промышленности, то как мы можем говорить, эффективно ли они расходуются и куда идут? Это пусковой механизм для прозрачности и повышения эффективности расходования средств, поступающих от добывающей отрасли. ИПДО важна для Казахстана, потому что мы понимаем: мы – ресурсозависимая страна. Основным локомотивом экономики является добывающая отрасль и природные ресурсы, которые рано или поздно закончатся. Поэтому сейчас они должны распределяться на развитие страны, может быть, на развитие бизнеса, образования или для решения важных проблем. И в ИПДО говорится, что в распределении доходов от добывающих компаний важную роль должна играть общественность. Поэтому я очень люблю эту инициативу, она дает нам хороший инструмент – его еще называют «волшебный треугольник», он регулирует межсекторальное взаимодействие между компаниями, государством и общественностью в процессе реализации ИПДО. Уникальность Инициативы прозрачности в том, что ее требованием прописано, что общественность наравне с компаниями и государством принимает решения по вопросам реализации инициативы в стране. То есть это не только консультации с общественностью, как в других советах или комиссиях, – здесь общественность на равных участвует в принятии решений и напрямую влияет на эти решения. Это большая школа и ответственность гражданского участия. На самом деле этот механизм очень прост и эффективен, его можно распространять на другие сферы, где есть межсекторальное взаимодействие. Реализация ИПДО – это и политические выгоды, формирование положительного политического имиджа страны, а также и экономические выгоды – улучшение инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности страны.
Добывающая отрасль требует больших вложений. Не каждая страна или компания в одиночку может поднять огромные добывающие проекты, например, как Кашаган, где участвуют несколько больших компаний и где проект требует огромных вложений. Поэтому, конечно, каждая страна, у которой есть ресурсы, нуждается в инвестициях, а инвестор, готовый вложить деньги, нуждается в безопасных условиях для развития бизнеса. Одним из таких условий является прозрачность законодательства, заключения сделок и налогового режима. На минуту представьте компанию, которая хочет приехать в Казахстан и которая не знает страну. Она же не приезжает строить мебельную фабрику и уже через полгода продавать эту мебель. Она приезжает вкладывать в добычу и может получить первый продукт в лучшем случае через 5-7 лет, а до этого надо только вкладывать и вкладывать большие средства. Ей нужна гарантия, уверенность, что законные и правовые рамки не изменятся, не изменятся и правила игры. Она должна быть защищена правовыми и фискальными рамками страны, чтобы быть уверенной, что в экономику этой страны можно вкладывать инвестиции.
Прозрачность дает инвестору уверенность и противодействует коррупции. С коррупционными странами никто не хочет работать, никто. А инициатива прозрачности как раз показывает открытость. Скажем так – фильтр от коррупции. Доказательство того, что мы живем по правилам и готовы соблюдать правила игры. Поэтому для Казахстана это было важным, и в Центрально-Азиатском регионе Казахстан – это первая страна, которая присоединилась к инициативе. Сейчас в ИПДО из нашего региона – Кыргызстан и Таджикистан. Мы, по большому счету, в определенной степени лидеры.
– ИПДО искоренит коррупцию? Вы в это верите?
– При составлении отчета ИПДО мы видим все цифры, и если что-то не сходится, значит, что-то не так в контроле за финансовыми потоками, есть возможность скрытия доходов, а значит, есть условия для коррупции. Прозрачность создает условия, чтобы все соблюдали закон. Когда все прозрачно, невозможно делать плохие дела. Плохие дела можно делать в мутной воде, там, где темно (непрозрачно). ИПДО – это возможность открыто показать данные: все прозрачно, все видно, и теряется смысл и возможность коррупции.
– То есть любой гражданин Казахстана имеет право знать, сколько добывающая компания вносит средств в казну государства и на что эти средства распределяются?
– Отчет ИПДО касается налоговых и неналоговых платежей. Мы видим суммы, которые компании заплатили государству в виде налогов и других платежей. Например, на социально-инфраструктурные проекты (СИП) – это не налог, но обязательный платеж, который прописан в контракте компании. Основное в инициативе – показать, сколько компания платит и сколько государство от нее получает. Вопрос расходования средств от добывающих отраслей лежит уже за рамками ИПДО, но его – вопрос расходования – невозможно решить без данных, которые мы получаем через публикацию отчетов по ИПДО. Именно поэтому Инициатива прозрачности так важна – она создает базис для всех остальных процессов: участия граждан в процессе принятия решений, повышения эффективности расходования государственных доходов, и так далее.
Отвечу на Ваш вопрос: отчет публичный, с ним может ознакомиться любой. Он публикуется в бумажном виде и на сайте комитета геологии. Сейчас уже опубликовано 11 отчетов, начиная с 2005 года. С 2012 в отчете ИПДО публикуются данные отдельно по каждой компании. Например, у вас в Жезказгане градообразующее предприятие – ТОО «Корпорация Казахмыс», в отчете ИПДО вы можете видеть, сколько корпорация заплатила налогов в 2015 году, столько перечислила на социальные проекты (СИП)
– ТОО «Корпорация Казахмыс», находясь на территории Жезказгана, должно выделять средства на развитие города?
– Да, это практика добывающего сектора, и не только в нашей стране. Раз компания пришла на эту территорию и в добывающий бизнес, то в какой-то степени она негативно влияет на экологическую ситуацию. Согласно лицензионно-контрактным условиям (ЛКУ), компании обязуются выплачивать средства на социальное и инфраструктурное развитие регионов, тем самым приносить пользу региону.
– Расскажите, пожалуйста, о роли общественных организаций в ИПДО.
– Мы же понимаем: гражданское общество не только в ИПДО, но и в других подобных инициативах должно быть основной движущей силой. В любой общественной инициативе важна проактивность гражданских организаций. Я, к сожалению, часто встречаюсь с мнением, что только власть должна что-то делать, а мы, люди, вроде как просто потребители услуг. Да, есть закон, есть подписанный международный документ, по которому и государственные органы, и добывающие компании должны открывать информацию, но и на нас, общественных организациях, лежит ответственность общественного контроля за соблюдением стандарта Инициативы прозрачности и обязательство активно участвовать во всех процессах реализации инициативы в стране. Раз уж мы стали общественными организациями и взяли на себя такую ответственность, нам нужно делать какие-то шаги навстречу власти, разговаривать, убеждать, добиваться, предлагать новые пути решения. Мне кажется, в этом заключается роль гражданского сектора, другими словами – быть активными.
– Вышло распоряжение Правительства о том, чтобы акиматы на местном уровне проводили общественные дебаты, на которых должно проходить обсуждение вклада добывающих компаний в развитие региона.
–Да, это так. И это тоже влияние ИПДО. В 2013 году Международное правление ИПДО утвердило новый стандарт реализации инициативы, который более подробно раскрывает принципы и критерии ИПДО, особенно вопросы регионального развития ИПДО и участия общественности. Важно, чтобы информация, которая содержится в отчетах по ИПДО, доходила до простых людей. Именно поэтому и возник вопрос о необходимости проведения таких общественных дебатов в регионах. Теперь общественным организациям стоит активно использовать эту площадку.
В конце 2016 года вышел отчет ИПДО за 2015 год. И задача общественности – интересоваться в местных акиматах о том, когда будут проводиться слушания и принимать активное участие в этом процессе.
– Сейчас создано много советов, есть формальные и действующие. Расскажите о роли общественного совета в ИПДО.
– Как раз если мы говорим о региональном развитии, у нас есть стратегическая мечта, чтобы в регионах были созданы филиалы, подобные республиканскому Национальному совету заинтересованных сторон (НСЗС) по ИПДО. В связи с тем, что принят закон об общественных советах, было бы эффективно и целесообразно, с моей точки зрения, создать комиссии при общественных советах, которые занимались бы вопросами ИПДО и устойчивого развития, особенно это актуально в добывающих регионах. Такие комиссии могли бы проводить общественные дискуссии и делать региональный анализ на основе национального отчета ИПДО, касающегося именно этой местности, и информировать людей, делать оценку социальных потребностей и формировать приоритеты социальных проектов в добывающей отрасли. И, конечно, держать связь с республиканским национальным советом. Что это даст? Будет осведомленность населения, расширится доступ к информации, которую нужно научиться правильно и грамотно использовать.
– Светлана Борисовна, спасибо большое за подробную информацию. Думаю, теперь жители Жезказганского региона будут знать, что такое ИПДО, и будут принимать самое активное участие в распределении средств, поступающих от добывающих компаний.
P.S. ИПДО не только требует от компаний отчета в отношении платежей, осуществляемых ими в государственный бюджет, – правительство также должно отчитываться о получаемых ими поступлениях. Существует независимая сверка, а результаты должны быть опубликованы для того, чтобы обеспечить осведомленность на местном уровне. И последнее, но не менее важное: ИПДО не подразумевает лишь публикацию цифр – у стран, осуществляющих реализацию ИПДО, имеется платформа для диалога обо всех аспектах использования их природных ресурсов.
Наша страна – не исключение. Реализация ИПДО осуществляется в Казахстане с 2005 года. На эту тему в Астане ОФ «КАМЕДА» провел тренинг. О том, как это все развивается в Казахстане, для чего нужна инициатива и что это нам дает, рассказывает в интервью «Жезказганскому вестнику» директор ОФ «ИНМИР» Светлана Ушакова.
Моя собеседница, как никто другой, знает о ИПДО, ее слабые и сильные стороны, так как знакома с историей ИПДО с 2004 года, когда в Казахстане общественные организации начали кампанию по присоединению к ИПДО, а после присоединения нашей страны к Инициативе прозрачности активно работают в этой сфере. На данный момент Светлана Ушакова является модератором диалоговой площадки объединений НПО (ДП ОНПО по ИПДО).
– Светлана Борисовна, Вы с ИПДО с самого начала. Скептики вообще не верят в развитие инициативы в нашей стране. У многих возникает вопрос о том, зачем нужна ИПДО Казахстану? Что бы Вы им ответили?
– Вообще-то суть ИПДО на самом деле очень проста, некоторые ее за простоту и критикуют. ИПДО – это возможность ознакомиться с финансовыми потоками, которые идут от добывающих компаний к государству. Компания показывает, сколько они заплатили государству, а государство – сколько оно получило от компаний, и эти две цифры должны сойтись. Сверку этих цифр проводит независимый аудитор. Весь этот отчет ИПДО обязателен и доступен всем. Если мы не будем знать доходов от добывающей промышленности, то как мы можем говорить, эффективно ли они расходуются и куда идут? Это пусковой механизм для прозрачности и повышения эффективности расходования средств, поступающих от добывающей отрасли. ИПДО важна для Казахстана, потому что мы понимаем: мы – ресурсозависимая страна. Основным локомотивом экономики является добывающая отрасль и природные ресурсы, которые рано или поздно закончатся. Поэтому сейчас они должны распределяться на развитие страны, может быть, на развитие бизнеса, образования или для решения важных проблем. И в ИПДО говорится, что в распределении доходов от добывающих компаний важную роль должна играть общественность. Поэтому я очень люблю эту инициативу, она дает нам хороший инструмент – его еще называют «волшебный треугольник», он регулирует межсекторальное взаимодействие между компаниями, государством и общественностью в процессе реализации ИПДО. Уникальность Инициативы прозрачности в том, что ее требованием прописано, что общественность наравне с компаниями и государством принимает решения по вопросам реализации инициативы в стране. То есть это не только консультации с общественностью, как в других советах или комиссиях, – здесь общественность на равных участвует в принятии решений и напрямую влияет на эти решения. Это большая школа и ответственность гражданского участия. На самом деле этот механизм очень прост и эффективен, его можно распространять на другие сферы, где есть межсекторальное взаимодействие. Реализация ИПДО – это и политические выгоды, формирование положительного политического имиджа страны, а также и экономические выгоды – улучшение инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности страны.
Добывающая отрасль требует больших вложений. Не каждая страна или компания в одиночку может поднять огромные добывающие проекты, например, как Кашаган, где участвуют несколько больших компаний и где проект требует огромных вложений. Поэтому, конечно, каждая страна, у которой есть ресурсы, нуждается в инвестициях, а инвестор, готовый вложить деньги, нуждается в безопасных условиях для развития бизнеса. Одним из таких условий является прозрачность законодательства, заключения сделок и налогового режима. На минуту представьте компанию, которая хочет приехать в Казахстан и которая не знает страну. Она же не приезжает строить мебельную фабрику и уже через полгода продавать эту мебель. Она приезжает вкладывать в добычу и может получить первый продукт в лучшем случае через 5-7 лет, а до этого надо только вкладывать и вкладывать большие средства. Ей нужна гарантия, уверенность, что законные и правовые рамки не изменятся, не изменятся и правила игры. Она должна быть защищена правовыми и фискальными рамками страны, чтобы быть уверенной, что в экономику этой страны можно вкладывать инвестиции.
Прозрачность дает инвестору уверенность и противодействует коррупции. С коррупционными странами никто не хочет работать, никто. А инициатива прозрачности как раз показывает открытость. Скажем так – фильтр от коррупции. Доказательство того, что мы живем по правилам и готовы соблюдать правила игры. Поэтому для Казахстана это было важным, и в Центрально-Азиатском регионе Казахстан – это первая страна, которая присоединилась к инициативе. Сейчас в ИПДО из нашего региона – Кыргызстан и Таджикистан. Мы, по большому счету, в определенной степени лидеры.
– ИПДО искоренит коррупцию? Вы в это верите?
– При составлении отчета ИПДО мы видим все цифры, и если что-то не сходится, значит, что-то не так в контроле за финансовыми потоками, есть возможность скрытия доходов, а значит, есть условия для коррупции. Прозрачность создает условия, чтобы все соблюдали закон. Когда все прозрачно, невозможно делать плохие дела. Плохие дела можно делать в мутной воде, там, где темно (непрозрачно). ИПДО – это возможность открыто показать данные: все прозрачно, все видно, и теряется смысл и возможность коррупции.
– То есть любой гражданин Казахстана имеет право знать, сколько добывающая компания вносит средств в казну государства и на что эти средства распределяются?
– Отчет ИПДО касается налоговых и неналоговых платежей. Мы видим суммы, которые компании заплатили государству в виде налогов и других платежей. Например, на социально-инфраструктурные проекты (СИП) – это не налог, но обязательный платеж, который прописан в контракте компании. Основное в инициативе – показать, сколько компания платит и сколько государство от нее получает. Вопрос расходования средств от добывающих отраслей лежит уже за рамками ИПДО, но его – вопрос расходования – невозможно решить без данных, которые мы получаем через публикацию отчетов по ИПДО. Именно поэтому Инициатива прозрачности так важна – она создает базис для всех остальных процессов: участия граждан в процессе принятия решений, повышения эффективности расходования государственных доходов, и так далее.
Отвечу на Ваш вопрос: отчет публичный, с ним может ознакомиться любой. Он публикуется в бумажном виде и на сайте комитета геологии. Сейчас уже опубликовано 11 отчетов, начиная с 2005 года. С 2012 в отчете ИПДО публикуются данные отдельно по каждой компании. Например, у вас в Жезказгане градообразующее предприятие – ТОО «Корпорация Казахмыс», в отчете ИПДО вы можете видеть, сколько корпорация заплатила налогов в 2015 году, столько перечислила на социальные проекты (СИП)
– ТОО «Корпорация Казахмыс», находясь на территории Жезказгана, должно выделять средства на развитие города?
– Да, это практика добывающего сектора, и не только в нашей стране. Раз компания пришла на эту территорию и в добывающий бизнес, то в какой-то степени она негативно влияет на экологическую ситуацию. Согласно лицензионно-контрактным условиям (ЛКУ), компании обязуются выплачивать средства на социальное и инфраструктурное развитие регионов, тем самым приносить пользу региону.
– Расскажите, пожалуйста, о роли общественных организаций в ИПДО.
– Мы же понимаем: гражданское общество не только в ИПДО, но и в других подобных инициативах должно быть основной движущей силой. В любой общественной инициативе важна проактивность гражданских организаций. Я, к сожалению, часто встречаюсь с мнением, что только власть должна что-то делать, а мы, люди, вроде как просто потребители услуг. Да, есть закон, есть подписанный международный документ, по которому и государственные органы, и добывающие компании должны открывать информацию, но и на нас, общественных организациях, лежит ответственность общественного контроля за соблюдением стандарта Инициативы прозрачности и обязательство активно участвовать во всех процессах реализации инициативы в стране. Раз уж мы стали общественными организациями и взяли на себя такую ответственность, нам нужно делать какие-то шаги навстречу власти, разговаривать, убеждать, добиваться, предлагать новые пути решения. Мне кажется, в этом заключается роль гражданского сектора, другими словами – быть активными.
– Вышло распоряжение Правительства о том, чтобы акиматы на местном уровне проводили общественные дебаты, на которых должно проходить обсуждение вклада добывающих компаний в развитие региона.
–Да, это так. И это тоже влияние ИПДО. В 2013 году Международное правление ИПДО утвердило новый стандарт реализации инициативы, который более подробно раскрывает принципы и критерии ИПДО, особенно вопросы регионального развития ИПДО и участия общественности. Важно, чтобы информация, которая содержится в отчетах по ИПДО, доходила до простых людей. Именно поэтому и возник вопрос о необходимости проведения таких общественных дебатов в регионах. Теперь общественным организациям стоит активно использовать эту площадку.
В конце 2016 года вышел отчет ИПДО за 2015 год. И задача общественности – интересоваться в местных акиматах о том, когда будут проводиться слушания и принимать активное участие в этом процессе.
– Сейчас создано много советов, есть формальные и действующие. Расскажите о роли общественного совета в ИПДО.
– Как раз если мы говорим о региональном развитии, у нас есть стратегическая мечта, чтобы в регионах были созданы филиалы, подобные республиканскому Национальному совету заинтересованных сторон (НСЗС) по ИПДО. В связи с тем, что принят закон об общественных советах, было бы эффективно и целесообразно, с моей точки зрения, создать комиссии при общественных советах, которые занимались бы вопросами ИПДО и устойчивого развития, особенно это актуально в добывающих регионах. Такие комиссии могли бы проводить общественные дискуссии и делать региональный анализ на основе национального отчета ИПДО, касающегося именно этой местности, и информировать людей, делать оценку социальных потребностей и формировать приоритеты социальных проектов в добывающей отрасли. И, конечно, держать связь с республиканским национальным советом. Что это даст? Будет осведомленность населения, расширится доступ к информации, которую нужно научиться правильно и грамотно использовать.
– Светлана Борисовна, спасибо большое за подробную информацию. Думаю, теперь жители Жезказганского региона будут знать, что такое ИПДО, и будут принимать самое активное участие в распределении средств, поступающих от добывающих компаний.
P.S. ИПДО не только требует от компаний отчета в отношении платежей, осуществляемых ими в государственный бюджет, – правительство также должно отчитываться о получаемых ими поступлениях. Существует независимая сверка, а результаты должны быть опубликованы для того, чтобы обеспечить осведомленность на местном уровне. И последнее, но не менее важное: ИПДО не подразумевает лишь публикацию цифр – у стран, осуществляющих реализацию ИПДО, имеется платформа для диалога обо всех аспектах использования их природных ресурсов.
Эльвира АЛПАНБАЕВА.
Астана – Жезказган.
Астана – Жезказган.
[ Регистрация | Вход ]