Главная » 2019 » Ноябрь » 1 » ЗОЛОТОЙ ФОНД СТРАНЫ

ЗОЛОТОЙ ФОНД СТРАНЫ

01.11.2019 в 07:12 просмотров: 407 комментариев: 0
Сегодняшняя глава из книги «История Жезказганского телевидения  (1959-2019 гг.) в лицах. Книга почёта», которая готовится в печати к выходу в свет, посвящена Рае Кайирбековне Баймагамбетовой – работнице закадрового цеха, монтажнице №1 Жезказганского телецентра.

Ее смело можно называть не только одним из первых работников Жезказганской студи ТВ, но и монтажницей № 1 местного телевидения. Сюда она пришла 1 марта 1960 года. На вопрос, как это произошло, охотно делится впечатлениями: «Вы не представляете, какой ажиотаж в городе вызвало краткое сообщение в печати о том, что в Джезказгане будет свое телевидение! Об этом только ленивый не говорил, и я, молодая, восемнадцатилетняя девушка, просто «заболела» мыслью о том, как бы туда устроиться, я не знала кем, лишь бы на телевидении работать. И вот, окрыленная этой мечтой, я пришла на прием к директору телестудии Копбаеву Керимбаю Копбаевичу. И хочу сказать, что принята я была не сразу. После нескольких дней колебаний К.К.Копбаев все-таки подписал мое заявление». 
Тем, кто не знает, можно сказать, что первая контора Жезказганского ТВ  находилась на первом этаже жилого дома, в двухкомнатной квартире по адресу: ул.Желтоксан (тогда ВЛКСМ), 2. В одной комнате (помещении) был кабинет директора, в другой занимались редакторы русского и казахского вещания, а в кухне находилась кинопроявочная. Вот по этому адресу и стала ходить на работу Рая Баймагамбетова.
В первый же день своего прихода на работу она поняла, что ничего не знает о профессии проявщицы, впрочем, как и никто не знал. 
Поэтому директор принял решение отправить ее в Караганду, которая тогда была еще и областным центром, на местную студию ТВ.
«Надо сказать, – продолжает Рая Кайирбековна, – эти две недели не прошли даром. Я училась у настоящих мастеров монтажного производства, которые щедро делились со мной своим опытом. Здесь я впервые встретилась с понятиями ракорд, раскадровка, склейка, последовательность кадра и т.д. Когда я вернулась в свою Жезказганскую студию после командировки, то долгое время и очень громко произносила эти термины. Пройдет несколько лет, и первый редактор казахского вещания Зейнеп Кобеевна Кобеева признается, что они аж вздрагивали, когда я произносила эти слова вслух, поскольку слышали их впервые, а я казалась им такой умной, что они боялись со мной разговаривать первыми. Да, вот так вот телевидение входило в нашу жизнь со своими терминами и понятиями».
Главной телевизионной продукцией пятьдесят девятого и шестидесятого годов было кино.
 Художественный фильм, иногда с киножурналом. И прежде чем кинофильм поступал в телестудию, его должны были просмотреть в кинотеатрах и клубах зрители Джезказгана, Сатпаева,  Джезды,  Улытау, Карсакпая и Байконура. Затем фильм возвращался в кинопрокат, который находился в поселке Строитель, и только потом его отдавали для показа телезрителям. Надо ли говорить, в каком состоянии доходила до нас кинолента? Местами помятая, местами потрепанная, кое-где стертая и даже порванная. Вот такую пленку принимала Рая Кайирбековна и начинала, как говорится, «латать дыры». Старые Жезказганцы до сих пор вспоминают, что качество фильмов, как по изображению, так и по звуку, было плохим.
И тем не менее коллектив киноредакции, состоящий из трех человек, работал слаженно и четко. Скоро у них появился трехколесный мотоцикл «Урал», на котором они могли ездить в кинопрокат за фильмами и отвозить обратно. Ездили всегда втроем. Поэтому в предновогоднем выпуске стенгазеты появилась их фотография, где они едут на мотоцикле, и под нею такие стихи:
Наша тройка 
Дружно скачет, 
Не смеется и не плачет.
Проработав на Жезказганском ТВ ровно 20 лет, она вынуждена была уволиться. «Я получала 115 рублей, а надо было уже думать о пенсии. Вот и пришлось искать другую работу. А уходить очень не хотелось, коллектив был дружный, техническое оснащение стало обновляться… Но иногда жизненные обстоятельства бывают сильнее нас», – вспоминает Рая Кайирбековна.
С середины шестидесятых годов монтажное дело стало сильно развиваться, ведь все съемки производились на кинопленку. Теперь, наряду с фильмами, в эфир стали выпускать передачи с видеосюжетами. Значительно расширился штаб телевизионных проявщиц. Сюда пришли Минура Биримжанова, Мария Ткач, Ольга Соснина, Алла Коуль, Мира Оспанова и многие другие. Труд проявщиц на телевидении никогда не был легким. Они трудились самоотверженно, по-другому здесь просто было нельзя. Видеоряд всегда имел решающее значение, и засветить пленку или лишить ее определенных качеств изображения было смерти подобно.  Поэтому проявщицы старались изо всех сил, чтобы кинопленка не подводила. И никто не может припомнить случая, чтобы качество видеоряда на Жезказганском ТВ не проходило технический контроль.
Сама Рая Кайирбековна не раз выходила победителем соцсоревнований. Ее труд дважды был отмечен грамотами Государственного комитета КазССР по телевидению и радиовещанию (1968 г.,1980 г.) и Государственного комитета СССР по ТВ и РВ  (1977 г.,1980 г.).

Петр СЕВАСТЬЯНОВ.
Фотографии по теме
Комментарии 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright © 2014 ZhezVestnik.