Главная » 2018 » Июнь » 1 » ВЕЛИКИЙ СЫН АЛАША

ВЕЛИКИЙ СЫН АЛАША

01.06.2018 в 12:15 просмотров: 1168 комментариев: 0
В августе 2018 года исполняется 350 лет со дня рождения выдающегося казахского поэта, государственного деятеля Бухар жырау. Не только родственные чувства заставили меня обратиться к осмыслению его жизни и творчества, но и необходимость обращения как ученого к воспоминаниям об истории моего народа. Воспоминания важны для того, чтобы каждый, живя настоящим, задумывался о будущем, помня о прошлом. Ведь человечество беззащитно лишь там, как в свое время отметил видный австрийский писатель, лауреат Нобелевской премии Элиас Канетти, где у него отсутствуют опыт и воспоминания.

Отец будущего поэта – Калкаман батыр, происходивший из ответвления алтынторы рода каржас племени аргынов, был видным батыром, предки которого (Анай батыр, Жолымбет батыр и др.) относились к знатным родоначальникам, старшинам и биям казахского народа. Известно, что Калкаман батыр принимал самое активное участие в сражениях против калмыков и джунгар. «Предводитель войска Тауке хана Калкаман батыр, – отмечал известный исследователь жизни и творчества Бухар жырау С. Джаксыбаев, – погиб во время сражения с калмыками и похоронен на берегу соленого озера, находящегося в 70 км к западу от города Павлодара, и после этого озеро названо его именем». 
Согласно одному из преданий местность Сункария (по другим сведениям – урочище Елибай) вблизи города Бухары в 1668 году стала местом рождения будущего государственного деятеля и поэта Бухар жырау. Следует отметить, что город Бухара оставался одним из ведущих научных и культурных очагов Центральной Азии и на рубеже XVII и XVIII веков. Предание свидетельствует, что имя рожденному, следуя старинной тюркской традиции, дал знаменитый казахский мудрец Әнет баба (1626-1723), к которому обратился счастливый дед – Жолымбет батыр для имянаречения младенца: 
Если ты родился в Бухаре, 
Пусть имя твое будет - Бухар. 
Пусть скакуном твоим 
будет тулпар, 
Пусть звонким будет твой голос, 
И народ внимательно внемлет ему. 
Исследователями, изучающими жизнедеятельность Бухар жырау, выдвигаются разные версии о датах его рождения и смерти. Например, в фундаментальном труде «Казахстан. Национальная энциклопедия» указываются следующие годы рождения и смерти Бухар жырау – 1693-1787. 
Во втором томе широко известного энциклопедического труда «Қазақ совет энциклопедиясы» указаны другие даты рождения и смерти Бухар жырау – 1668-1781. Исследователями многотомного научного проекта «Қазақтар. Көпшілікке арналған тоғыз томдық анықтамалық» также приводятся аналогичные данные рождения и смерти поэта – 1668-1781. 
По данным видного казахского писателя Мухтара Магауина, занимавшегося целенаправленным изучением творчества поэта на протяжении многих десятилетий, Бухар жырау родился предположительно в 1668 году, умер в 1781 году. 
В поддержку вышеуказанного года рождения поэта приведу данные из текста постановления Кабинета Министров РК №119 от 17 февраля 1993 г. «О подготовке и проведении 325-летия со дня рождения Бухар жырау Калкаманулы», в котором отмечается: «Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет: 1. Поддержать предложение главы Карагандинской областной администрации, а также обращение группы деятелей культуры и науки, опубликованные в газете «Егеменді Қазақстан» (от 6 июня 1992 г.), о проведении в 1993 году юбилейных мероприятий, посвященных 325-летию со дня рождения Бухар жырау Калкаманулы». 
Одно из преданий гласит, что Бухар с самого рождения был «мылқау бала», «сакау» – глухонемым. Но однажды в пустом ауле, у места, где доили кобылиц, семилетнего мальчика в отсутствие родителей, уехавших на похороны родственника, подхватил смерч. Объятый неведомо откуда налетевшим порывом ураганного ветра, мальчик запел. Когда ветер стих, глухонемой не только стал слышать, но и заговорил не простой речью, а стихами. 
Со слов же потомков поэта, опечаленного 9-летнего ребенка из-за ухода родителей на большой той и уснувшего в загоне для скота разбудил Кыдыр ата, святой старец, который, по казахским поверьям, оберегает народ, приносит удачу и счастье. После непродолжительной беседы Кыдыр ата спросил мальчика, какой бы он выбрал в жизни путь: путь к богатству или к знаниям. Бухар пожелал выбрать дорогу к знаниям, и в ответ благодарный старец попросил мальчика открыть рот и смочил своей слюной ему уста. Обрадованный мальчик отправился на той, где перед ошеломленными родными и гостями, почувствовав прилив радости и необыкновенного вдохновения, заговорил стихами. Согласно народным легендам тем самым осуществилась передача выдающегося поэтического дара, когда талант может обретаться людьми после встреч с Кыдыр ата, посредством передачи им некой жидкости (вина, молока, слюны и др.) 
Конечно, ранний период жизни поэта окрашен легендарным ореолом, но такие легенды, пусть по-своему и символичные, не могли возникнуть на пустом месте, и они, бесспорно, убеждают в том, что в повседневной жизни Бухар говорил поэтическим слогом. 
Калкаман батыр по рекомендации Әнет баба отдает сына, рвавшегося к знаниям, на учебу в медресе Көкілташ в городе Бухаре. В дальнейшем Бухар, в котором пробудилась неутолимая жажда познания, продолжает учебу в высшем ведущем мусульманском учебном заведении Сирии - в Дамаске, духовном и культурном центре и родине прославленных ученых. После окончания этого учебного заведения в 22-летнем возрасте уже сформировавшимся ученым Бухар возвращается в родную Бухару, где эмир принимает его на должность своего главного советника. 
Впоследствии Бухар переезжает в город Туркестан, столицу Казахского ханства, где ему была предложена должность мудариса (исламского ученого, знатока мусульманской юриспруденции и этико-правовых норм ислама) в медресе города Карнака, расположенного вблизи Туркестана. Здесь ученики, помимо богословских учебных предметов, изучали арабский, персидский и тюркский языки. Исследователями отмечается, что Бухаром в программу обучения медресе были введены такие новые учебные дисциплины, как илм усуль аль-фикх (законодательное право), аль-фараиз (наследственное право), мантик (учение о логике, мышлении, словесной дискуссии) и нахв (углубленное изучение грамматики арабского языка). Кроме того, чтобы ученики лучше понимали основные правила мусульманского шариата, Бухар, в совершенстве владевший искусством речи и в повседневной жизни говоривший стихами, излагает их содержание ритмичными песнями на казахском языке. 
Бухар жырау, проживший долгую жизнь, стал свидетелем многих знаменательных исторических событий. Он был одним из влиятельных биев при хане Аз-Тауке (1680-1718), выдающимся государственным деятелем Казахского ханства. Будущий поэт участвовал вместе с Толе би (1663-1756), Казыбек би (1667-1763) и Айтеке би (1644-1700) – прославленными носителями и эталонами мудрости и справедливости - в составлении знаменитого Свода законов «Жеті Жарғы» («Семь установлений»), который в 1710 году был одобрен на Каракумском съезде казахских биев Старшего, Среднего и Младшего жузов. 
Текст «Жеті Жарғы», уходящий корнями в глубь веков, содержал нормы административного, уголовного и гражданского права, а также положения о налогах, семье и браке, землепользовании, спорах собственности, охватывая важнейшие стороны жизни казахской кочевой цивилизации. 
«Уникальность казахского права «жарғы» состояла в том, что оно, рожденное в рамках кочевой цивилизации, воплотило в себе многие ценностные черты и оптимумы человеческих мечтаний и человечности этой эпохи, – отмечал выдающийся казахский правовед, академик С. Зиманов. - В этом плане оно по праву может и должно занять достойное место в мире исторически значимых правовых систем». 
Годы правления Аз-Тауке хана, объединившего в единое целое казахские племена и роды, занимают особое место в истории казахского народа, так как были «золотым веком», не только укрепившим государственные институты Казахского ханства, но и экономику, социальные основы Степного края. При этом «золотой век» в истории казахского народа связывался не с войнами и победами в них или обилием и сочностью пастбищного пространства и мирного его освоения, а с авторитетами народовластия и правосудия. Примечательно в этой связи, что из всех сфер общественно-управленческой жизни Казахского ханства выделялись особенно сфера правосудия и связанная с ней законность, которая была и оставалась во все его времена и эпохи идеалом и неизменным нравственным критерием жизнедеятельности казахского кочевого общества. 
В одном из преданий говорится о том, что лишь Бухар помог Аз-Тауке хану, потерявшему любимого сына, победить скорбь и вылечить его душу. Приподнимая голову ослабевшего от голода хана, он сам кормил его, находя сокровенные слова, глубоко передающие его переживания. Об этом свидетельствуют и строки самого поэта, обращенные к знаменитому хану: 
Смерть – удел живущих, приходит она всегда, 
Противиться воле Аллаха не следует никогда. 
Толе, Казыбек, огромная вся орда 
Просят, чтоб в твой желудок попала все же еда. 
Не противься воле Создателя – 
И дела твои поправятся навсегда. 
После правления Аз-Тауке хана Бухар жырау входил в близкое окружение Кайып хана (1650-1719), Абулхаир хана (1693-1748), Болат хана (год рождения неизвестен - 1729), первого хана Среднего жуза - Самеке хана (1660-1737), Абулмамбет хана (1690-1771), играя важную роль в разрешении крупных проблем жизни казахского народа. Но впоследствии, не найдя общего языка с окружением ханской ставки, занятой тщеславными замыслами, неизменной интригой, заботами о личном корыстном преуспевании, поэт, которого угнетало забвение властью насущных нужд народа, уходит из ханской ставки в Туркестане и переселяется в урочище Далба (юго-западнее Баянаульских гор) среди потомков прадеда Алтынторы – сына знаменитого Анай батыра. 
Дальнейшая жизнь жырау, принимавшего близко к сердцу несправедливость мира, до исторической встречи с Аблай ханом проходит в скромных житейских делах и заботах. Поэт, для которого превыше всего служение общественному благу, дает суровую оценку негативным явлениям социальной жизни своего времени и, обличая алчность и корыстолюбие тягостного безвременья, находит горькие слова, полные скорби и печали: 
Ах, времечко ты, время, 
Туманы - как зимовище. 
На всем - тень подозренья, 
Вокруг телки-заморыши - 
Дождись попробуй помощи! 
Не сваты - а прислужники, 
Не сваты - а двурушники. 
О, время, что замешено 
На лести и подачках! 
Не аргамаков бешеных - 
Лишь стригунки на скачках. 
Повергший ниц джигитов, 
Век злобы и наживы, 
Состригший, словно бритва, 
У аргамаков гривы. 
Теперь сравнялись с ними 
Лошадки беспородные. 
И без скотины ныне 
Джигиты благородные. 

(Продолжение следует).
Кабдулсамих АЙТХОЖИН, 
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева. 
(inkaraganda.kz). 
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.