Главная » 2017 » Февраль » 24 » ВСЕМУ ВИНОЙ ШТАМПЫ?

ВСЕМУ ВИНОЙ ШТАМПЫ?

24.02.2017 в 07:49 просмотров: 883 комментариев: 0
Задача журналистики не сводится к простому воспроизведению фактов. Это еще и определенная их оценка. Журналист – не просто сторонний наблюдатель, он постоянно должен быть в гуще событий. И зачастую именно от оценки и комментариев журналиста зависит то, как к тому или иному событию отнесется читатель. Недаром ведь прессу называют четвертой властью. Поэтому на журналистах, помимо ответственности за точность изложения, лежит и ответственность этическая. Как не поддаться искушению воспользоваться газетным штампом? Как ненароком не обидеть определенную группу лиц? Как в погоне за «красным словцом» не скатиться в «желтизну»? Ведь есть темы, которые так и просятся на первую полосу газеты. Как написать о них интересно, но при этом объективно? Об этом и поговорили участники онлайн-семинара на тему: «Корректное и этичное освещение темы ВИЧ/СПИД в СМИ».

Тема ВИЧ/СПИД – одна из наиболее больных в нашей стране, в том числе и с точки зрения освещения в средствах массовой информации. С одной стороны, об этой эпидемии написано множество статей. С другой стороны – за 30 лет освещения ВИЧ/СПИД в Казахстане СМИ накопили определенный набор штампов и ярлыков. Настало время что-то менять! С этой целью в минувшую среду и был проведен онлайн-тренинг благодаря Всемирной паутине, собравшей журналистов со всей Карагандинской области. В ходе тренинга пресс-секретарь Карагандинского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом Светлана Григорьевна Могай дала рекомендации по искоренению таких устаревших понятий, как «чума XXI века», «страшная болезнь», «жертвы СПИДа», «ВИЧ-инфицированный». По словам Светланы Григорьевны, подобные газетные штампы формируют негативное отношение к ВИЧ-позитивным. В связи с этим им трудно адаптироваться к дальнейшей жизни в обществе. Пресс-секретарь привела примеры такой «адаптации»: узнав о том, что в их коллективе уборщицей работает ВИЧ-положительная женщина, люди попросту выжили ее с работы. Не дискриминация ли это, основанная на слухах и домыслах об эпидемии? Конечно, это не значит, что о данной проблеме, а ВИЧ/СПИД – это проблема, вообще не следует писать. Нужно, но при этом выбирая альтернативные слова и выражения. К примеру, вместо слова «чума» можно использовать слово «эпидемия», вместо ВИЧ-инфицированный – ВИЧ-положительный или ВИЧ-позитивный. По мысли Светланы Могай, журналисты, освещающие такую деликатную тему, должны быть толерантнее.
Однако не со всеми дефинициями Светланы Григорьевны присутствующие на семинаре были согласны. У журналистов нашего региона возникла оживленная дискуссия по этому поводу. Так, по рекомендации пресс-секретаря Карагандинского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом слова «наркоман» и «проститутка» следует заменять нейтральными понятиями: «лицо, принимающее инъекционные наркотики» и «работницы коммерческого секса». Но разве это нейтрально? К примеру, когда я слышу слово «работник», то представляю себе человека, который исправно платит налоги, отмечает свой профессиональный праздник, выходит на заслуженный отдых. Разве у жриц любви (извините за штамп) дела обстоят так же? Не уверен.
На онлайн-семинаре затронули и тему так называемых ВИЧ-диссидентов – людей, утверждающих, будто бы вируса иммунодефицита на самом деле не существует, а вся шумиха вокруг ВИЧ/СПИДа – лишь заговор врачей или масонов. Как бороться с этим явлением в интернете? Светлана Григорьевна видит только один выход – продолжить информировать граждан. В том числе и с помощью СМИ. СМИ нового формата, без затертых штампов и навешанных ярлыков!
Пользуясь случаем, специалисты ОЦ СПИД, а именно там проходил онлайн-тренинг для журналистов нашего региона, отчитались о своей работе за прошлый год. Заведующая отделом ОЦ СПИД по Жезказгану Гульнара Тельбаева рассказала собравшимся о миссии и задачах учреждения, а также ознакомила с некоторыми конкретными цифрами. Так, в обществе бытует мнение, будто вирус иммунодефицита выявляют преимущественно у молодых людей. Однако статистика разрушает этот миф: из 11 фактов выявления заболевания в нашем регионе за 2016 год больше половины приходится на возрастную категорию от 30 до 39 лет. О чем это говорит? По версии Гульнары Жакеевны, это, возможно, связано с тем, что люди этого возраста не воспринимают угрозу ВИЧ/СПИД всерьез: «это дело молодых», «я не такой», «со мной такого не произойдет». Возможно, всему виной как раз штампы?
Конечно, ВИЧ/СПИД – тема довольна деликатная. Однако корректность – это одно, а сложившаяся в последнее время тенденция к смещению нравственных ориентиров – совсем другое. Не приведут ли подобные эвфемизмы к тому, что, к примеру, «работниц коммерческого секса» будут воспринимать так же, как, допустим, работниц транспорта и связи, и работать в этой, так сказать, сфере станет модно? Но это лишь мое мнение. Как известно, с мнением редакции оно может не совпадать.
Владимир РОМАНЬКОВ.
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.