Главная » 2020 » Июнь » 12 » ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ЗНАЧИМОСТЬ «СЛОВ НАЗИДАНИЯ»

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ЗНАЧИМОСТЬ «СЛОВ НАЗИДАНИЯ»

12.06.2020 в 12:21 просмотров: 1009 комментариев: 0
Абай Кунанбаев – это великий поэт и композитор, мыслитель, просветитель и общественный деятель. В его честь называют улицы, районы и даже университеты. Его произведения стали классикой казахской и мировой литературы. Поэтому предлагаем подробнее познакомиться с биографией Абая Кунанбаева, узнать о его жизни, творчестве и трудном пути, который преодолел за свою насыщенную жизнь этот великий человек.

Биография Абая Кунанбаева

Абай Кунанбаев появился на свет в 1845 году в Чингизских горах, настоящие имя поэта Ибрагим, но известным он стал именно под именем Абай. Семья Кунанбаевых относилась к местной знати, дед и прадед возглавляли свой род, как бии. Абай Кунанбаев с детства изучал восточные языки, а также посещал русскую школу. Поэт еще в детстве начинал писать свои первые стихи, но только к сорока годам он создаст свои взрослые стихотворения.
Мировоззрение Абая формировалось благодаря восточным ученым и поэтам, а также русским классикам. Он перевел знаменитых русских писателей, таких как Крылов, Лермонтов, Пушкин, и многих других. Поэт подчеркивал важность знания русского языка и культуры. Абай писал в назидание: «Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру».
Творчество Абая было посвящено жизни родного народа. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Поэтом и писателем создано около 170 стихотворений и сделано 56 переводов.
Абай Кунанбаев как поэт
Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз», или же “Слова назидания”, состоящая из 45 кратких притч, или философских трактатов. Труды Абая Кунанбаева были переведены на многие языки мира. “Слова назидания” – это обращение к читателю, как бы диалог, своеобразный плод “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”, и философия жизни отдельного человека на фоне судьбы народа.
Слово первое: немой глухому
Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос.
Править народом? Нет, народ неуправляем. Пусть этот груз взвалит на себя тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг, или пылкий юноша с неостывшим сердцем. А меня сохрани Аллах от непосильного бремени. Умножать ли стада? Нет, не стоит заниматься этим. Пусть дети растят скот, коль им надобно. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом на радость проходимцам, ворам и попрошайкам. Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью. А может, посвятить себя богослужению? Боюсь, не получится. Это занятие требует полного покоя и умиротворения. Ни в душе, ни в жизни не ведаю покоя, уж какое благочестие среди этих людей, в этом краю!
Воспитывать детей? И это мне не под силу. Воспитывал бы, да не ведаю, как и чему учить. Какому делу, с какой целью учить, для какого народа воспитывать их? Как наставить, куда направить, когда сам не вижу, где бы дети могли приложить свои знания? И здесь не нашел я себе применения. Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся ненужными мои слова людям — останутся при мне. И нет у меня теперь иных забот”.
В этих назиданиях раскрывались проблемы истории, педагогики и морали. Поэт протестовал против насилия со стороны родителей и мулл, которые убивают в детях любовь к науке. Абай считал, что процесс обучения должен приносить радость познания. Изучение науки должно способствовать правильному познанию материального мира, оно должно вести человека к совершенству.
Поэт и мыслитель предостерегал молодежь от несерьезного отношения к науке.  «Знать русский язык – значит открыть глаза на мир», – говорит Абай в 25 Слове. – Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет оставаться в стороне».
Отталкиваясь от общего правила, что тот, кто способен воспринимать чужую культуру, делает шаг к более широкому взгляду на мир, учится самокритичности и  преодолению ограниченности, Абай еще раз настаивает: «Русская наука и культура – ключ к осмыслению мира. Владея этим ключом, можно намного облегчить жизнь нашего народа».
Сейчас перед Казахстаном стоит цель войти в тридцатку лучших стран мира в рамках реализации «Рухани Жаңғыру”, а ведь еще во времена Абая Кунанбаева казахский народ стремился к совершенству. Именно Абай первым говорил о выходе на новый уровень. Сегодня мы хотим выйти на мировую арену, говорим о культуре страны в глобальном мире. В те времена о нашем народе не знали во всем мире, поэтому Абай видел путь в слиянии культур с Россией. Сегодня мы говорим о модернизации сознания, которая поможет нам быть конкурентоспособными на мировой арене. Поэтому вчитываться в «Слова назидания», которым уже века, нужно сегодня. Поэт оставил нам советы, которые сегодня, как никогда, актуальны.

Абай Кунанбаев как композитор
Абая можно назвать и казахским композитором, он создал около двух десятков мелодий, которые остаются популярными и в наши дни, на музыку Абай Кунанбаев переложил и некоторые свои стихи.
Он был ценителем казахского народного творчества, он прекрасно знал казахские песни и кюи, чтил песни Биржана, Ахана-серы и Жаяу Мусы. Музыкальный дар Абая был развит на глубокой народной основе. Песни Абая, как и произведения других народных композиторов, дошли до нас не в нотной записи, а в исполнении множества самых разнообразных певцов, которые, несомненно, внесли в них немало изменений.
Каждая мелодия Абая соответствовала своему стихотворению. Для песен поэта характерно равновесие текста, что в песенном творчестве являлось действительно новым явлением. Песни Абая занимают самое почетное место в современной светской казахской музыке.
Он говорил, что песня сопровождает человека всю жизнь. Радостные и веселые песни поются, когда человек рождается, а когда он умирает, звучат песни скорбные и печальные.

“Родился младенец  – пир, шилдехана,
И ночами песня звонкая слышна.
Если умер близкий  – скорбен человек,
Сердце злой утратой  ранено навек.
Почему ж он в песню   облекает боль,
Жемчуг слез роняя с увлажненных век?”

“Музыка – отблеск чувства, настроения, жизни. Надо уметь ее слушать. Надо вникать в нее глазами мысли”, – такие мысли посещали великого Абая.

Абай Кунанбаев: стихи
Стихи Абая — отражение его воззрений на бытие, воплощение его философских размышлений и выводов. Поэтический дар Кунанбаев унаследовал от бабушки Зере, которая красочно живописала словом, рассказывая внуку сказки и различные истории. Мать поэта помнила на память множество стихов и поэм — произведений акынов. Эти творческие задатки воплотились в самобытный и прекрасный голос казахского поэта Абая Кунанбаева. Он заложил основы поэтического искусства (шести- и восьмистишие, создал жанровую систему), обогатил казахскую литературу переводами лучших произведений русских поэтов XIX века. 
Его лирика — это искусное сочетание пейзажной и философской лирики, медитации и любовных посланий. Абай Кунанбаев не хранил свои творения. Большинство из того, что дошло до наших дней, — это произведения, которые люди знали на память, написанные на обрывках и клочках бумаги, чудом уцелевшие. Поэт никогда не дорабатывал стихотворения. Большинство из них — экспромты. Они вдохновенны и исполнены истинного чувства. Вот какие темы больше всего волновали и впечатляли поэта. 

Природа
 Зеленые травы, река и аул — природа идеальная и совершенная, в ней нет ничего лишнего. Пестрым ковром устлана степь. Эта гармония наполняет сердце человека счастьем. Такова главная мысль поэзии «Лето — солнечная пора!». Это было одно из первых стихотворений Абая, напечатанное в газете. Этой темы автор касается в цикле, посвященном временам года, а также в стихотворениях «На воде, как челнок, луна...», «Когда станет длинною тень...». 

Социальная несправедливость
В 1909 году вышел сборник стихов Абая Кунанбаева, где главенствующее место было отведено произведениям, в которых осуждался паразитизм баев, утверждались идеи дружбы, равноправия, взаимной помощи и благородства. Вот как описал автор трагедию бедности в поэзии «Ноябрь — преддверие зимы»: 

У бая много пастухов  и юрта хороша, 
А бедный мёрзнет сам в степи,   скотину сторожа, 
Он квасит кожи и дубит их  в ледяном чану, 
Жена, бедняга, ткёт чекмень,  от холода дрожа. 
И для ребёнка нет костра,  и в юрте натекло, 
И улетучилось давно   последнее тепло. 
А старикам — совсем беда,   ложись и помирай: 
И пищи нет, и солнца нет,  и ветер воет зло. 
Поэт ушел от восточной пышности поэтического образа, реалистично описал быт кочевников и жизнь аула. Детали, яркие образы производят сильное эмоциональное впечатление на читателей. Также он создал типизованные портреты современников («Кулембаю» и «Кожекбаю»), богачей, царских приспешников. 

Поэт и поэзия в жизни общества
Эту тему автор поднимает, касаясь морально-этической и духовной составляющей жизни народа. В стихотворении «Поэт» казахский певец описывает миссионерское предназначение творчески одаренного человека. Его судьба — одиночество и борьба за души людей. 

Морально-этические вопросы 
Эту тему можно считать осевой для Абая Кунанбаева. О чем бы ни размышлял поэт, нравственность, благочестие, честность и порядочность — вопросы, которые выходят на первый план. 
Особенно выразительно они прозвучали в его талантливых поэмах «Искандер», «Азим» и «Масгут». Они написаны в стиле назиры, но в идейном плане выходят за пределы этой традиции. 
В поэме «Искандер» Абай касается личности Македонского. Поэт отказывается от его идеализации, показывает римского завоевателя алчным, чрезмерно честолюбивым и кровожадным человеком. Аристотель (воплощение человеческого разума) показывает императору, что путь зла ведет к духовному, моральному и физическому крушению. 
Так Кунанбаев иносказательно указал современникам на пагубность алчности и насилия. В поэме «Масгут» автор касается невежества и его губительного влияния, которое может ослепить даже острый разум. Творчество Абая Кунанбаева обширно как тематически, так и жанрово. Обладая глубокими знаниями и большим сердцем, казахский поэт стремился к совершенству мира и человека. Он указывал путь — образование, мораль, духовный рост. Его лирику и философские трактаты отличает любовь к народу и казахской культуре, в них воплотилась мудрость народа и красота его словесного творчества. 

Абай Кунанбаев как общественный деятель
Дружба Абая с русскими революционерами, отбывавшими ссылку в Семипалатинске, сыграла немаловажную роль в становлении его как личности в общественной деятельности и великого просветителя.
Летом 1885 года Абай принимал участие в разработке степного положения, известного в народе под названием «96 статей Абая», или «Чарское положение», так как чрезвычайный съезд «тюбе», бием которого был избран Абай, проходил на берегу реки Чар в местечке Карамола.
На съезде присутствовали более 100 биев из Каркаралинского, Павлодарского, Семипалатинского, Усть-Каменогорского уездов и Зайсанского приставства, они являлись представителями всех родов Среднего жуза.
Благотворительная деятельность общества не осталась незамеченной в регионе, и, вступая в него, Абай внес свой вклад в благое дело. Он не раз высказывался по поводу устройства казахского общества, был сторонником развития ремесел и торговли, считая их более прогрессивными формами труда, чем кочевое скотоводство.
В современных условиях Казахстан много делает для того, чтобы вывести бизнес на международную арену, подтверждая слова Абая о том, что если развивать торговлю не только в пределах одного города или одной страны, то его родина может совершенствоваться намного быстрее, чем сейчас. В рамках программной статьи «Рухани Жаңғыру» мы говорим о помощи бизнесменам, о необходимости повышения уровня конкурентоспособности казахстанских предпринимателей. В те времена не было понятия  «бизнесмен», но если переложить взгляды поэта на сегодняшнюю ситуацию, то именно в развитии международного бизнеса и партнерства он видит развитие своей страны. Потомки стараются не подвести великого деятеля, мы также движемся вперед и совершенствуем себя, свою страну и свое сознание.
Поэтому в наше время очень важно помнить таких великих и мудрых людей, каким был поэт, переводчик, композитор, философ и мыслитель Абай Кунанбаев. Это способствует не только развитию нашей страны, но и развитию каждого казахстанца, как отдельной личности.

Источник: Ruh.kz, Nur.kz.
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.