ЖЕСТОКИЙ УРОК, или КАК ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ?
В эпоху глобальной цифровизации и огромного потока информации самого разного толка доброты, понимания и сердечности в мире остается все меньше. С сожалением понимаешь это, просматривая ленты разных социальных сетей, веб-страниц, сайтов или наблюдая за людьми в нашей с вами обычной жизни.Сегодня заснять драку, насилие или оскорбление на камеру мобильного телефона и выложить во всемирную паутину – почти геройство, многие ставят лайки этому посту и переотправляют его другим, считая это нормальным. Увы, но насилие в XXI веке – уже не нонсенс. Психологи и социологи бьют тревогу: «синдром садизма» мы перенимаем и передаем детям, применяя домашнее насилие, затем они переносят этот опыт на улицы, после – в свою взрослую жизнь. Мир «перегрелся» и требует перезагрузки, только так мы сможем решить один из важных вопросов – сохранения человечности в человеке. Звучит, возможно, банально, но это так…
Режиссер Жезказганского театра им. С.Кожамкулова – Темиржан Абдиралим-Жанботаев – в своем новом спектакле «Жестокий урок», основанном на реальных событиях, косвенно показал жестокость и насилие, царящие в мире, на примере одного частного случая.
В одном из вузов страны N профессор психологических наук Андрей Кольцов решил провести опыт по определению индикатора жестокости с участием студентов Киры и Михаила. По сценарию, в качестве испытуемой выступила ассистент профессора по имени Алиса. За каждый ее неправильный ответ студенты должны были нажимать «кнопку наказания», и сидящую в кресле Алису било током. Перед испытанием каждый из участников эксперимента получал за свою «работу» определенную сумму денег. После нескольких неправильных ответов (и, соответственно, последовавших за ними ударов током и мучений испытуемой), у Киры и Михаила был выбор: продолжать нажимать на «кнопку мучений» и получить одобрение профессора, либо остановить этот жестокий эксперимент и, вместе с выговором от профессора, лишиться стипендии. Что выберут герои? Так ли все очевидно, как кажется на первый взгляд?
Дополняют игру актеров проецируемые на экран фотографии, собранные со всего света. На белом полотне – подверженные насилию люди, последствия ядерных испытаний, голода, войны, убитые и истерзанные детские тела. Ужасает тот факт, что некоторые снимки сделаны совсем недавно: например, после событий в Мьянме, Бирме… Индикатор людской жестокости зашкаливает и, как бы страшно это ни звучало, в каждом втором гражданине Земли живет… садист. Остановить эту «чуму безумия» могут только люди с большим сердцем, наполненные безмерной добротой и отзывчивостью. Есть ли такие среди героев постановки?
– Думаю, мы сумели передать нашу основную мысль – мир деградирует и катится по наклонной, чаша общества переполнена жестокостью и насилием. И самое страшное – стреляет не автомат, на курок нажимают люди. Всегда есть то, что является катализатором жестокости. Кто взрывает автомобили и самилеты? Кто подкладывают бомбы в автобусы с детьми? Те, для кого цена «зеленых купюр» выше человеческой жизни. Кто остановит это безумие, если не мы, люди творческих профессий, для которых насилие априори не приемлемо? Через свои работы мы разговариваем со зрителями, донося до них наш глубокий внутренний мир. Показывая спектакли, мы предупреждаем подобные ситуации в разных сферах жизни. Если кто-то из сидящих в зале, понял мой посыл, значит, труд нашей труппы достиг цели, спектакль нашел своего зрителя. Мы смогли достучаться до их сердец. Думаю, у этого произведения нет нации – даже если его поставить без слов, он будет понятен каждому, – резюмирует Темиржан Досжанович.
В этом спектакле, помимо опытных мастеров сцены, были задействованы и молодые артисты. Роль профессора Кольцова блестяще исполнил обладатель звания «Мәдениет кайраткеры» Бахытжан Ибраев, Алису сыграла Гаухар Мейрамбек, Киру и Михаила – Нурганат Рапиков и Айнура Кабдрашева.
Зло, к сожалению, полностью неискоренимо, но сделать жизнь вокруг без насилия по силам каждому из нас. Добро и мир – вещи очень хрупкие, поэтому важно сохранить их, чтобы передать последующему поколению код доброты и сострадания. Так человечество сохранит свое лицо, и мы останемся тем, кем нас создала природа…
Салтанат КОЖАХМЕТОВА.
Фото В. ШАВНЕВА.
Режиссер Жезказганского театра им. С.Кожамкулова – Темиржан Абдиралим-Жанботаев – в своем новом спектакле «Жестокий урок», основанном на реальных событиях, косвенно показал жестокость и насилие, царящие в мире, на примере одного частного случая.
В одном из вузов страны N профессор психологических наук Андрей Кольцов решил провести опыт по определению индикатора жестокости с участием студентов Киры и Михаила. По сценарию, в качестве испытуемой выступила ассистент профессора по имени Алиса. За каждый ее неправильный ответ студенты должны были нажимать «кнопку наказания», и сидящую в кресле Алису било током. Перед испытанием каждый из участников эксперимента получал за свою «работу» определенную сумму денег. После нескольких неправильных ответов (и, соответственно, последовавших за ними ударов током и мучений испытуемой), у Киры и Михаила был выбор: продолжать нажимать на «кнопку мучений» и получить одобрение профессора, либо остановить этот жестокий эксперимент и, вместе с выговором от профессора, лишиться стипендии. Что выберут герои? Так ли все очевидно, как кажется на первый взгляд?
Дополняют игру актеров проецируемые на экран фотографии, собранные со всего света. На белом полотне – подверженные насилию люди, последствия ядерных испытаний, голода, войны, убитые и истерзанные детские тела. Ужасает тот факт, что некоторые снимки сделаны совсем недавно: например, после событий в Мьянме, Бирме… Индикатор людской жестокости зашкаливает и, как бы страшно это ни звучало, в каждом втором гражданине Земли живет… садист. Остановить эту «чуму безумия» могут только люди с большим сердцем, наполненные безмерной добротой и отзывчивостью. Есть ли такие среди героев постановки?
– Думаю, мы сумели передать нашу основную мысль – мир деградирует и катится по наклонной, чаша общества переполнена жестокостью и насилием. И самое страшное – стреляет не автомат, на курок нажимают люди. Всегда есть то, что является катализатором жестокости. Кто взрывает автомобили и самилеты? Кто подкладывают бомбы в автобусы с детьми? Те, для кого цена «зеленых купюр» выше человеческой жизни. Кто остановит это безумие, если не мы, люди творческих профессий, для которых насилие априори не приемлемо? Через свои работы мы разговариваем со зрителями, донося до них наш глубокий внутренний мир. Показывая спектакли, мы предупреждаем подобные ситуации в разных сферах жизни. Если кто-то из сидящих в зале, понял мой посыл, значит, труд нашей труппы достиг цели, спектакль нашел своего зрителя. Мы смогли достучаться до их сердец. Думаю, у этого произведения нет нации – даже если его поставить без слов, он будет понятен каждому, – резюмирует Темиржан Досжанович.
В этом спектакле, помимо опытных мастеров сцены, были задействованы и молодые артисты. Роль профессора Кольцова блестяще исполнил обладатель звания «Мәдениет кайраткеры» Бахытжан Ибраев, Алису сыграла Гаухар Мейрамбек, Киру и Михаила – Нурганат Рапиков и Айнура Кабдрашева.
Зло, к сожалению, полностью неискоренимо, но сделать жизнь вокруг без насилия по силам каждому из нас. Добро и мир – вещи очень хрупкие, поэтому важно сохранить их, чтобы передать последующему поколению код доброты и сострадания. Так человечество сохранит свое лицо, и мы останемся тем, кем нас создала природа…
Салтанат КОЖАХМЕТОВА.
Фото В. ШАВНЕВА.
[ Регистрация | Вход ]