Главная » 2017 » Декабрь » 15 » РОЛЬ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛАХ

РОЛЬ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛАХ

15.12.2017 в 09:29 просмотров: 913 комментариев: 0
В связи с некоторыми изменениями в законодательстве в области прокурорского реагирования и в рамках информирования населения, мы задали несколько вопросов старшему прокурору прокуратуры г. Жезказгана Дуйсековой Малике Танашевне относительно роли прокурора по гражданским делам.

– Какова роль прокурора в суде первой инстанции по гражданским делам? 
– В новом Законе «О Прокуратуре» от 30 июня 2017 года функции прокурора в суде разделены на представительство и высший надзор. В первой инстанции – это представительство. 
Прокурор не обладает никакими привилегиями. Он наряду с другими участниками процесса участвует в исследовании доказательств, заявляет ходатайства. 
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом (ст. 43), он наряду с другими сторонами является участником процесса. Его заключение или ходатайство не обязательны для суда. Участие прокурора в первой инстанции и оценка законности судебных актов на стадии апелляции – это не что иное, как представительство. 
По не вступившим в законную силу судебным актам прокурор будет вносить ходатайство о пересмотре. 
– Какова роль прокурора в суде кассационной инстанции по гражданским делам? 
– Как отмечено ранее, в новом Законе функции прокурора в суде разделены на представительство и высший надзор. 
Вот именно в кассации – это высший надзор. Прокурор сможет истребовать дело, проверить законность судебного акта, при необходимости приостановить его исполнение. 
На стадии кассационной инстанции прокурор будет вносить протест. 
Протест не подлежит предварительному рассмотрению. Кассация сразу пересматривает дело по существу. Проверка законности судебных актов, вступивших в законную силу, будет осуществляться в рамках высшего надзора. 
– С какой целью внедрен новый акт прокурорского реагирования – ходатайство, и в чем его отличие от протеста? 
– По не вступившим в законную силу судебным актам прокурор вносит ходатайство о пересмотре, на вступившие судебные акты, т.е. в кассации – протест. 
Такой подход способствует обеспечению принципа состязательности и равноправия сторон. Сама природа протеста формирует впечатление безальтернативной незаконности судебного акта и категоричность требования прокурора. 
Ходатайство же будет формой реагирования, которой прокурор, как и другие участники процесса, будет лишь выражать свое несогласие и позицию по существу спора, предлагать вышестоящему суду пересмотреть решение. 
Это согласуется с рекомендациями международных организаций. 
В частности, ООН и Венецианская комиссия выражали обеспокоенность широкими надзорными полномочиями прокуратуры Казахстана в гражданском процессе. 
– Что концептуально меняется в административном судопроизводстве? 
– Главное новшество заключается в том, что участники процесса смогут сами обжаловать постановления по административным делам в кассационную инстанцию. 
Председатель Верховного Суда и председатель специализированной судебной коллегии смогут инициировать пересмотр. Сейчас таким правом наделена только Генпрокуратура. 
Следует отметить, что предусмотрены некоторые ограничения. 
В частности, в кассационной инстанции административные дела будут пересматриваться, если есть угроза наступления тяжких необратимых последствий для людей, экономики и безопасности страны, для защиты неопределенного круга лиц, а также, если нарушено единообразие в толковании и применении норм права. 
– Что следует понимать под «тяжкими необратимыми последствиями для людей, экономики и безопасности страны», а также «единообразие в толковании и применении норм права»? 
– Понятие «тяжкие необратимые последствия для людей, экономики и безопасности страны» не является новым и применялось в ГПК от 1999 года. 
Согласно статье 81 Конституции, Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. 
Реализуя указанные конституционные полномочия, Верховный суд обеспечивает единообразное толкование и применение закона при осуществлении судопроизводства. 
Единообразие судебной практики характеризуется едиными подходами к толкованию и применению судами норм права и достигается не только посредством принятия Верховным судом нормативных постановлений, разъясняющих вопросы судебной практики, но и в результате пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов. 
Достижение единообразия судебной практики обусловлено задачами обеспечения законности, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, поэтому пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, сопряжен с их высокой общественной значимостью, а также значением для развития права, его единообразного толкования и применения. 
– Какие категории гражданских и административных дел останутся обязательными. И будут ли в последующем вноситься изменения в статью 54 ГПК? 
– Прокуроры вступают в процесс по следующим категориям гражданских дел: 
1) затрагивающим интересы государства; 
2) когда требуется защита общественных интересов или граждан, которые самостоятельно не могут себя защищать; 
3) признано необходимым судом; 
4) возбужденным по инициативе прокурора; 
5) о лишении родительских прав; 
6) о защите избирательных прав; 
7) об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственного управления и должностных лиц по делам, предусмотренным статьей 54 ГПК; 
8) об оспаривании законности нормативного правового акта; 
9) о помещении несовершеннолетнего в специальную организацию образования для детей с девиантным поведением или организацию с особым режимом содержания. 
Участие прокурора обязательно по административным делам: 
1) в отношении несовершеннолетних; 
2) влекущим арест, если об этом ходатайствовало лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 
3) о коррупционных правонарушениях; 
4) по которым его участие признано необходимым вышестоящим прокурором; 
5) возбужденным им самим; 
6) об обжаловании действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по административному делу, в порядке главы 44 КоАП; 
7) об обжаловании постановления органа (должностного лица) по делу об административном правонарушении, в порядке главы 45 КоАП. 
Изменения в статью 54 ГПК не планируются. 
– Учитывая, что протесты на вступившие в законную силу судебные акты, теперь будет вносить Генпрокурор, ходатайства будет рассматривать также Генпрокуратура. Какая роль в этом процессе отведена районным, областным и приравненным к ним прокуратурам? 
– Прокурорам необходимо своевременно реагировать на допущенные судом ошибки, путем принесения ходатайств на судебные акты в апелляционном порядке. 
При необоснованном отклонении судом апелляционного ходатайства, а также при установлении существенных нарушений норм материального и процессуального права прокурор области и приравненный к нему вносит представление о принесении кассационного протеста. 
– Обязаны ли будут областные, районные и приравненные к ним прокуратуры изучать судебные акты необязательной категории и будет ли упущением с их стороны внесение протестов на такие судебные акты Генпрокурором? 
– Вмешательство прокуроров в частно-правовые споры запрещается. При этом если граждане, которые самостоятельно не могут себя защищать, обратятся в органы прокуратуры с ходатайством об опротестовании таких актов, органами прокуратуры будут приняты соответствующие меры реагирования. Это не будет считаться упущением со стороны районных и областных прокуратур. 
– Что изменилось в надзоре за исполнительным производством? 
– На сегодняшний день основная часть взысканий отнесена к компетенции частных судоисполнителей. Люди сами решают, кому передать свой исполнительный лист и заключают договоры. Поэтому прокурор не должен туда вмешиваться. 
Прокуроры будут проводить проверки только для защиты прав лиц, которые не могут себя защитить, неограниченного круга лиц, а также когда есть угроза необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности страны. 
При этом прокуратура будет вмешиваться только при условии, что госорган должным образом не выполняет своих обязанностей. 
На первый план должен выйти судебный контроль, то есть при несогласии с решением судебного исполнителя необходимо будет обращаться в суд. Судебная защита более эффективная, поскольку суд может обязать судоисполнителя устранить нарушения законности, отменить любое решение, торги. 

Салтанат КОЖАХМЕТОВА. 
Фото В. ШАВНЕВА.
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.