СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР!
Референдум
СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР!
Для многих казахстанцев предстоящий референдум – это необходимость, продиктованная временем и последними событиями в стране; аксиома, не требующая доказательств. Для ее претворения необходима воля народа, его желание изменить мир вокруг себя в лучшую сторону. Казахстанское общество уже никогда не будет прежним, на многие вещи у граждан кардинально поменялся взгляд. Для того, чтобы строить Новый Казахстан, необходимы трансформация, модернизация и новые подходы в государственном управлении. Именно для этих целей и планируется провести референдум. О том, какие законодательные новеллы подверглись изменениям, нашим читателям рассказывает депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Берик Абдыгалиулы.
– Берик Абдыгалиулы, для чего был инициирован референдум? Что послужило триггером для его принятия?
– 16 марта текущего года Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» объявил о начале нового этапа политических реформ и озвучил программу комплексной модернизации политической системы страны. Также Глава государства говорил о необходимости внесения поправок в Конституцию страны в целях реализации политической реформы. Безусловно, актуальность задач очевидна на фоне фундаментальных общественных изменений внутри страны, а также нарастающей геополитической напряженности в мире.
– Что казахстанский народ в целом получит от проведения референдума?
– Референдум по конституционной реформе – это очередной этап реализации президентской программы политических реформ. Основная цель конституционной реформы – системная трансформация действующей политической модели. Программа имеет системный характер и включает в себя окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике, перераспределение ряда властных полномочий, усиление роли и статуса Парламента, расширение участия населения в управлении страной, усиление конституционных механизмов защиты прав граждан. Таким образом, предстоящий референдум по конституционной реформе создаст правовую основу новой, более эффективной и сбалансированной модели взаимоотношений государства и общества. На референдуме всем нам предстоит сделать выбор будущего развития Казахстана.
– Какие именно поправки в Конституцию будут внесены на референдум? С какими из них Вы согласны или не согласны?
– Поправки коснутся 33 статей Основного закона, то есть фактически треть Конституции, что показывает масштабность и фундаментальный характер намеченной реформы. В 33 действующие статьи Конституции вносятся 56 поправок, также дополняются 2 новые статьи (ст. 83-1 Уполномоченный по правам человека; ст.99 Переходные положения для Конституционного совета и Счетного комитета). Конституционные поправки касаются деятельности Президента, Парламента, государственных органов, укрепления прав простых граждан. Глава государства в Послании отметил, что «речь, прежде всего, идет об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом». Новой редакцией пункта 3 статьи 43 Конституции установлено, что Президент Республики на период осуществления своих полномочий не должен состоять в политической партии. Это ограничение позволит повысить конкуренцию между партиями. Глава государства должен выступать гарантом равенства возможностей для всех граждан. Поэтому теперь близкие родственники Президента Республики не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Согласно предлагаемым конституционным поправкам подлежит изменению порядок назначения акимов областей, городов республиканского значения, столицы. Президент будет предлагать не менее двух кандидатур на эту должность. Например, теперь назначение акима региона будут согласовывать депутаты маслихатов всего региона. А сами депутаты будут избираться по партийному списку и по одномандатным округам. Таким образом, чтобы стать акимом области, кандидат должен обладать доверием региона. Целый блок поправок направлен на укрепление статуса и полномочий Парламента. Изменяется порядок выборов в Мажилис и Сенат. Теперь депутаты в Мажилис будут избираться по смешанной системе, по одномандатным округам в регионах и от политических партий. При этом избиратели смогут отозвать своего депутата, избранного по одномандатному округу, если он не будет защищать интересы региона. Депутаты от Ассамблеи народа Казахстана будут избираться в Сенат. Президентом будет назначаться 10 сенаторов. Причем пять из них будут предложены Ассамблеей народа Казахстана. Соответственно, общее число депутатских мандатов в Мажилисе уменьшится. Значительное число изменений коснулось законодательного процесса. Законы будет принимать Мажилис, Сенат же будет обладать правом одобрить или отклонить закон. При этом Мажилис будет иметь право преодолеть позицию Сената, если наберет 2/3 голосов. Все конституционные законы будут приниматься только на совместных заседаниях палат Парламента. Безусловно, эти изменения повысят уровень реализации концепции «Слышащего государства». Этому также будет способствовать закрепление парламентского контроля за исполнением бюджета со стороны Правительства. Высшая аудиторская палата будет отчитываться дважды в год перед Мажилисом Парламента. Необходимо отметить, что в Конституцию вносится новая статья об Уполномоченном по правам человека, что укрепит защиту прав наших граждан. Конституционный совет преобразуется в Конституционный суд, что повысит защиту прав и свобод граждан нашей страны. Теперь граждане смогут обращаться в данный суд для проверки соответствия нормативных актов, затрагивающих права и свободы граждан, нормам Конституции. Таким правом наделяются также Уполномоченный по правам человека и Генеральный прокурор. Правительству предоставлено право в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, безопасности страны, вносить на рассмотрение Парламента законопроекты, подлежащие рассмотрению Парламентом немедленно. В таких случаях Правительство сможет принимать оперативные временные акты, которые будут иметь силу закона и действовать до принятия закона Парламентом. Вносимые поправки взаимосвязаны друг с другом и имеют общую концептуальную логику. Таким образом, в результате реформ будет выстроен новый, более оптимальный баланс взаимоотношений ветвей власти и эффективный диалог государства и общества. По всем этим поправкам народ Казахстана примет решение 5 июня на республиканском референдуме.
– Сколько голосов нужно для принятия поправок?
– Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Изменения и дополнения в Конституцию считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании, не менее чем в двух третях областей, городов республиканского значения и столицы.
– Каким образом, по Вашему мнению, изменится жизнь в республике после проведения данных реформ?
– Проведение политических реформ, озвученных Главой государства, решает такие задачи, как: повышение возможности участия граждан в процессе управления страной, обеспечение устойчивости и управляемости государством. Главный лейтмотив данных реформ – подотчетность государства гражданам и защита их прав. Для этого создается нормативно-правовая база для перехода от суперпрезидентской к президентской модели республики, включая перераспределение ряда властных полномочий, и повышение роли и статуса Парламента. Ключевыми направлениями станут расширение участия населения в управлении страной, а также усиление механизмов защиты прав граждан. Новый Казахстан – это образ будущего нашей страны в целом. И речь прежде всего идет о необходимости обновления общественных ценностей и формирования нового качества нации. Референдум дает возможность каждому гражданину открыто высказать свое мнение, конструктивно высказать свое отношение и сделать свой выбор.
– Спасибо за беседу!
СДЕЛАЙ СВОЙ ВЫБОР!
Для многих казахстанцев предстоящий референдум – это необходимость, продиктованная временем и последними событиями в стране; аксиома, не требующая доказательств. Для ее претворения необходима воля народа, его желание изменить мир вокруг себя в лучшую сторону. Казахстанское общество уже никогда не будет прежним, на многие вещи у граждан кардинально поменялся взгляд. Для того, чтобы строить Новый Казахстан, необходимы трансформация, модернизация и новые подходы в государственном управлении. Именно для этих целей и планируется провести референдум. О том, какие законодательные новеллы подверглись изменениям, нашим читателям рассказывает депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Берик Абдыгалиулы.
– Берик Абдыгалиулы, для чего был инициирован референдум? Что послужило триггером для его принятия?
– 16 марта текущего года Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» объявил о начале нового этапа политических реформ и озвучил программу комплексной модернизации политической системы страны. Также Глава государства говорил о необходимости внесения поправок в Конституцию страны в целях реализации политической реформы. Безусловно, актуальность задач очевидна на фоне фундаментальных общественных изменений внутри страны, а также нарастающей геополитической напряженности в мире.
– Что казахстанский народ в целом получит от проведения референдума?
– Референдум по конституционной реформе – это очередной этап реализации президентской программы политических реформ. Основная цель конституционной реформы – системная трансформация действующей политической модели. Программа имеет системный характер и включает в себя окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике, перераспределение ряда властных полномочий, усиление роли и статуса Парламента, расширение участия населения в управлении страной, усиление конституционных механизмов защиты прав граждан. Таким образом, предстоящий референдум по конституционной реформе создаст правовую основу новой, более эффективной и сбалансированной модели взаимоотношений государства и общества. На референдуме всем нам предстоит сделать выбор будущего развития Казахстана.
– Какие именно поправки в Конституцию будут внесены на референдум? С какими из них Вы согласны или не согласны?
– Поправки коснутся 33 статей Основного закона, то есть фактически треть Конституции, что показывает масштабность и фундаментальный характер намеченной реформы. В 33 действующие статьи Конституции вносятся 56 поправок, также дополняются 2 новые статьи (ст. 83-1 Уполномоченный по правам человека; ст.99 Переходные положения для Конституционного совета и Счетного комитета). Конституционные поправки касаются деятельности Президента, Парламента, государственных органов, укрепления прав простых граждан. Глава государства в Послании отметил, что «речь, прежде всего, идет об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом». Новой редакцией пункта 3 статьи 43 Конституции установлено, что Президент Республики на период осуществления своих полномочий не должен состоять в политической партии. Это ограничение позволит повысить конкуренцию между партиями. Глава государства должен выступать гарантом равенства возможностей для всех граждан. Поэтому теперь близкие родственники Президента Республики не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора. Согласно предлагаемым конституционным поправкам подлежит изменению порядок назначения акимов областей, городов республиканского значения, столицы. Президент будет предлагать не менее двух кандидатур на эту должность. Например, теперь назначение акима региона будут согласовывать депутаты маслихатов всего региона. А сами депутаты будут избираться по партийному списку и по одномандатным округам. Таким образом, чтобы стать акимом области, кандидат должен обладать доверием региона. Целый блок поправок направлен на укрепление статуса и полномочий Парламента. Изменяется порядок выборов в Мажилис и Сенат. Теперь депутаты в Мажилис будут избираться по смешанной системе, по одномандатным округам в регионах и от политических партий. При этом избиратели смогут отозвать своего депутата, избранного по одномандатному округу, если он не будет защищать интересы региона. Депутаты от Ассамблеи народа Казахстана будут избираться в Сенат. Президентом будет назначаться 10 сенаторов. Причем пять из них будут предложены Ассамблеей народа Казахстана. Соответственно, общее число депутатских мандатов в Мажилисе уменьшится. Значительное число изменений коснулось законодательного процесса. Законы будет принимать Мажилис, Сенат же будет обладать правом одобрить или отклонить закон. При этом Мажилис будет иметь право преодолеть позицию Сената, если наберет 2/3 голосов. Все конституционные законы будут приниматься только на совместных заседаниях палат Парламента. Безусловно, эти изменения повысят уровень реализации концепции «Слышащего государства». Этому также будет способствовать закрепление парламентского контроля за исполнением бюджета со стороны Правительства. Высшая аудиторская палата будет отчитываться дважды в год перед Мажилисом Парламента. Необходимо отметить, что в Конституцию вносится новая статья об Уполномоченном по правам человека, что укрепит защиту прав наших граждан. Конституционный совет преобразуется в Конституционный суд, что повысит защиту прав и свобод граждан нашей страны. Теперь граждане смогут обращаться в данный суд для проверки соответствия нормативных актов, затрагивающих права и свободы граждан, нормам Конституции. Таким правом наделяются также Уполномоченный по правам человека и Генеральный прокурор. Правительству предоставлено право в целях оперативного реагирования на условия, создающие угрозу жизни и здоровью населения, безопасности страны, вносить на рассмотрение Парламента законопроекты, подлежащие рассмотрению Парламентом немедленно. В таких случаях Правительство сможет принимать оперативные временные акты, которые будут иметь силу закона и действовать до принятия закона Парламентом. Вносимые поправки взаимосвязаны друг с другом и имеют общую концептуальную логику. Таким образом, в результате реформ будет выстроен новый, более оптимальный баланс взаимоотношений ветвей власти и эффективный диалог государства и общества. По всем этим поправкам народ Казахстана примет решение 5 июня на республиканском референдуме.
– Сколько голосов нужно для принятия поправок?
– Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Изменения и дополнения в Конституцию считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании, не менее чем в двух третях областей, городов республиканского значения и столицы.
– Каким образом, по Вашему мнению, изменится жизнь в республике после проведения данных реформ?
– Проведение политических реформ, озвученных Главой государства, решает такие задачи, как: повышение возможности участия граждан в процессе управления страной, обеспечение устойчивости и управляемости государством. Главный лейтмотив данных реформ – подотчетность государства гражданам и защита их прав. Для этого создается нормативно-правовая база для перехода от суперпрезидентской к президентской модели республики, включая перераспределение ряда властных полномочий, и повышение роли и статуса Парламента. Ключевыми направлениями станут расширение участия населения в управлении страной, а также усиление механизмов защиты прав граждан. Новый Казахстан – это образ будущего нашей страны в целом. И речь прежде всего идет о необходимости обновления общественных ценностей и формирования нового качества нации. Референдум дает возможность каждому гражданину открыто высказать свое мнение, конструктивно высказать свое отношение и сделать свой выбор.
– Спасибо за беседу!
[ Регистрация | Вход ]