ЗОЛОТОЙ ФОНД СТРАНЫ
В сегодняшнем выпуске нашей газеты мы продолжаем знакомить читателей с главами из книги «История Жезказганского телевидения (1959-2019 гг.) в лицах. Книга почёта», которая готовится в печати к выходу в свет. Следующая глава посвящается одному из самых узнаваемых работников Жезказганского ТВ, бессменному диктору на протяжении почти 35-ти лет – Елизавете Яковлевне Калиненко.
Открытие Джезказганской любительской студии телевидения в 1959 году серьезно повлияло на культурную жизнь города. Представьте себе, что в это время в Джезказгане был только один кинотеатр и Дворец металлургов, а телевидение постепенно, робкими шагами входило в дома, и не в каждой семье был телевизор, да и купить его было нелегко. Иметь свой телеприемник в доме считалось престижным. Ровно в 19 часов маленький телеэкран размером 36 см по диагонали (зачастую это был «Рекорд-12») собирал всех домочадцев, а также соседей, знакомых, чтобы ровно до 23 часов просмотреть все передачи от начала и до последнего кадра. О приеме всесоюзного и республиканского каналов никто и не мечтал.
И надо ли говорить, какой популярностью у населения пользовались дикторы! Этот период первых лет Джезказганского ТВ потом, через несколько лет, Виктор Васильевич Гурба, директор ДГМК, назовёт зарёй. Подобно лучезарному солнцу, поднимающемуся на небосвод, Жезказганское ТВ, набираясь сил и опыта, взбиралось ввысь. Вот именно в это время, а было это летом 1960 года, пришла на конкурс дикторов молодая, красивая женщина, учительница русского языка и литературы СШ №13 города Джезказгана Елизавета Калиненко. Жезказганцы считают ее первым диктором, но на самом деле она была второй. Ровно год со дня открытия проработала диктором Вера Бушурова, а затем на ее место пришла Елизавета Калиненко, проработав 34 года, вплоть до ухода на пенсию в 1994 году.
По мере того как развивался большой Джезказган, развивалось и его телевидение. Передачи становились разнообразнее, информация насыщеннее. Трудно назвать те стройки и возводимые дома, да и всю инфраструктуру нашего региона, где бы с микрофоном в руке, в качестве корреспондента, с бесконечными вопросами к интервьюируемому не побывала наш диктор – Елизавета Яковлевна. А ведь это пущенные в ход рудники, медеплавильный завод, обогатительные фабрики, детские сады, школы, поликлиники… да разве все перечислишь! Порой дневные съемки переходили в вечерний эфир в качестве диктора. И надо было быть в отличной форме, чтобы вести выпуск: это и открытие передач, выпуск новостей, а может быть, и прямая передача. Зритель не должен был подозревать, что вечернему эфиру предшествовала большая нагрузка. Он ждал приветливого, доброго собеседника, который «без стука» входил в его дом, и надежды эти оправдывались.
Для дикторов той поры была характерной одна особенность, потом теоретики телевидения назовут это «синдромом диктора»: почему-то считалось, что диктор все знает и все может, поэтому зритель шел к нему не только за советом, но и за помощью. Не исключением была и Елизавета Яковлевна Калиненко. Она выслушивала людей, отвечала на их звонки, а то и просто принимала в студии. А потом, как могла, помогала. До сих пор благодарные жезказганцы вспоминают, как обращались к ней с просьбой, и результат не заставлял себя ждать: чьего-то ребенка устроила в детский сад, кому-то помогла установить телефон в доме… да мало ли кому что сделала. «Я никогда не знала, получится у меня или нет, – вспоминает Елизавета Яковлевна, – но я шла, стучалась в кабинеты, в которые простому человеку было не пробиться, а подогревала мысль, что ведь не за себя иду просить, а за людей, которым пообещала помочь, потому что отказывать было невозможно, уж больно острые, до глубины души трогающие проблемы ставили люди – мои телезрители».
Старожилы нашего города наверняка помнят передачи первых лет – 60-70-х годов. Это «Любимый город мой», «Телевизионная баня», «Зоркий объектив». По словам самой Елизаветы Яковлевны, до сих пор самыми любимыми для нее самой являются передачи для детей. «Я счастлива, что в то время всегда находилось место в эфире для детских передач. Одной из моих любимых была «Малышок». Вела я ее с Карандашом. Мы получали много писем и даже посылки с поделками. Дети считали, что Карандаш – мой сын. Они писали: «Почему тетя Лиза наряды меняет, а сыночек все время в одном костюме?». Нам пришлось пойти в ателье и заказать новый наряд. Мы с Карандашом ходили в детские сады, на трикотажную фабрику, в кондитерский цех и т.д. и обо всем рассказывали в передачах. Да, хорошие были времена!»
Жизнь диктора только с виду казалась радостной и безоблачной. Елизавета Калиненко была диктором той старой, советской дикторской школы, которая берегла и обогащала язык, несла культуру общения и была эталоном разговорного жанра. Все это ей в полной мере удавалось. Можно сказать даже больше – для жезказганских женщин она являлась законодательницей моды. Все, что только-только входило в моду: костюмы, прически, макияж и т.д., жезказганский зритель впервые видел в ней – дикторе Е.Я.Калиненко.
Ее труд по достоинству оценен: дважды она награждалась Почетными грамотами Государственного Комитета СССР по телевидению и радиовещанию, медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», знаками «Ударник коммунистического труда». И как апофеоз ее работы на телевидении – почетный знак «Отличник телевидения СССР» в 1985 году.
П.СЕВАСТЬЯНОВ.
Открытие Джезказганской любительской студии телевидения в 1959 году серьезно повлияло на культурную жизнь города. Представьте себе, что в это время в Джезказгане был только один кинотеатр и Дворец металлургов, а телевидение постепенно, робкими шагами входило в дома, и не в каждой семье был телевизор, да и купить его было нелегко. Иметь свой телеприемник в доме считалось престижным. Ровно в 19 часов маленький телеэкран размером 36 см по диагонали (зачастую это был «Рекорд-12») собирал всех домочадцев, а также соседей, знакомых, чтобы ровно до 23 часов просмотреть все передачи от начала и до последнего кадра. О приеме всесоюзного и республиканского каналов никто и не мечтал.
И надо ли говорить, какой популярностью у населения пользовались дикторы! Этот период первых лет Джезказганского ТВ потом, через несколько лет, Виктор Васильевич Гурба, директор ДГМК, назовёт зарёй. Подобно лучезарному солнцу, поднимающемуся на небосвод, Жезказганское ТВ, набираясь сил и опыта, взбиралось ввысь. Вот именно в это время, а было это летом 1960 года, пришла на конкурс дикторов молодая, красивая женщина, учительница русского языка и литературы СШ №13 города Джезказгана Елизавета Калиненко. Жезказганцы считают ее первым диктором, но на самом деле она была второй. Ровно год со дня открытия проработала диктором Вера Бушурова, а затем на ее место пришла Елизавета Калиненко, проработав 34 года, вплоть до ухода на пенсию в 1994 году.
По мере того как развивался большой Джезказган, развивалось и его телевидение. Передачи становились разнообразнее, информация насыщеннее. Трудно назвать те стройки и возводимые дома, да и всю инфраструктуру нашего региона, где бы с микрофоном в руке, в качестве корреспондента, с бесконечными вопросами к интервьюируемому не побывала наш диктор – Елизавета Яковлевна. А ведь это пущенные в ход рудники, медеплавильный завод, обогатительные фабрики, детские сады, школы, поликлиники… да разве все перечислишь! Порой дневные съемки переходили в вечерний эфир в качестве диктора. И надо было быть в отличной форме, чтобы вести выпуск: это и открытие передач, выпуск новостей, а может быть, и прямая передача. Зритель не должен был подозревать, что вечернему эфиру предшествовала большая нагрузка. Он ждал приветливого, доброго собеседника, который «без стука» входил в его дом, и надежды эти оправдывались.
Для дикторов той поры была характерной одна особенность, потом теоретики телевидения назовут это «синдромом диктора»: почему-то считалось, что диктор все знает и все может, поэтому зритель шел к нему не только за советом, но и за помощью. Не исключением была и Елизавета Яковлевна Калиненко. Она выслушивала людей, отвечала на их звонки, а то и просто принимала в студии. А потом, как могла, помогала. До сих пор благодарные жезказганцы вспоминают, как обращались к ней с просьбой, и результат не заставлял себя ждать: чьего-то ребенка устроила в детский сад, кому-то помогла установить телефон в доме… да мало ли кому что сделала. «Я никогда не знала, получится у меня или нет, – вспоминает Елизавета Яковлевна, – но я шла, стучалась в кабинеты, в которые простому человеку было не пробиться, а подогревала мысль, что ведь не за себя иду просить, а за людей, которым пообещала помочь, потому что отказывать было невозможно, уж больно острые, до глубины души трогающие проблемы ставили люди – мои телезрители».
Старожилы нашего города наверняка помнят передачи первых лет – 60-70-х годов. Это «Любимый город мой», «Телевизионная баня», «Зоркий объектив». По словам самой Елизаветы Яковлевны, до сих пор самыми любимыми для нее самой являются передачи для детей. «Я счастлива, что в то время всегда находилось место в эфире для детских передач. Одной из моих любимых была «Малышок». Вела я ее с Карандашом. Мы получали много писем и даже посылки с поделками. Дети считали, что Карандаш – мой сын. Они писали: «Почему тетя Лиза наряды меняет, а сыночек все время в одном костюме?». Нам пришлось пойти в ателье и заказать новый наряд. Мы с Карандашом ходили в детские сады, на трикотажную фабрику, в кондитерский цех и т.д. и обо всем рассказывали в передачах. Да, хорошие были времена!»
Жизнь диктора только с виду казалась радостной и безоблачной. Елизавета Калиненко была диктором той старой, советской дикторской школы, которая берегла и обогащала язык, несла культуру общения и была эталоном разговорного жанра. Все это ей в полной мере удавалось. Можно сказать даже больше – для жезказганских женщин она являлась законодательницей моды. Все, что только-только входило в моду: костюмы, прически, макияж и т.д., жезказганский зритель впервые видел в ней – дикторе Е.Я.Калиненко.
Ее труд по достоинству оценен: дважды она награждалась Почетными грамотами Государственного Комитета СССР по телевидению и радиовещанию, медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», знаками «Ударник коммунистического труда». И как апофеоз ее работы на телевидении – почетный знак «Отличник телевидения СССР» в 1985 году.
П.СЕВАСТЬЯНОВ.
[ Регистрация | Вход ]