УРЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ – РАБОТА БАНКОВСКОГО ОМБУДСМЕНА
На днях в Жезказган с рабочей поездкой прибыл банковский омбудсмен Ерсерик Сийрбаев. Он провел встречу с представителями банков второго уровня и средств массовой информации по проблемным вопросам ипотечного и потребительского кредитования. Встреча была организована в рамках меморандума о сотрудничестве партии «Нұр Отан» с институтом банковского омбудсмена.
Мероприятие прошло в здании городского филиала партии «Нұр Отан». Открыла и вела его первый заместитель председателя городского филиала партии «Нұр Отан» Гульмира Каженова. Первым делом банковский омбудсмен Ерсерик Сийрбаев остановился на целях визита: – Институт банковского омбудсмена – это показатель высокой ответственности банковской системы Казахстана за качество предоставляемых услуг. Он функционирует в соответствии со статьей 40 закона о банках и банковской деятельности РК и предназначен для урегулирования разногласий между заемщиком (физическим лицом) и банком по вопросам, которые вытекают из договоров ипотечного займа. Ипотечный займ – это банковский продукт, которым очень широко пользуется население для решения своих жилищных проблем. Его отличительная особенность от других банковских продуктов и займов заключается в том, что он выдается на очень длительный период. Целевое назначение – приобретение жилья. И за это время происходит много изменений как в жизни человека, так и в экономике страны. Поэтому могут возникнуть определенные вопросы, разногласия по выполнению тех или иных пунктов договора. Как правило, банки эти вопросы решают в соответствии с теми или иными возможностями, полномочиями, которые у них есть. Но бывают те моменты, которые банк не в силах решить или они противоречат его интересам. И в таком случае в соответствии с договором, который заключил заемщик с банком, заемщик имеет право обратиться к банковскому омбудсмену. Банковский омбудсмен – это досудебная инстанция или внесудебная инстанция рассмотрения разногласий. Как пояснил Ерсерик Сийрбаев, задача банковского омбудсмена заключается в повышении юридической грамотности клиентов банков. К сожалению, часто происходит так, что заемщики до подписания договора не вникают в его суть, не рассчитывают свои финансовые возможности, и когда приходит время исполнять обязанности, они попадают в очень затруднительное положение и обращаются за помощью к банкам или банковскому омбудсмену. Но безвыходных ситуаций не бывает. Понятно, что не все зависит от заемщиков. В связи со сложившейся в последнее время экономической ситуацией, девальвацией особенные затруднения испытывают заемщики, которые получили займы в иностранной валюте. – Государство и Национальный банк принимают определенные меры. Недавно была принята программа рефинансирования ипотечных кредитов, общая сумма, выделенная Национальным банком по поручению Главы государства, – 130 млрд. Она успешно на сегодняшний день распределена, осваивается. Одна из особенностей этой программы заключается в том, что определен четкий критерий, по которому она действует. В частности, программа охватывает социально уязвимые слои населения и отдельную категорию граждан, которые допустили на 1 января 2015 года просрочку свыше 90 дней. Поэтому не все попадают под эту программу, в связи с чем часто возникают вопросы. Больше года уже прошло, средства практически освоены и цель достигнута. Самое главное – снижен уровень токсичных кредитов в банковской системе, и это дало второе дыхание нашей банковской системе. Она уже начинает снова кредитовать, и этот процесс начинает оживляться, – отметил Ерсерик Сийрбаев. В ходе встречи были даны консультации по разным вопросам обслуживания займов – от погашения просроченных обязательств до исполнения решений суда о взыскании задолженности, а также обсуждены новые поправки в Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» в части улучшения положения проблемных заемщиков, порядка их применения в период пользования займом. – С 1 января и с 1 июля 2016 года вступили в действие ряд банковских законодательств, которые облегчают условия выполнения заемщиками своих обязательств. В частности, с 1 января текущего года банкам запрещено выдавать валютные займы тем заемщикам, которые не имеют валютный доход, с 1 июля 2016 года внесены изменения в правила по порядку погашения образовавшейся задолженности. Если до 1 июля образовавшаяся задолженность гасилась в порядке: сначала штраф и пеня, потом проценты и основной долг, что иногда ставило заемщика в очень затруднительное положение, то с изменением законодательства эта проблема решена. С 1 июля образовавшаяся задолженность гасится по новому порядку: сначала гасится основной долг, затем – проценты и уже в последнюю очередь пеня. Это очень хорошо воспринято клиентами банка. Что касается Жезказгана, то, как отметил Ерсерик Сийрбаев, в нашем регионе ситуация достаточно стабильная, особых разногласий между заемщиками и банками, а также массового обращения к банковскому омбудсмену, нет, например, в 2016 году не было ни одного обращения. В ходе встречи банковский омбудсмен разъяснил права заемщиков в рамках исполнительного производства, дал исчерпывающие рекомендации по нахождению оптимальных и взаимовыгодных решений для погашения задолженности. В целом, Ерсерик Сийрбаев может ответить на все интересующие вопросы в режиме онлайн, достаточно зайти на его электронный сайт www.bank-ombudsman.kz.
Мероприятие прошло в здании городского филиала партии «Нұр Отан». Открыла и вела его первый заместитель председателя городского филиала партии «Нұр Отан» Гульмира Каженова. Первым делом банковский омбудсмен Ерсерик Сийрбаев остановился на целях визита: – Институт банковского омбудсмена – это показатель высокой ответственности банковской системы Казахстана за качество предоставляемых услуг. Он функционирует в соответствии со статьей 40 закона о банках и банковской деятельности РК и предназначен для урегулирования разногласий между заемщиком (физическим лицом) и банком по вопросам, которые вытекают из договоров ипотечного займа. Ипотечный займ – это банковский продукт, которым очень широко пользуется население для решения своих жилищных проблем. Его отличительная особенность от других банковских продуктов и займов заключается в том, что он выдается на очень длительный период. Целевое назначение – приобретение жилья. И за это время происходит много изменений как в жизни человека, так и в экономике страны. Поэтому могут возникнуть определенные вопросы, разногласия по выполнению тех или иных пунктов договора. Как правило, банки эти вопросы решают в соответствии с теми или иными возможностями, полномочиями, которые у них есть. Но бывают те моменты, которые банк не в силах решить или они противоречат его интересам. И в таком случае в соответствии с договором, который заключил заемщик с банком, заемщик имеет право обратиться к банковскому омбудсмену. Банковский омбудсмен – это досудебная инстанция или внесудебная инстанция рассмотрения разногласий. Как пояснил Ерсерик Сийрбаев, задача банковского омбудсмена заключается в повышении юридической грамотности клиентов банков. К сожалению, часто происходит так, что заемщики до подписания договора не вникают в его суть, не рассчитывают свои финансовые возможности, и когда приходит время исполнять обязанности, они попадают в очень затруднительное положение и обращаются за помощью к банкам или банковскому омбудсмену. Но безвыходных ситуаций не бывает. Понятно, что не все зависит от заемщиков. В связи со сложившейся в последнее время экономической ситуацией, девальвацией особенные затруднения испытывают заемщики, которые получили займы в иностранной валюте. – Государство и Национальный банк принимают определенные меры. Недавно была принята программа рефинансирования ипотечных кредитов, общая сумма, выделенная Национальным банком по поручению Главы государства, – 130 млрд. Она успешно на сегодняшний день распределена, осваивается. Одна из особенностей этой программы заключается в том, что определен четкий критерий, по которому она действует. В частности, программа охватывает социально уязвимые слои населения и отдельную категорию граждан, которые допустили на 1 января 2015 года просрочку свыше 90 дней. Поэтому не все попадают под эту программу, в связи с чем часто возникают вопросы. Больше года уже прошло, средства практически освоены и цель достигнута. Самое главное – снижен уровень токсичных кредитов в банковской системе, и это дало второе дыхание нашей банковской системе. Она уже начинает снова кредитовать, и этот процесс начинает оживляться, – отметил Ерсерик Сийрбаев. В ходе встречи были даны консультации по разным вопросам обслуживания займов – от погашения просроченных обязательств до исполнения решений суда о взыскании задолженности, а также обсуждены новые поправки в Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» в части улучшения положения проблемных заемщиков, порядка их применения в период пользования займом. – С 1 января и с 1 июля 2016 года вступили в действие ряд банковских законодательств, которые облегчают условия выполнения заемщиками своих обязательств. В частности, с 1 января текущего года банкам запрещено выдавать валютные займы тем заемщикам, которые не имеют валютный доход, с 1 июля 2016 года внесены изменения в правила по порядку погашения образовавшейся задолженности. Если до 1 июля образовавшаяся задолженность гасилась в порядке: сначала штраф и пеня, потом проценты и основной долг, что иногда ставило заемщика в очень затруднительное положение, то с изменением законодательства эта проблема решена. С 1 июля образовавшаяся задолженность гасится по новому порядку: сначала гасится основной долг, затем – проценты и уже в последнюю очередь пеня. Это очень хорошо воспринято клиентами банка. Что касается Жезказгана, то, как отметил Ерсерик Сийрбаев, в нашем регионе ситуация достаточно стабильная, особых разногласий между заемщиками и банками, а также массового обращения к банковскому омбудсмену, нет, например, в 2016 году не было ни одного обращения. В ходе встречи банковский омбудсмен разъяснил права заемщиков в рамках исполнительного производства, дал исчерпывающие рекомендации по нахождению оптимальных и взаимовыгодных решений для погашения задолженности. В целом, Ерсерик Сийрбаев может ответить на все интересующие вопросы в режиме онлайн, достаточно зайти на его электронный сайт www.bank-ombudsman.kz.
Аслан САПАРОВ.
Фото В. ШАВНЕВА.
Фото В. ШАВНЕВА.
[ Регистрация | Вход ]