ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
По решению ООН, начиная с 1983 года, отмечается Всемирный день прав потребителя. История этого праздника началась 15 марта 1962 года в США, когда президент страны Джон Кеннеди в специальном послании конгрессу выделил четыре неотъемлемых права потребителя: на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанным. Позже к этим правам были добавлены еще четыре: на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду.
В настоящее время проблема дефицита товара осталась давно в прошлом, все чаще приходится сталкиваться с иными проблемами: приобретение недоброкачественного продукта, некачественной техники и предоставление некачественных услуг потребителям. Основная проблема потребителей – незнание законов, собственных прав. Основные права покупателя и обязанности продавца изложены в законе РК «О защите прав потребителя» от 04.05.2010г., а специфические – в других нормативно-правовых источниках (нормы гражданского права, нормы налогового права, нормы в сфере санитарно-эпидемиологического контроля, об естественных монополиях и защите конкуренции т.д.). Так, в соответствии со статьей 7 Закона РК «О защите прав потребителей» изложены права потребителей:
1) получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) на казахском и русском языках;
2) приобретение и безопасность товара (работы, услуги);
3) свободный выбор товара (работы, услуги);
4) надлежащее качество товара (работы, услуги);
5) обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
6) возмещение в полном объеме убытка (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги);
7) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретение товара (выполнение работы, оказание услуги). Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора или его условий. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан указывать стоимость работ и услуг в письменном виде.
Все возрастающую роль в защите прав потребителей в наше время построения гражданского общества играют общественные организации. В Жезказгане действуют два общественных объединения по защите прав потребителей.
Для защиты своих прав потребитель может обратиться:
• с досудебным письменным заявлением к продавцу (исполнителю), нарушившему право; в уполномоченные государственные органы с жалобой на незаконные действия продавца (исполнителя);
• в общество защиты прав потребителей с составлением претензий к производителю или продавцу продукции (работ и услуг);
• в суд с исковым заявлением.
Как показала мировая практика, добиться справедливости удается всегда только в том случае, если потребитель осуществляет защиту своих прав всеми тремя способами. Ответственность за нарушения прав потребителя предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан.
В преддверии Всемирного дня защиты потребителей хотелось бы пожелать потребителям и продавцам взаимоуважения. Потребители, не давайте себя обмануть, за свои деньги вы должны получать качественный товар и услугу, умейте пользоваться своими правами.
В настоящее время проблема дефицита товара осталась давно в прошлом, все чаще приходится сталкиваться с иными проблемами: приобретение недоброкачественного продукта, некачественной техники и предоставление некачественных услуг потребителям. Основная проблема потребителей – незнание законов, собственных прав. Основные права покупателя и обязанности продавца изложены в законе РК «О защите прав потребителя» от 04.05.2010г., а специфические – в других нормативно-правовых источниках (нормы гражданского права, нормы налогового права, нормы в сфере санитарно-эпидемиологического контроля, об естественных монополиях и защите конкуренции т.д.). Так, в соответствии со статьей 7 Закона РК «О защите прав потребителей» изложены права потребителей:
1) получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) на казахском и русском языках;
2) приобретение и безопасность товара (работы, услуги);
3) свободный выбор товара (работы, услуги);
4) надлежащее качество товара (работы, услуги);
5) обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
6) возмещение в полном объеме убытка (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги);
7) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретение товара (выполнение работы, оказание услуги). Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не лишает его права ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора или его условий. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан указывать стоимость работ и услуг в письменном виде.
Все возрастающую роль в защите прав потребителей в наше время построения гражданского общества играют общественные организации. В Жезказгане действуют два общественных объединения по защите прав потребителей.
Для защиты своих прав потребитель может обратиться:
• с досудебным письменным заявлением к продавцу (исполнителю), нарушившему право; в уполномоченные государственные органы с жалобой на незаконные действия продавца (исполнителя);
• в общество защиты прав потребителей с составлением претензий к производителю или продавцу продукции (работ и услуг);
• в суд с исковым заявлением.
Как показала мировая практика, добиться справедливости удается всегда только в том случае, если потребитель осуществляет защиту своих прав всеми тремя способами. Ответственность за нарушения прав потребителя предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан.
В преддверии Всемирного дня защиты потребителей хотелось бы пожелать потребителям и продавцам взаимоуважения. Потребители, не давайте себя обмануть, за свои деньги вы должны получать качественный товар и услугу, умейте пользоваться своими правами.
Л.Т. Кыдыкенова,
руководитель отдела.
руководитель отдела.
[ Регистрация | Вход ]