ТАК РОЖДАЮТСЯ ГЕНИИ…
Воспитание талантливой, одаренной молодежи является одним из приоритетных направлений работы школы искусств. Более тысячи ее выпускников не только познакомились с миром музыки, танцев и искусства, но и успешно продолжают свое обучение, выбрав музыкальную стезю. В меднорудной столице Детской школой искусств много лет успешно руководит ее директор – Жомарт Сайлауович КУРИКОВ.
В качестве преподавателя Жомарт Сайлауович воспитал отличную плеяду музыкантов по классу домбры, которые неоднократно занимали призовые места на музыкальных конкурсах областного и республиканского уровня. Многие из выпускников школы обучаются в данный момент в Государственной консерватории им.Курмангазы г.Алматы и в Казахском национальном университете Искусств Астаны. Часть из них передают полученные знания последующим поколениям, успешно работая педагогами в детских школах искусств, музыкальных школах и музыкальных колледжах республики.
– Жомарт Сайлауович, как известно, творческие люди – это отдельная каста, а талантливые дети – особенно. Такие ребята – это одаренные личности, нуждающиеся в особом уходе и внимании. Как Вам удается поддерживать творческую атмосферу в Детской школе искусств?
– Для нас, педагогов-музыкантов, важен каждый ребенок, пришедший к нам, чтобы получить знания и развить свой творческий потенциал. Помимо плановых занятий по специальности, сольфеджио, хора, танцам и искусству, ежегодно учащиеся школы принимают участие в областных, республиканских и международных конкурсах, выставках и фестивалях. В нашей школе более 700 детей обучается ежегодно. Радует тот факт, что количество учащихся растет с каждым годом. Это значит, что потенциал талантливой молодежи в нашем регионе высок. К каждому ребенку у нас индивидуальный подход, педагоги вкладывают в них весь свой опыт и знания. Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей в Казахстане является одной из приоритетных задач системы дополнительного образования и Детской школы искусств, в частности. Одарённые дети – это интеллектуальный потенциал страны. Поэтому раннее выявление таких ребят – одна из главных задач государственной политики и нашей школы. В Детской школе искусств разработан особый подход к обучению и воспитанию одарённых детей, создающий условия для адаптации в современном обществе. Этот подход реализуется в нашей школе через концепцию развивающего обучения, что позволяет создать эмоционально-мотивационную сферу деятельности ученика, условия для удовлетворения познавательных потребностей.
– Расскажите о работе вашей школы в целом?
– Жезказганская детская школа искусств существует вот уже 57 лет. Основной состав педагогов – выпускники нашей школы. Детская школа искусств – это школа дополнительного образования, где обучение и воспитание ведутся на примерах мирового классического и современного искусства, где большое внимание уделяется изучению традиций и искусства Казахстана. В школе работают четыре отделения: музыкальное, хореографическое, изобразительное и отделение раннего эстетического развития, которое было открыто относительно недавно – в 2008 году. Здесь дети могут выбрать то, что им больше нравится – рисовать, танцевать, петь или играть на инструментах.
Сравнительно молодое в школе вокальное отделение успешно работает с юными певцами. Используя эстрадный, классический и народный вокальный репертуар педагоги раскрывают творческие возможности каждого ребёнка.
В фортепианном отделении дети знакомятся с шедеврами мировой, казахстанской музыкальной культуры, исполняют сами эти произведения. Большой успех завоевал старший хор нашей школы, став победителем областного конкурса юных музыкантов
Созданный сравнительно недавно на отделении народных инструментов ансамбль домбристов «Шабыт» – руководитель Бибигуль Тулегенова – сразу же полюбился жителям Жезказгана, благодаря постоянному участию в городских концертах. В его репертуаре произведения, входящие в сокровищницу народной музыки Казахстана. Высокий уровень игры ансамбля «Шабыт» оценен по достоинству на конкурсах различного уровня.
На уроках теоретического отделения используются современные учебные пособия, расширяющие кругозор, содержащие творческие задания, заставляющие учащихся самостоятельно мыслить, импровизировать, сочинять, проявляя тем самым развитие своих творческих способностей.
Широко известным в городе является ансамбль скрипачей «Балдаурен», также постоянный участник городских концертов. Данная форма исполнения активизирует музыкальные способности учащихся, стимулирует самореализацию на успех, развивает творческий потенциал оркестрового отделения.
Успешное участие данного коллектива на многочисленных конкурсах, а также интернет - конкурсах позитивно влияет на мотивацию занятий данным инструментом. Внедрение преподавателем Т.М. Кузнецовой инновационной методики японского педагога Синити Сузуки позволяет не только успешно обучать детей дошкольного возраста игре на скрипке, но и способствует развитию их творческого начала. В 2006 году на базе хореографического отделения из числа учащихся педагогами Е.В. Пятиной, Л.А. Тупал, Н.В. Ревицкой был создан ансамбль «Дала гулдери». Данный танцевальный коллектив явился реализацией творческих способностей одарённых учащихся.
На отделении «Изобразительное искусство» для творческого самоопределения и самосовершенствования учащихся внедрено использование таких нетрадиционных технологий как «квиллинг», «эбру», «живопись на текстильных нитях», «найл - арт», «глатте - арт» и многие другие.
– Каких достижений удалось достичь вашим ученикам за годы работы ДШИ?
– Наши ученики – победители многих конкурсов, проходящих не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Так, например, наши скрипачи и домбристы – победители областных и республиканских конкурсов юных музыкантов, хореографы побывали во Франции, Китае, пианисты привезли 1 место из Турции, вокалисты завоевали Гран-При в России на конкурсе «Новое поколение», домбристы покорили Испанию, юные художники стали победителями многих конкурсов в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске.
Выпускники школы продолжают обучение в различных ВУЗах не только Казахстана, но ближнего зарубежья.
– Подходит к концу очередной год, каковы итоги работы и планы на будущее?
– Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что в ДШИ активно ведётся работа по развитию одарённых и талантливых детей. Одарен каждый ребенок, и главная педагогическая задача нашей школы – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации. Для этого все мы – педагогический коллектив школы – и работаем. Планов на будущее немало, как говориться, время покажет, каким из них суждено быть успешно реализованными. Есть хорошее выражение: «Дорогу осилит идущий, – я бы еще добавил – и тот, кто трудится на результат». Работа с творческими детьми требует особого отношения к своему делу. Нужно пытаться понять внутренний мир ребенка и помочь ему не только получить знания, но и открыть для него волшебный мир музыки и искусства, научить его альтернативно мыслить, творчески выходя за рамки обыденности и банальности. Открытость новому опыту, любознательность, эмоциональная открытость, гибкость мысли позволяет одаренным детям быть особенными и непохожими на других. Может так и рождаются гении…
– Спасибо за интересную беседу!
В качестве преподавателя Жомарт Сайлауович воспитал отличную плеяду музыкантов по классу домбры, которые неоднократно занимали призовые места на музыкальных конкурсах областного и республиканского уровня. Многие из выпускников школы обучаются в данный момент в Государственной консерватории им.Курмангазы г.Алматы и в Казахском национальном университете Искусств Астаны. Часть из них передают полученные знания последующим поколениям, успешно работая педагогами в детских школах искусств, музыкальных школах и музыкальных колледжах республики.
– Жомарт Сайлауович, как известно, творческие люди – это отдельная каста, а талантливые дети – особенно. Такие ребята – это одаренные личности, нуждающиеся в особом уходе и внимании. Как Вам удается поддерживать творческую атмосферу в Детской школе искусств?
– Для нас, педагогов-музыкантов, важен каждый ребенок, пришедший к нам, чтобы получить знания и развить свой творческий потенциал. Помимо плановых занятий по специальности, сольфеджио, хора, танцам и искусству, ежегодно учащиеся школы принимают участие в областных, республиканских и международных конкурсах, выставках и фестивалях. В нашей школе более 700 детей обучается ежегодно. Радует тот факт, что количество учащихся растет с каждым годом. Это значит, что потенциал талантливой молодежи в нашем регионе высок. К каждому ребенку у нас индивидуальный подход, педагоги вкладывают в них весь свой опыт и знания. Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей в Казахстане является одной из приоритетных задач системы дополнительного образования и Детской школы искусств, в частности. Одарённые дети – это интеллектуальный потенциал страны. Поэтому раннее выявление таких ребят – одна из главных задач государственной политики и нашей школы. В Детской школе искусств разработан особый подход к обучению и воспитанию одарённых детей, создающий условия для адаптации в современном обществе. Этот подход реализуется в нашей школе через концепцию развивающего обучения, что позволяет создать эмоционально-мотивационную сферу деятельности ученика, условия для удовлетворения познавательных потребностей.
– Расскажите о работе вашей школы в целом?
– Жезказганская детская школа искусств существует вот уже 57 лет. Основной состав педагогов – выпускники нашей школы. Детская школа искусств – это школа дополнительного образования, где обучение и воспитание ведутся на примерах мирового классического и современного искусства, где большое внимание уделяется изучению традиций и искусства Казахстана. В школе работают четыре отделения: музыкальное, хореографическое, изобразительное и отделение раннего эстетического развития, которое было открыто относительно недавно – в 2008 году. Здесь дети могут выбрать то, что им больше нравится – рисовать, танцевать, петь или играть на инструментах.
Сравнительно молодое в школе вокальное отделение успешно работает с юными певцами. Используя эстрадный, классический и народный вокальный репертуар педагоги раскрывают творческие возможности каждого ребёнка.
В фортепианном отделении дети знакомятся с шедеврами мировой, казахстанской музыкальной культуры, исполняют сами эти произведения. Большой успех завоевал старший хор нашей школы, став победителем областного конкурса юных музыкантов
Созданный сравнительно недавно на отделении народных инструментов ансамбль домбристов «Шабыт» – руководитель Бибигуль Тулегенова – сразу же полюбился жителям Жезказгана, благодаря постоянному участию в городских концертах. В его репертуаре произведения, входящие в сокровищницу народной музыки Казахстана. Высокий уровень игры ансамбля «Шабыт» оценен по достоинству на конкурсах различного уровня.
На уроках теоретического отделения используются современные учебные пособия, расширяющие кругозор, содержащие творческие задания, заставляющие учащихся самостоятельно мыслить, импровизировать, сочинять, проявляя тем самым развитие своих творческих способностей.
Широко известным в городе является ансамбль скрипачей «Балдаурен», также постоянный участник городских концертов. Данная форма исполнения активизирует музыкальные способности учащихся, стимулирует самореализацию на успех, развивает творческий потенциал оркестрового отделения.
Успешное участие данного коллектива на многочисленных конкурсах, а также интернет - конкурсах позитивно влияет на мотивацию занятий данным инструментом. Внедрение преподавателем Т.М. Кузнецовой инновационной методики японского педагога Синити Сузуки позволяет не только успешно обучать детей дошкольного возраста игре на скрипке, но и способствует развитию их творческого начала. В 2006 году на базе хореографического отделения из числа учащихся педагогами Е.В. Пятиной, Л.А. Тупал, Н.В. Ревицкой был создан ансамбль «Дала гулдери». Данный танцевальный коллектив явился реализацией творческих способностей одарённых учащихся.
На отделении «Изобразительное искусство» для творческого самоопределения и самосовершенствования учащихся внедрено использование таких нетрадиционных технологий как «квиллинг», «эбру», «живопись на текстильных нитях», «найл - арт», «глатте - арт» и многие другие.
– Каких достижений удалось достичь вашим ученикам за годы работы ДШИ?
– Наши ученики – победители многих конкурсов, проходящих не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Так, например, наши скрипачи и домбристы – победители областных и республиканских конкурсов юных музыкантов, хореографы побывали во Франции, Китае, пианисты привезли 1 место из Турции, вокалисты завоевали Гран-При в России на конкурсе «Новое поколение», домбристы покорили Испанию, юные художники стали победителями многих конкурсов в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске.
Выпускники школы продолжают обучение в различных ВУЗах не только Казахстана, но ближнего зарубежья.
– Подходит к концу очередной год, каковы итоги работы и планы на будущее?
– Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что в ДШИ активно ведётся работа по развитию одарённых и талантливых детей. Одарен каждый ребенок, и главная педагогическая задача нашей школы – выявить своеобразие этой одаренности и создать условия для ее развития и реализации. Для этого все мы – педагогический коллектив школы – и работаем. Планов на будущее немало, как говориться, время покажет, каким из них суждено быть успешно реализованными. Есть хорошее выражение: «Дорогу осилит идущий, – я бы еще добавил – и тот, кто трудится на результат». Работа с творческими детьми требует особого отношения к своему делу. Нужно пытаться понять внутренний мир ребенка и помочь ему не только получить знания, но и открыть для него волшебный мир музыки и искусства, научить его альтернативно мыслить, творчески выходя за рамки обыденности и банальности. Открытость новому опыту, любознательность, эмоциональная открытость, гибкость мысли позволяет одаренным детям быть особенными и непохожими на других. Может так и рождаются гении…
– Спасибо за интересную беседу!
Салтанат КОЖАХМЕТОВА..
Фото из архива Жезказганской детской школы искусств.
Фото из архива Жезказганской детской школы искусств.
Визитная карточка
Куриков Жомарт Сайлауович является руководителем Детской школы искусств с 2002 года, специалистом высшего квалификационного уровня – высшей категории, лауреатом республиканского конкурса молодых исполнителей, педагогом по классу домбры.
[ Регистрация | Вход ]