ТЕАТР + ТАЛАНТ= ИСКУССТВО
Работать в театре нашему герою было предназначено судьбой. Рожденный в актерской среде, маленький Темиржан с детства знал и понимал, что такое театр. Его папа, известный далеко за пределами Жезказганского региона народный артист Республики Казахстан – Досжан Жанботаев, всегда брал его на репетиции и постановки, поэтому, что такое «театральная кухня» Темиржан знает не понаслышке.
Так уж сложилось, что его дедушка и бабушка также работали в театре, они были техническими работниками. Оставлять Темиржана дома было не с кем, поэтому актерская семья брала сына не только на работу, но и на многомесячные гастроли. Наш герой сутками пропадал в театре, пытаясь разгадать тайну занавеса театральных кулис. Он ее почти разгадал, когда стал чуть старше. Казалось, сами звезды привели его в храм искусства, суля большое актерское будущее. Еще будучи ребенком он участвовал в спектаклях: «Миг и вся жизнь» (автор С. Касымбеккызы), «Приговор» (автор Т. Ахтанов) и т.д. Его восхождение к своей профессиональной вершине было непростым, но осознанным. Темиржан Досжанович прошел весь театральный путь, с самых низов, начиная с должности работника вахты, осветителя, машиниста сцены, актера, дозрев наконец до режиссера. Известно, что хорошие режиссеры, как правило, люди с жизненным опытом, с накопленными эмоциями, знаниями, глобальным и глубоким видением, казалось бы, простых вещей и, конечно же, они всегда – немного «над бытом». Их творческое сознание в постоянном поиске, в так называемом параллельном, иллюзорном мире. Потому понять таких творческих людей могут не все – лишь близкие по духу. Именно такими духовными наставниками для него были его отец – Досжан Жанботаев – и ныне покойный режиссер, заслуженный деятель РК – Жанат Хаджиев. Помимо других профессиональных наставлений, Темиржан запомнил самые душевные слова отца: «Главное, быть хорошим человеком. Хорошие люди, как правило, первоклассные актеры!».
После окончания актерского факультета Казахской Национальной академии им.Т.Жургенова Темиржан Жанботаев в 1996 году был принят на работу в театр имени Серке Кожамкулова, позже переехал в Алматы, пробовал себя в разных областях, в том числе и в кино. В принципе, киноиндустрия пришлась ему по душе, там все складывалось более чем удачно, он сыграл несколько роле в фильмах: «Остров возрождения» (реж. Р. Абдрашев), «Рэкетир» (реж. А. Сатаев) и т.д. Но театр, магия сцены и зритель на расстоянии вытянутой руки привлекали его больше, и после долгих поисков себя в профессии, чаша весов с софитами перевесили киношное «Мотор! Камера!». И вот спустя годы, он вернулся в родные пенаты с целью дарить и делиться с жезказганцам и гостями города волшебным миром театрального искусства.
1 марта текущего 2017 года Темиржан Жанботаевич официально назначен на должность художественного руководителя театра им. С. Кожамкулова. Параллельно совмещая репетиции, постановки и руководство коллективом, Темиржан Досжанович обучается на заочном отделении режиссерского факультета института искусств им.Б.Бейшеналиевой в городе Бишкеке, доказывая тем самым, что учиться, самообразовываться надо постоянно, только так можно шагать в ногу со временем, ведь постичь театральное искусство до конца невозможно.
Сегодня, в эпоху глобализации, информационной испорченности и вседозволенности, зритель, как правило, капризен, разборчив и, конечно же, искушен. Необходимо приложить усилия, чтобы как можно дольше оставаться интересным не только для самого себя и коллег, но и для публики. А это труднее вдвойне. Диапазон зрительского интереса и вкуса весьма широк, поэтому при постановках необходимо учитывать и этот аспект, к тому же современный зритель требует динамики и так называемого «экшена», вот посему режиссеру надо сделать спектакль не только действенным, но и глубоким, со смыслом и назиданием, чтобы у зрителя в душе возникло особое чувство – чувство осмысленного прекрасного. На вопрос: «Что такое актерская профессия?» Мой визави, не задумываясь, отвечает: « Талант, любовь к искусству. Актер должен иметь характер, трудолюбие и огромное терпение, как принято говорить, 1 % таланта и 99 % труда. Я доношу до зрителя правду со сцены и делаю это так, как чувствую, как подсказывает мне мое сердце. Фактически сцена – это та же жизнь, в чем-то утопичная, но в то же время узнаваемая. Эдакое зазеркалье».
По словам Темиржана Досжановича, режиссерский процесс – вещь азартная, она захватывает с головой, ничто не ускользнет от меткого взгляда режиссера, начиная от декорации, музыки, костюмов актера до грима и света. В спектакле нет мелочей – все важно. Мечтатель от природы, он наделен не только богатым внутренним миром, но и природной пластикой, а также потребностью дарить миру прекрасное.
Я всегда хочу сказать зрителю со сцены: «Любите, цените, храните этот прекрасный, но хрупкий мир! Мир, в котором рождаются таланты, одаривая нас божественными минутами художественного и эстетического наслаждения».
Есть у нашего героя и заветная мечта – снять большое серьезное кино. Надеемся, что она вскоре воплотится в жизнь.
Темиржан Досжанович сыграл более чем в 15-ти спектаклях главные и основные роли. Среди них Кодар в спектакле Г.Мусрепова «Қозы Көрпеш – Баян сұлуында», Дервиш - М.Карима «Ночь лунного затмения», Ораз - Г.Ештанаева и Р.Ибраевой «Абилмансур», Айдар - К.Ахметова «Зов крови» и многие другие. Поставил спектакли: «Черная бурка» Г.Хугаева, «Кетбука» К.Абдрахмана, «Кейки» С.Тургынбекулы, «Девушки поневоле» С.Жунусова, поэтическую композицию «Последние мгновения Сакена», написанную совместно с Г.Ештанаевым, и театрализованную постановку «Битва при Буланты», сказки «Аладдин» А.Чупина и «Маугли» Р.Киплинга. В 2013 году получил премию акима города Жезказган «Үкілі қобыз» в номинации «Артист года», в 2015-2016 годы был награжден премиями Карагандинского областного управления культуры, архивов и документации в номинации «Режиссер года». В 2015 году – памятным знаком «Қазақ хандығы - 550 жыл» Министерства культуры и спорта РК, посвященного 550-летнему юбилею Казахского ханства.
Так уж сложилось, что его дедушка и бабушка также работали в театре, они были техническими работниками. Оставлять Темиржана дома было не с кем, поэтому актерская семья брала сына не только на работу, но и на многомесячные гастроли. Наш герой сутками пропадал в театре, пытаясь разгадать тайну занавеса театральных кулис. Он ее почти разгадал, когда стал чуть старше. Казалось, сами звезды привели его в храм искусства, суля большое актерское будущее. Еще будучи ребенком он участвовал в спектаклях: «Миг и вся жизнь» (автор С. Касымбеккызы), «Приговор» (автор Т. Ахтанов) и т.д. Его восхождение к своей профессиональной вершине было непростым, но осознанным. Темиржан Досжанович прошел весь театральный путь, с самых низов, начиная с должности работника вахты, осветителя, машиниста сцены, актера, дозрев наконец до режиссера. Известно, что хорошие режиссеры, как правило, люди с жизненным опытом, с накопленными эмоциями, знаниями, глобальным и глубоким видением, казалось бы, простых вещей и, конечно же, они всегда – немного «над бытом». Их творческое сознание в постоянном поиске, в так называемом параллельном, иллюзорном мире. Потому понять таких творческих людей могут не все – лишь близкие по духу. Именно такими духовными наставниками для него были его отец – Досжан Жанботаев – и ныне покойный режиссер, заслуженный деятель РК – Жанат Хаджиев. Помимо других профессиональных наставлений, Темиржан запомнил самые душевные слова отца: «Главное, быть хорошим человеком. Хорошие люди, как правило, первоклассные актеры!».
После окончания актерского факультета Казахской Национальной академии им.Т.Жургенова Темиржан Жанботаев в 1996 году был принят на работу в театр имени Серке Кожамкулова, позже переехал в Алматы, пробовал себя в разных областях, в том числе и в кино. В принципе, киноиндустрия пришлась ему по душе, там все складывалось более чем удачно, он сыграл несколько роле в фильмах: «Остров возрождения» (реж. Р. Абдрашев), «Рэкетир» (реж. А. Сатаев) и т.д. Но театр, магия сцены и зритель на расстоянии вытянутой руки привлекали его больше, и после долгих поисков себя в профессии, чаша весов с софитами перевесили киношное «Мотор! Камера!». И вот спустя годы, он вернулся в родные пенаты с целью дарить и делиться с жезказганцам и гостями города волшебным миром театрального искусства.
1 марта текущего 2017 года Темиржан Жанботаевич официально назначен на должность художественного руководителя театра им. С. Кожамкулова. Параллельно совмещая репетиции, постановки и руководство коллективом, Темиржан Досжанович обучается на заочном отделении режиссерского факультета института искусств им.Б.Бейшеналиевой в городе Бишкеке, доказывая тем самым, что учиться, самообразовываться надо постоянно, только так можно шагать в ногу со временем, ведь постичь театральное искусство до конца невозможно.
Сегодня, в эпоху глобализации, информационной испорченности и вседозволенности, зритель, как правило, капризен, разборчив и, конечно же, искушен. Необходимо приложить усилия, чтобы как можно дольше оставаться интересным не только для самого себя и коллег, но и для публики. А это труднее вдвойне. Диапазон зрительского интереса и вкуса весьма широк, поэтому при постановках необходимо учитывать и этот аспект, к тому же современный зритель требует динамики и так называемого «экшена», вот посему режиссеру надо сделать спектакль не только действенным, но и глубоким, со смыслом и назиданием, чтобы у зрителя в душе возникло особое чувство – чувство осмысленного прекрасного. На вопрос: «Что такое актерская профессия?» Мой визави, не задумываясь, отвечает: « Талант, любовь к искусству. Актер должен иметь характер, трудолюбие и огромное терпение, как принято говорить, 1 % таланта и 99 % труда. Я доношу до зрителя правду со сцены и делаю это так, как чувствую, как подсказывает мне мое сердце. Фактически сцена – это та же жизнь, в чем-то утопичная, но в то же время узнаваемая. Эдакое зазеркалье».
По словам Темиржана Досжановича, режиссерский процесс – вещь азартная, она захватывает с головой, ничто не ускользнет от меткого взгляда режиссера, начиная от декорации, музыки, костюмов актера до грима и света. В спектакле нет мелочей – все важно. Мечтатель от природы, он наделен не только богатым внутренним миром, но и природной пластикой, а также потребностью дарить миру прекрасное.
Я всегда хочу сказать зрителю со сцены: «Любите, цените, храните этот прекрасный, но хрупкий мир! Мир, в котором рождаются таланты, одаривая нас божественными минутами художественного и эстетического наслаждения».
Есть у нашего героя и заветная мечта – снять большое серьезное кино. Надеемся, что она вскоре воплотится в жизнь.
Темиржан Досжанович сыграл более чем в 15-ти спектаклях главные и основные роли. Среди них Кодар в спектакле Г.Мусрепова «Қозы Көрпеш – Баян сұлуында», Дервиш - М.Карима «Ночь лунного затмения», Ораз - Г.Ештанаева и Р.Ибраевой «Абилмансур», Айдар - К.Ахметова «Зов крови» и многие другие. Поставил спектакли: «Черная бурка» Г.Хугаева, «Кетбука» К.Абдрахмана, «Кейки» С.Тургынбекулы, «Девушки поневоле» С.Жунусова, поэтическую композицию «Последние мгновения Сакена», написанную совместно с Г.Ештанаевым, и театрализованную постановку «Битва при Буланты», сказки «Аладдин» А.Чупина и «Маугли» Р.Киплинга. В 2013 году получил премию акима города Жезказган «Үкілі қобыз» в номинации «Артист года», в 2015-2016 годы был награжден премиями Карагандинского областного управления культуры, архивов и документации в номинации «Режиссер года». В 2015 году – памятным знаком «Қазақ хандығы - 550 жыл» Министерства культуры и спорта РК, посвященного 550-летнему юбилею Казахского ханства.
Салтанат КОЖАХМЕТОВА.
[ Регистрация | Вход ]