Главная » 2018 » Август » 3 » ВЕЛИКИЙ СЫН АЛАША

ВЕЛИКИЙ СЫН АЛАША

03.08.2018 в 06:41 просмотров: 671 комментариев: 0
Продолжение 

Мечтая о светлом будущем своего многострадального народа, Аблай хан и Бухар жырау смогли с честью взять на себя возложенную временем великую историческую ответственность и исполнить свой сыновний долг перед страной. «Если неслучаен выход на историческую арену такого гения, как Аблай, когда все помыслы и стремления казахского народа слились в одно русло, – пишет Мухтар Магауин, – то и появление в этот период на общественно-политическом олимпе Бухар жырау – непревзойденного мастера слова, мудрого выразителя гордого алашского народа – следует считать закономерным явлением».

«В истории национально-освободительных войн против джунгар, происходивших в 1699-1750 годах, не было крупнее общественно-политических деятелей, чем Аблай хан и Бухар жырау, – отмечает также исследователь жизни и творчества поэта Ныгмет Танашев. – В истории нет Аблай хана без Бухар жырау. Их имена неразрывно связаны с историей национального государства и военного строительства».
Будучи очевидцем сильного, свободного государства казахов при хане Тауке, Бухар жырау с болью наблюдает, как всего лишь через полвека Казахское ханство в годы великого бедствия начинает распадаться на отдельные части, которыми управляют джунгарские (ойратские) правители. Мы видим во многих толгау поэта, главного идеолога Казахского ханства, посвященных Аблай хану, искренние гражданские чувства, глубокую любовь к Родине и скорбь за ее судьбу в годы тяжелых испытаний. Пожелания хану высказываются без всякой утайки о темных и мрачных сторонах трагической действительности. При этом Бухар жырау указывает не только на кровавую жестокость войны, но и на ее развращающее влияние на народы, влекущее за собой моральное одичание и запустение культуры.
Будучи человеком гордого и независимого нрава, он как советник хана стремился активно влиять на политику Аблая, прямо высказывая свои мысли о сбережении народа. «Сколько бы ханы, султаны ни мнили себя всесильными, сколько бы они ни кичились своей властью, – отмечал в этой связи известный казахстанский поэт и литературовед Хажим Джумалиев (1907-1968), – в истории решающей силой остается народ». Это небезопасно забывать, полагает Бухар. Он делает из своих наблюдений над жизнью мудрый вывод: сила в народе. «Сколько ни говори, не удержится власть хана, если против него пойдет народ», – считает Бухар.
Прочна власть владыки, 
когда год за годом
Он правит, живя в единеньи с народом,
Надежен у хана наследственный трон,
Когда он любовью людей огражден.
Говоря о необходимости бережного и чуткого отношения Аблай хана к народу, Бухар жырау обличал его деспотичность, требуя постоянного внимания к народным нуждам («Я говорю», «Позаботься о своем народе» и другие стихотворения).
Ты, Аблай, ты не сердись, суров,
Ведь положу на чашу я весов
Твою обиду, боль преодолев,
Но не мечи ты на меня свой гнев.
Ты, с русскими воюя, Аблай,
Вражды к степям родным не вызывай,
С народом не живи ты во вражде.
Певца, как я, ты не найдешь нигде,
Который в девяносто с лишком лет
Еще поет, в чьих песнях ты воспет.
С другой же стороны, Бухар жырау требует и единодушного признания народом сильной и справедливой власти хана, говоря о необходимости родового и племенного единства Алаша, государственного единства всех подданных Аблай хана. В знаменитом «Пожелании» поэтом отмечается:
«Девятое пожелание –
пусть ваш торе не лишится трона».
При этом для Бухар жырау не существовало деления окружающих его лиц на великих, исторических личностей и людей обычных. Он не испытывал чувства трепетного благоговения по отношению к знаменитым деятелям, но не стремился и снижать их авторитет, необходимый для построения единого государства в условиях постоянной реальной угрозы со стороны джунгарских и цинских завоевателей. Все они, включая самого Аблай хана и его великих батыров, для поэта – прежде всего люди со всеми присущими им человеческими качествами, достоинствами и недостатками. Именно поэтому окружающие жырау люди интересны ему в первую очередь человеческими чертами. Так, рассказывая Аблай хану о героическом прошлом Алаша, Бухар прямо говорил ему в лицо:
«До тебя я был покровителем 
семи ханов Алаша.
Был другом высокорослого 
храброго Есим хана,
Ты же не стоишь даже мизинца его».
Время Бухар жырау, непосредственного участника современных ему исторических событий, совпало с трагическим переломом в истории казахского народа. На плечах поэта лежало тяжелое бремя - сохранение связи времен, единение народа. Человек своей эпохи с ее особенностями, бедами, подвигами и идеалами, Бухар занимает передовую по тем временам позицию, ведь главное для него - сплоченность и независимость народа. Оба эти условия сохранения народности Алаша поэт понимает и утверждает в духе своей эпохи. 
Во-первых, сохранение Казахского ханства как основы единства; набеги, походы, а если не хватает сил обороняться – то откочевки как средство обеспечения мирной жизни. 
Во-вторых, это мир и согласие в самих казахских племенах и родах как ключевые факторы для независимого существования ханства. Мысль о пагубности племенных и родовых раздоров многократно высказана в произведениях Бухар жырау «Пожелание», «Это, это утки, это утки», «Эй, Аблай, когда я тебя увидел», «Старинный друг не будет врагом» и других.
Поэтому Бухар жырау как истинный патриот своего многострадального народа призывает соплеменников к единству, утверждая духовные основы, которые помогут Алашу выстоять, сохранить себя в самые трудные, трагические годы его многовековой истории. Ведь там, где единство, всюду будет жизнь – «Бірлік бар жерде тірлік бар» – такой завет оставили нам предки. Основная мысль многих толгау поэта как девиз всего его творчества - сила народа в сплоченности, в единении не на какое-то время, не на время опасности, а навсегда:
«Видишь в небе уток стаю?
Я гляжу, и мне завидно,
Дружно как они летают.
Так и нам давно уж, видно,
Поступать, казахи, нужно,
Кочевать давайте дружно,
Меж собой объединитесь,
Не богатством, этой дружбой
Первым делом вы гордитесь…
Пусть враг 
обходит вас всё время стороной -
Вы – братья по крови 
от матери родной!»
В одном из толгау, посвященном Аблай хану, Бухар жырау также подчеркивает его как доблестного героя, проявляющего небывалое мужество в борьбе с врагами, как подлинного предводителя казахского народа, сплотившего три единокровных жуза Алаша. Поэтому Аблая жырау называет «аям», «кең аям» - «моя опора», так как видит в нем того хана, вокруг которого сплачивается народ, хана, собирающего всеказахское ополчение, совершающего походы.
Бухар жырау по достоинству оценил заслугу Аблай хана в построении единого государства, восстановлении территориального единства обширного казахского края и осуществлении коренных преобразований в управлении ханством. При этом мудрость и величие Аблай хана Бухар видит в его живой связи с народом, проникновенном понимании им народных настроений и дум:
«Хан будет хорош, когда сведет
В семью единую свой народ.
Тогда будут все уважать его,
Достойного пояса своего».

(Продолжение следует).

Кабдулсамих АЙТХОЖИН, 
доктор юридических наук, профессор, 
заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного 
дела Евразийской юридической 
академии им. Д.А. Кунаева. 
(inkaraganda.kz).
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.