Главная » 2017 » Ноябрь » 3 » ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВЕЛЛЫ В СФЕРЕ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОВЕЛЛЫ В СФЕРЕ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

03.11.2017 в 09:22 просмотров: 1399 комментариев: 0
В июне текущего года Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О прокуратуре», направленный на определение статуса, компетенции и порядка деятельности органов прокуратуры. Законом предусматриваются такие направления деятельности прокуратуры, как: высший надзор за соблюдением законности на территории страны в пределах и формах, установленных законом; представление интересов государства в суде; осуществление от имени государства уголовного преследования. В нем четко изложены полномочия (права и обязанности) прокурора, его ответственность, обозначены задачи прокуратуры, установлены права и обязанности проверяемых субъектов, сокращены основания для назначения прокурорами проверок, а также основания обращения прокуроров с исками в суд.
Предусмотрены три формы надзора: проверка, анализ, оценка правовых актов, вступивших в законную силу. Скорректирована система правовых актов прокурора, из которых исключены «предостережение» и «предписание».
Также определена единая система органов прокуратуры, полномочия генерального прокурора, сфера деятельности генеральной прокуратуры областных, районных и приравненных к ним прокуратур.
Обо всех нововведениях и изменения мы попросили боле подробно рассказать  прокурора  Жезказгана Алексея Куляшкина.


– Алексей Аркадьевич, каким образом осуществляется надзор после принятия нового закона «О прокуратуре»?
– Надзор осуществляется путем проведения проверок, анализа состояния законности и оценки вступивших в силу актов.

– Изменились ли порядок и основания проведения проверок?
– В новом законе определены конкретные основания для назначения прокурорской проверки. Это:
– поручения Президента Республики Казахстан либо генерального прокурора;
– защита прав, свобод и законных интересов:
– лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту;
– неограниченного круга лиц; 
– лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан.
Следует отметить, что проверки субъектов предпринимательства проводятся исключительно по поручению Главы государства.
Эти новеллы направлены на разделение зоны ответственности уполномоченных госорганов и прокуроров, повышение личной ответственности их руководителей.

– С чем связано значительное сокращение оснований для проведения прокурорских проверок?
– В старом законе не было ни объема, ни пределов полномочий прокурора, а также чёткой зоны ответственности госорганов. 
Это привело к тому, что, пытаясь объять необъятное, прокуроры взвалили на себя работу порядка 60-ти контролирующих и проверяющих органов, в какой-то степени подменяя их. В новом же законе определены конкретные основания для назначения прокурорской проверки, что позволит не тратить силы на второстепенные вопросы и сосредоточиться на системных проблемах, которые являются чувствительными для населения.

– Не скажется ли сокращение оснований для проверок на качестве надзора?
– В настоящий момент практически все сведения, которые ранее запрашивались в ходе проверок, органы прокуратуры могут получать, не выходя из кабинета: с помощью информационных технологий, а также из СМИ и других источников.
В этой связи, в будущем главным инструментом прокурора будет анализ. Таким образом, мы исключим подмену функций госорганов, необоснованное назначение ими проверок и будем четко контролировать работу наших сотрудников. Соответственно, качество надзора не пострадает.

– Какие ограничения надзора установлены для городских и районных прокуроров?
– Полномочия прокурора в части уголовного, гражданского и административного судопроизводств остаются без изменения. Ограничения касаются только проведения проверок в госорганах и хозяйствующих субъектах. Прокурор не может по своей инициативе назначить проверку хозяйствующих субъектов. Они проводятся только по поручению Главы государства и генерального прокурора. Проверки госорганов могут быть самостоятельно назначены только для защиты прав, свобод и законных интересов лиц, общества и государства. О них мы говорили выше.

– Какие случаи будут расцениваться прокурорами как ненадлежащее исполнение полномочий органами контроля и надзора, к компетенции которых отнесены соответствующие вопросы? 
– Где-то это будет выражаться в прямом отказе госоргана. Например, когда заявитель, пройдя все инстанции уполномоченного госоргана, получил ответ первого руководителя отказного характера. В другом случае к заявлению будут приложены ответы либо заключения госорганов, изучив которые, прокурор определит законность или полноту принятых мер. После чего он примет решение о необходимости назначения проверки. Также прокурор, проводя анализ, может установить, что меры по тому или иному вопросу контролирующий орган не принимает. Тогда эти обстоятельства будут основанием для назначения прокурорской проверки.

– Согласно новому закону «О прокуратуре», сокращен перечень обращений, подлежащих рассмотрению органами прокуратуры. При этом в нем четко не раскрыт вид таких обращений. Какие из них теперь рассматривают прокуроры?
– Органы прокуратуры рассматривают обращения по поручениям Президента Республики Казахстан, а также для защиты прав, свобод и законных интересов инвалидов I, II групп; лиц, признанных судом недееспособными; детей–сирот и иной категории лиц, которые с силу физических, психических и иных обстоятельств не могут осуществлять их защиту.
Также рассматривают обращения в целях защиты прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан. 
При этом названная категория обращений (кроме поручений Президента) будет рассматриваться только в случаях: 
– нарушения законности или угрозы их наступления в деятельности правоохранительных и специальных органов;
– конфликта интересов в деятельности уполномоченного государственного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение обращения;
– рассмотрения обращения уполномоченным государственным органом и наличия ответа первого руководителя государственного органа или лица, его замещающего.
Названные обстоятельства по обращениям будут определяться из сути обращений.
Следует отметить, что обращения, порядок рассмотрения которых установлен уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, а также в сфере оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности, будут рассматриваться в прежнем формате.

– Новый закон значительно снижает возможности граждан по обращению в прокуратуру. Как теперь граждане будут защищать свои права?
– Теперь гражданам необходимо обращаться в уполномоченный орган либо в суд, а прокуратура будет рассматривать обращения только в случаях, установленных законом. 
Такие требования закона усилят ответственность уполномоченных органов по рассмотрению обращений. Одновременно это должно развить у людей понимание того, что защита прав лежит на самом гражданине и осуществляется путем обращения в уполномоченный госорган либо суд. В мировой практике большинство заявлений рассматривается именно в суде. Там человек приводит свои доводы, а суд даёт им оценку и выносит решение. Это открытый процесс, к которому должно стремиться и наше общество.

– Какие изменения произошли в системе правовых актов прокуратуры?
– В новом законе «О прокуратуре» предусмотрено два вида правовых актов прокуратуры: 
– акты прокурорского надзора (протест, представление, санкция, указание и постановление);
– акты прокурорского реагирования (ходатайство, заявление, обращение и разъяснение закона).
Предостережение и предписание заменили обращением и представлением. По вопросам организации и деятельности прокуратуры издаются приказы, распоряжения, положения, инструкции, регламенты и т.д.

– В чем отличие актов прокурорского надзора от актов прокурорского реагирования?
–  Акты надзора направлены на устранение нарушений законности и обязательны для рассмотрения госорганами, в которые они внесены. Следует отметить, что санкция, указание и постановление будут иметь обязательную силу для органов следствия и оперативно-розыскной деятельности. Актами реагирования прокуроры будут выражать позицию по тому или иному вопросу. При этом ходатайства и заявления будут реализоваться только через суд. С их помощью инициируется вопрос о пересмотре судебных актов, а также законности действий и актов госорганов. В свою очередь обращение и разъяснение закона выступают своего рода предупреждением и направлены на недопущение возможных правонарушений. Они необязательны для рассмотрения и по ним дача ответа не требуется.

– В соответствии с нормами нового закона «О прокуратуре» его разъяснение дается в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Сохранится ли практика дачи разъяснений закона по обращениям физических, юридических и должностных лиц? Или такой акт реагирования будет даваться только по инициативе прокурора?
– При разрешении обращений физических и юридических лиц разъяснения будут даваться при наличии оснований: в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. 
Разъяснения могут даваться как третьим лицам, о которых указано в заявлении, так и самим заявителям.

Беседовала Салтанат КОЖАХМЕТОВА.
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.