ВЕЛИКИЙ СЫН АЛАША
Идеям выдающихся поэтов казахского народа о счастливом будущем Алаша всецело созвучна национальная идея «Мәңгілік ел» о вечном существовании независимого Казахстана. В Послании народу Казахстана от 17 января 2014 г. «Казахстанский путь 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Главой государства Нурсултаном Назарбаевым изложена и обоснована совершенно новая концепция в отечественной истории – «Мәңгілік ел».
По сути это национальная идея и государственная идеология нашего государства, которая базируется не только на многовековой мечте народа, но и на конкретных результатах развития Казахстана за годы независимости: «Мы, казахстанцы, – единый народ! И общая для нас судьба – это наш Мәңгілік ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік ел» – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 23 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт казахстанского пути, выдержавший испытание временем».
В творчестве Бухар жырау встречаются и художественные образы, созданные другими его выдающимися предшественниками, – Шалкиизом, Доспамбетом, Жиембетом. От них поэт, как бы перекликаясь через века, унаследовал глубокое проникновение в жизнь народа, веру в добро и справедливость, поднимая острые социально-политические проблемы своего времени.
В историческом движении казахской литературы творческие обобщения Бухар жырау представляют собой дальнейшее развитие художественного опыта Шалкииза жырау, Доспамбета жырау, Жиембета жырау. Особенно много общих черт есть и между творчеством Шалкииза, основателем поэзии жырау, и творчеством Бухар жырау, опиравшегося на творческие достижения знаменитого предшественника. Так, для многих стихов Бухар жырау характерен параллелизм, древний и наиболее распространенный троп в любой народной поэзии. Например:
Не говори – от белых кобыл
Хороших не жди жеребят.
Не говори – толстобрюхий бай
Все время будет богат.
Не называй бедняка бедняком,
Не говори, что, разбогатев,
Не откочует он со скотом.
Не называй бедняка бедняком,
Не знаешь ты, кем он будет потом.
Он может в степи безлюдной бродить
И за обиды свои отомстить.
Блестящим образцом такого психологического параллелизма в творчестве поэта являются и следующие его строки:
Если устал вороной аргамак,
Все отдашь, чтоб закончить путь.
Если померкнет свет в очах,
Все отдашь, чтоб хоть раз взглянуть.
Вместе с тем Бухар жырау «еще дальше, глубже и шире развивает лучшие традиции казахской поэзии, предшествовавшей ему», как отмечает Мухтар Магауин. Он – блистательный новатор, обогативший тематику казахской поэзии, так как крупный талант, острая поэтическая интуиция, глубина мышления поэта в отдельных случаях выводят его за пределы проторенных ранее путей. Ни у кого из представителей старейшей казахской литературы нет такой широкой и яркой картины эпохи со всеми особенностями, как у Бухар жырау. Поэт, впитавший все богатство устного творчества казахского народа, органично соединяет форму древних толгау-размышлений с острейшим современным содержанием, насыщая их приметами текущих событий, живыми и образными деталями своей эпохи.
Я, Бухар жырау, старик,
Прожил девяносто три,
Аблай хану так скажу:
– Степь войной не разори.
Войны – кровожадных пир,
Жизнь тяжка и бренен мир,
Добротой его продли.
И в то же время поэзия Бухар жырау, ощущавшего себя неотъемлемой частицей огромного мира, близка и понятна всему человечеству. Ведь как настоящий сын казахского народа, он был сыном не только своего отца, но и сыном всего человечества. Его поэзия – один из драгоценных камней в сокровищнице мировой культуры, одинаково сверкающих своим волшебным блеском для каждого, кто бы ни прикоснулся к его творчеству. Без сомнения, замечательный опыт его поэтического искусства в самых блистательных проявлениях является частью лучших традиций мировой поэзии.
Характерная особенность поэзии Бухар жырау, обращенной в будущее, – это стремление к философскому осмыслению жизни. Ведь знание всегда было доминирующей ценностью казахского общества, во все века лелеявшего мудрость, которая пополнялась и обогащалась каждым его новым поколением. Казахская философия всегда стремилась к мудрости как к процессу искания истины, то есть к охвату разумом жизни в ее целостности. Известно предание о трогательном отношении Бухар жырау к истинным носителям мудрости. Однажды Аблай хан спросил у него:
– Кто является хранителем сокровищ?
Жырау ответил:
– Скажи вначале сам, коль знаешь!
Хан молвил:
– Сокровище бывает у богатых, у ханов.
– О нет, хан, - сказал Бухар, – сокровища находятся во рту у мудрецов. У них одна челюсть золотая, другая - серебряная.
Причем у Бухар жырау, как у неутомимого поборника истины и искателя правды, тема познания, лишенная декларативности, согрета необыкновенно живым, человеческим чувством. Уверенность в величии и силе человеческого разума, озаряющего своим светом весь мир, – одна из отличительных черт мировоззрения поэта, муза которого никогда не была равнодушной. Поэт уверен: знание, как мощный инструмент познания мира, – наиболее интенсивная форма освоения действительности и истины, и лежит оно в основе всякого прогресса человечества. И жажда такого познания, как и жажда жизни, по его мнению, неутолима:
Хоть увидит вселенную он целиком,
Хоть удастся войти в золотой ее дом,
Хоть ему доведется гулять среди звезд
И достигнуть луны
в дерзновенье своем, –
Жажду знания не утолит человек.
Хоть все тайны
постигнет науки любой,
Хоть ощупает все он пытливой рукой,
Жажда видеть и знать не покинет его,
Даже если он будет доволен собой, –
Не насытится жизнью своей человек.
«Все творчество Бухар жырау пропитано этим культом света, – отмечает в этой связи отечественный исследователь Айман Кодар. – То есть в виде света выступает знание и человеческая ненасытность по отношению к нему. Это стихотворение показывает необъятность знаний и невозможность удовлетворить любопытство смертного. И все стихотворение будто бы светится, переливаясь золотыми оттенками: там – звезды, здесь – луна и еще «золотой дом» вселенских секретов».
В ряде толгау Бухар жырау глубоко раскрываются такие философские темы, как сущность человеческой природы, тайны мироздания, времени, человеческого бытия. Поэт заставляет нас задуматься над смыслом жизни человека и его долга, этическими нормами, которыми нам следует руководствоваться. При этом Бухар жырау считает закономерным явлением все изменения, которые происходят не только в природе, но и в человеческом обществе, поскольку человек – лишь частичка Вселенной, где нет ничего вечного.
Гибнет высокая гора,
Если туман успел укрыть.
Гибнет облако, если оно
Не может гору перевалить.
Гибнут солнце и луна,
Если тонут в мраке ночном.
Гибнет озера волна,
Если ее затянет льдом.
Гибнет и черная земля,
Если ее покроет снег.
(Продолжение следует)
Кабдулсамих АЙТХОЖИН,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева.
(inkaraganda.kz).
По сути это национальная идея и государственная идеология нашего государства, которая базируется не только на многовековой мечте народа, но и на конкретных результатах развития Казахстана за годы независимости: «Мы, казахстанцы, – единый народ! И общая для нас судьба – это наш Мәңгілік ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік ел» – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 23 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт казахстанского пути, выдержавший испытание временем».
В творчестве Бухар жырау встречаются и художественные образы, созданные другими его выдающимися предшественниками, – Шалкиизом, Доспамбетом, Жиембетом. От них поэт, как бы перекликаясь через века, унаследовал глубокое проникновение в жизнь народа, веру в добро и справедливость, поднимая острые социально-политические проблемы своего времени.
В историческом движении казахской литературы творческие обобщения Бухар жырау представляют собой дальнейшее развитие художественного опыта Шалкииза жырау, Доспамбета жырау, Жиембета жырау. Особенно много общих черт есть и между творчеством Шалкииза, основателем поэзии жырау, и творчеством Бухар жырау, опиравшегося на творческие достижения знаменитого предшественника. Так, для многих стихов Бухар жырау характерен параллелизм, древний и наиболее распространенный троп в любой народной поэзии. Например:
Не говори – от белых кобыл
Хороших не жди жеребят.
Не говори – толстобрюхий бай
Все время будет богат.
Не называй бедняка бедняком,
Не говори, что, разбогатев,
Не откочует он со скотом.
Не называй бедняка бедняком,
Не знаешь ты, кем он будет потом.
Он может в степи безлюдной бродить
И за обиды свои отомстить.
Блестящим образцом такого психологического параллелизма в творчестве поэта являются и следующие его строки:
Если устал вороной аргамак,
Все отдашь, чтоб закончить путь.
Если померкнет свет в очах,
Все отдашь, чтоб хоть раз взглянуть.
Вместе с тем Бухар жырау «еще дальше, глубже и шире развивает лучшие традиции казахской поэзии, предшествовавшей ему», как отмечает Мухтар Магауин. Он – блистательный новатор, обогативший тематику казахской поэзии, так как крупный талант, острая поэтическая интуиция, глубина мышления поэта в отдельных случаях выводят его за пределы проторенных ранее путей. Ни у кого из представителей старейшей казахской литературы нет такой широкой и яркой картины эпохи со всеми особенностями, как у Бухар жырау. Поэт, впитавший все богатство устного творчества казахского народа, органично соединяет форму древних толгау-размышлений с острейшим современным содержанием, насыщая их приметами текущих событий, живыми и образными деталями своей эпохи.
Я, Бухар жырау, старик,
Прожил девяносто три,
Аблай хану так скажу:
– Степь войной не разори.
Войны – кровожадных пир,
Жизнь тяжка и бренен мир,
Добротой его продли.
И в то же время поэзия Бухар жырау, ощущавшего себя неотъемлемой частицей огромного мира, близка и понятна всему человечеству. Ведь как настоящий сын казахского народа, он был сыном не только своего отца, но и сыном всего человечества. Его поэзия – один из драгоценных камней в сокровищнице мировой культуры, одинаково сверкающих своим волшебным блеском для каждого, кто бы ни прикоснулся к его творчеству. Без сомнения, замечательный опыт его поэтического искусства в самых блистательных проявлениях является частью лучших традиций мировой поэзии.
Характерная особенность поэзии Бухар жырау, обращенной в будущее, – это стремление к философскому осмыслению жизни. Ведь знание всегда было доминирующей ценностью казахского общества, во все века лелеявшего мудрость, которая пополнялась и обогащалась каждым его новым поколением. Казахская философия всегда стремилась к мудрости как к процессу искания истины, то есть к охвату разумом жизни в ее целостности. Известно предание о трогательном отношении Бухар жырау к истинным носителям мудрости. Однажды Аблай хан спросил у него:
– Кто является хранителем сокровищ?
Жырау ответил:
– Скажи вначале сам, коль знаешь!
Хан молвил:
– Сокровище бывает у богатых, у ханов.
– О нет, хан, - сказал Бухар, – сокровища находятся во рту у мудрецов. У них одна челюсть золотая, другая - серебряная.
Причем у Бухар жырау, как у неутомимого поборника истины и искателя правды, тема познания, лишенная декларативности, согрета необыкновенно живым, человеческим чувством. Уверенность в величии и силе человеческого разума, озаряющего своим светом весь мир, – одна из отличительных черт мировоззрения поэта, муза которого никогда не была равнодушной. Поэт уверен: знание, как мощный инструмент познания мира, – наиболее интенсивная форма освоения действительности и истины, и лежит оно в основе всякого прогресса человечества. И жажда такого познания, как и жажда жизни, по его мнению, неутолима:
Хоть увидит вселенную он целиком,
Хоть удастся войти в золотой ее дом,
Хоть ему доведется гулять среди звезд
И достигнуть луны
в дерзновенье своем, –
Жажду знания не утолит человек.
Хоть все тайны
постигнет науки любой,
Хоть ощупает все он пытливой рукой,
Жажда видеть и знать не покинет его,
Даже если он будет доволен собой, –
Не насытится жизнью своей человек.
«Все творчество Бухар жырау пропитано этим культом света, – отмечает в этой связи отечественный исследователь Айман Кодар. – То есть в виде света выступает знание и человеческая ненасытность по отношению к нему. Это стихотворение показывает необъятность знаний и невозможность удовлетворить любопытство смертного. И все стихотворение будто бы светится, переливаясь золотыми оттенками: там – звезды, здесь – луна и еще «золотой дом» вселенских секретов».
В ряде толгау Бухар жырау глубоко раскрываются такие философские темы, как сущность человеческой природы, тайны мироздания, времени, человеческого бытия. Поэт заставляет нас задуматься над смыслом жизни человека и его долга, этическими нормами, которыми нам следует руководствоваться. При этом Бухар жырау считает закономерным явлением все изменения, которые происходят не только в природе, но и в человеческом обществе, поскольку человек – лишь частичка Вселенной, где нет ничего вечного.
Гибнет высокая гора,
Если туман успел укрыть.
Гибнет облако, если оно
Не может гору перевалить.
Гибнут солнце и луна,
Если тонут в мраке ночном.
Гибнет озера волна,
Если ее затянет льдом.
Гибнет и черная земля,
Если ее покроет снег.
(Продолжение следует)
Кабдулсамих АЙТХОЖИН,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева.
(inkaraganda.kz).
[ Регистрация | Вход ]