ЗОЛОТОЙ ФОНД СТРАНЫ
Сегодняшняя глава из книги «История Жезказганского телевидения (1959-2019 гг.) в лицах. Книга почёта», которая готовится в печати к выходу в свет, посвящена Марату Гинаятовичу Абдулханову – работнику закадрового цеха телевидения.
Мастером операторского искусства называли его коллеги, и это были не простые слова. Он рано увлекся любительской фотографией и уже в подростковом возрасте стал приходить в Джезказганскую городскую студию телевидения, где редактором казахского вещания работала его мама Зейнеп Кобеева. Общаясь со студийными фотографами, он постепенно узнавал особенности фотографического ремесла, во многом этому способствовали также занятия в школьном кружке «Юный фотограф». Особый азарт у молодого Марата появился тогда, когда его любительские снимки стали появляться в эфире Джезказганского ТВ. Еще больший интерес к отображению видеоряда вызвало увлечение «ожившими фотографиями» – так раньше называли видеоряд, отснятый на кинопленку.
Вопрос, куда идти работать и чем заниматься, решился сам собой, ведь в его доме уже был один телевизионщик – Зейнеп Кобеевна, которая постоянно заводила семейные разговоры о работе на телевидении. И в 1969 году он пришел уже сформировавшимся молодым человеком в Джезказганскую студию ТВ и был принят в штат режиссерской группы в качестве телевизионного оператора.
Чем отличалась работа телевизионного оператора от кинооператора? Тем, что весь рабочий день телеоператора проходил в студии на записи или выдаче в прямой эфир телепередач. И только 2 раза в год, 1 мая и 7 ноября, операторы со своими телекамерами покидали студийную комнату, чтобы переместиться на главную площадь Джезказгана – площадь Металлургов, для освещения праздничных демонстраций.
Умение статично держать кадр телекамеры не каждому дано. Но Марату Гинаятовичу удавалось это в полной мере. Студийцы тех лет помнят его, как человека, всегда современно одетого, в строгом костюме, модном галстуке и очках в оригинальной оправе, плюс к этому необыкновенный интеллект и шикарная эрудиция. Когда я побывал однажды у него дома, мне в глаза бросилась его многотысячная библиотека, которую его родители, а потом и он сам, собирали много лет. Еще одним его увлечением был спорт. Особенно любимыми занятиями были волейбол, настольный теннис и, конечно, футбол. Во всех этих видах спорта он играл за сборную Жезказганского ТВ.
В 1978 году он прошел высшие курсы операторского мастерства в Алма-Ате, за которые получил оценку «отлично» и к 1980 году уже был признан, как один из лучших телеоператоров в Казахстане. Поэтому в 1980 году приказом председателя Гостелерадио СССР С.Г.Лапина он был командирован для участия в телерадиотрансляциях игр XXII Олимпиады в г. Москве. Ему пришлось отслеживать прямые телевизионные репортажи спортивных соревнований велоспорта из студии «Останкино».
Провожали Марата Гинаятовича на Олимпиаду, как говорится, всем миром. Тогдашний секретарь Джезказганского обкома партии Жылкибай Аралбаевич Аралбаев пригласил Марата Гинаятовича и тогдашнего председателя Джезказганского областного комитета по телевидению и радиовещанию Рахимбая Жуматаевича Жуматаева на беседу к себе в кабинет и, инструктируя, каким должен быть советский телеоператор «в глазах мировой общественности», выяснил, что у Марата Гинаятовича не было джинсовых брюк, и тут же Жылкыбай Аралбаевич стал обзванивать торговые организации Джезказганской области и нашел мужской размер брюк в Жездинском райторге. В них и поехал наш герой в творческую командировку в Москву. Вот такие тогда были времена и нравы.
Вернувшись из Москвы, он был полон не только впечатлений, но и новых творческих подходов к своей профессии. Всеми этими приобретенными знаниями охотно делился с молодыми коллегами.
Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая творческая жизнь, но в 1992 году на него внезапно обрушилась тяжелая болезнь, из-за которой он вынужден был оставить свою любимую работу.
Для всех телевизионщиков он остался в памяти, как творческая личность закадрового цеха.
Труд его не раз был отмечет почетными грамотами Гостелерадио СССР и Казахской ССР. Он до сих пор считается непревзойденным мастером телеопертарского искусства на Жезказганском ТВ.
П.СЕВАСТЬЯНОВ.
Мастером операторского искусства называли его коллеги, и это были не простые слова. Он рано увлекся любительской фотографией и уже в подростковом возрасте стал приходить в Джезказганскую городскую студию телевидения, где редактором казахского вещания работала его мама Зейнеп Кобеева. Общаясь со студийными фотографами, он постепенно узнавал особенности фотографического ремесла, во многом этому способствовали также занятия в школьном кружке «Юный фотограф». Особый азарт у молодого Марата появился тогда, когда его любительские снимки стали появляться в эфире Джезказганского ТВ. Еще больший интерес к отображению видеоряда вызвало увлечение «ожившими фотографиями» – так раньше называли видеоряд, отснятый на кинопленку.
Вопрос, куда идти работать и чем заниматься, решился сам собой, ведь в его доме уже был один телевизионщик – Зейнеп Кобеевна, которая постоянно заводила семейные разговоры о работе на телевидении. И в 1969 году он пришел уже сформировавшимся молодым человеком в Джезказганскую студию ТВ и был принят в штат режиссерской группы в качестве телевизионного оператора.
Чем отличалась работа телевизионного оператора от кинооператора? Тем, что весь рабочий день телеоператора проходил в студии на записи или выдаче в прямой эфир телепередач. И только 2 раза в год, 1 мая и 7 ноября, операторы со своими телекамерами покидали студийную комнату, чтобы переместиться на главную площадь Джезказгана – площадь Металлургов, для освещения праздничных демонстраций.
Умение статично держать кадр телекамеры не каждому дано. Но Марату Гинаятовичу удавалось это в полной мере. Студийцы тех лет помнят его, как человека, всегда современно одетого, в строгом костюме, модном галстуке и очках в оригинальной оправе, плюс к этому необыкновенный интеллект и шикарная эрудиция. Когда я побывал однажды у него дома, мне в глаза бросилась его многотысячная библиотека, которую его родители, а потом и он сам, собирали много лет. Еще одним его увлечением был спорт. Особенно любимыми занятиями были волейбол, настольный теннис и, конечно, футбол. Во всех этих видах спорта он играл за сборную Жезказганского ТВ.
В 1978 году он прошел высшие курсы операторского мастерства в Алма-Ате, за которые получил оценку «отлично» и к 1980 году уже был признан, как один из лучших телеоператоров в Казахстане. Поэтому в 1980 году приказом председателя Гостелерадио СССР С.Г.Лапина он был командирован для участия в телерадиотрансляциях игр XXII Олимпиады в г. Москве. Ему пришлось отслеживать прямые телевизионные репортажи спортивных соревнований велоспорта из студии «Останкино».
Провожали Марата Гинаятовича на Олимпиаду, как говорится, всем миром. Тогдашний секретарь Джезказганского обкома партии Жылкибай Аралбаевич Аралбаев пригласил Марата Гинаятовича и тогдашнего председателя Джезказганского областного комитета по телевидению и радиовещанию Рахимбая Жуматаевича Жуматаева на беседу к себе в кабинет и, инструктируя, каким должен быть советский телеоператор «в глазах мировой общественности», выяснил, что у Марата Гинаятовича не было джинсовых брюк, и тут же Жылкыбай Аралбаевич стал обзванивать торговые организации Джезказганской области и нашел мужской размер брюк в Жездинском райторге. В них и поехал наш герой в творческую командировку в Москву. Вот такие тогда были времена и нравы.
Вернувшись из Москвы, он был полон не только впечатлений, но и новых творческих подходов к своей профессии. Всеми этими приобретенными знаниями охотно делился с молодыми коллегами.
Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая творческая жизнь, но в 1992 году на него внезапно обрушилась тяжелая болезнь, из-за которой он вынужден был оставить свою любимую работу.
Для всех телевизионщиков он остался в памяти, как творческая личность закадрового цеха.
Труд его не раз был отмечет почетными грамотами Гостелерадио СССР и Казахской ССР. Он до сих пор считается непревзойденным мастером телеопертарского искусства на Жезказганском ТВ.
П.СЕВАСТЬЯНОВ.
[ Регистрация | Вход ]