БЕЗОПАСНОЕ ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ
«Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя всё на ощупь и на вкус,
оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнаёт.
Многое можно усвоить, внимая словам разумных людей. Недостаточно обладать разумом – только слушая и запоминая наставления знающих, избегая пороков, можно стать полноценным человеком».
оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнаёт.
Многое можно усвоить, внимая словам разумных людей. Недостаточно обладать разумом – только слушая и запоминая наставления знающих, избегая пороков, можно стать полноценным человеком».
Абай Кунанбаев.
С каждым годом всё больше и больше людей понимают, что растущее в мире число фактов насилия над детьми, женщинами и животными – это результат безнравственного воспитания. А что же представляет собой безнравственное воспитание? В первую очередь, это равнодушие к познанию детской психики и незнание основ гуманного воспитания, которое предполагает отсутствие в семье применения рукоприкладств и оскорблений.
Мало кто знает, что жестокость по отношению к детям влияет не только на становление характера, отличительными чертами которого становятся ощущение ничтожности и малоценности, эгоизм и алчность, злость и лживость, тяга к преступлениям и саморазрушению с использованием наркотиков или алкоголя, компьютерная зависимость и суицидальное поведение, безволие, лживость и другие, но и на образование проблем в психосексуальном развитии, последствиями которых являются как трансформация ориентации, так и появление патологического влечения.
На примере нашей страны можно выделить педофилию (сексуальное влечение к детям) и зоофилию (сексуальное влечение к животным). Наверняка, уже многие казахстанцы слышали новость о том, что на базе столичного изолятора для отловленных собак и кошек в сентябре текущего года волонтёрами были обнаружены четыре изнасилованные собаки с массивными разрывами половых органов.
Каждый раз, когда общество сталкивается с подобными ситуациями, оно ужасается и осуждает мужчин, которые были жестоки по отношению к беззащитным созданиям, но мало кто думает о том, как же эти изверги воспитывались, будучи сами беззащитными детьми.
Мы уже выяснили, что главной проблемой воспитания является родительская непросвещённость в вопросах гуманности и полового развития детей.
Половое воспитание – это часть общего воспитания человека. Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
Половое воспитание – это часть общего воспитания человека. Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
Подростковый возраст – возраст, которого со страхом ожидают практически все мамы и папы. Ведь именно этот период издавна именуют ранимым, взрывоопасным, трудным, кризисным, переходным и даже судьбоносным. Это период между детством и юностью, когда приходит влюблённость, но ещё никто не знает, что это такое.
Расставшись с розовым детством и находясь на перепутье, подросток жаждет скорее стать взрослым, пытается порвать с жёстким контролем семьи и школы, стремится к самостоятельности, активно ищет себя, причём методом проб и ошибок. В этом возрасте наши дети становятся очень любопытными, что является естественным явлением. Одна из сторон подросткового любопытства связана со многими происходящими в организме ребят изменениями. И каждому из них хочется знать, что, как и почему происходит с ним. Позже их интерес переносится на противоположный пол, причём первое время он лишён сексуальной направленности. И вопросы «про это» носят достаточно абстрактный характер, так как помыслы спрашивающего чисты. Другое дело, что, мы, взрослые, воспринимаем их на уровне «своей испорченности», заливаемся краской и отрывисто заявляем: «Рано ещё, вырастешь – узнаешь!». И тем самым невольно устанавливаем «ловушку», укрепляя в подростке мнение, что в сексе он может доказать свою взрослость. А кто в 13-16 лет не хочет скорее стать взрослым?! Наша ханжеская реакция провоцирует интерес к интимной жизни, а легальная информация отсутствует. Зато вовсю работают уличные, подвальные «университеты».
С подростками следует говорить о переменах, которые происходят с телом в переходном возрасте, до того, как они начнутся. Об этих переменах надо говорить в позитивном ключе.
Наступление физиологических изменений в организме застаёт врасплох неосведомленных мальчиков и девочек, поэтому так важно заранее подготовить подростков к этим изменениям, подчеркнуть здоровый характер этих процессов, объяснить их механизм, научить правилам личной гигиены. Необходимо обеспечить подростка полной информацией о физиологических изменениях, происходящих в организме при половом созревании.
Задача родителей – помочь сыновьям и дочерям раскрыть свою сексуальность, ведь сексуальность – это центральный аспект человеческого бытия на протяжении всей жизни, который включает в себя пол, гендерную идентичность и гендерные роли, сексуальную ориентацию, сексуальные отношения и рождение детей. Задача родителей – помочь сыновьям и дочерям не стесняться своего тела и не стыдиться своих ощущений.
Задача родителей – помочь сыновьям и дочерям раскрыть свою сексуальность, ведь сексуальность – это центральный аспект человеческого бытия на протяжении всей жизни, который включает в себя пол, гендерную идентичность и гендерные роли, сексуальную ориентацию, сексуальные отношения и рождение детей. Задача родителей – помочь сыновьям и дочерям не стесняться своего тела и не стыдиться своих ощущений.
Родителям подростков важно открыто и честно разговаривать со своими детьми на темы секса, воспитывать положительное отношение к интимной стороне отношений. При этом необходимо предостеречь детей от ранней сексуальной близости, рассказать о её возможных негативных последствиях для юного организма.
Что необходимо делать мамам и папам, чтобы их дети выросли здоровыми и гармоничными личностями? Конечно же, прежде всего, понимать, что половое воспитание начинается с детства и прививать скромность в половых вопросах, воспитывать правильное отношение будущего мужчины к девочкам, девушкам и женщинам, девушке к юношам; разговаривать с ними об использовании мер предосторожности, которые защищают от беременности и заболеваний, передающихся половым путём; о физиологических изменениях, происходящих в организме, о «гормональных бурях» этого возрастного периода; разграничить понятие «любовь» и «секс».
Мамам нужно разговаривать с дочерями о менструальном цикле, гигиене, чистоте тела и белья, о женской красоте и привлекательности, о будущем материнстве и о влиянии пренебрежения к здоровому образу жизни на будущую репродуктивную функцию. Отцу стоит рассказать дочери, что он сам думает о половых связях в разном возрасте и на разных этапах жизни. Задача папы – разъяснить девочке право человека на сексуальную независимость. Её надо подвести к мысли о том, что не стоит спешить с «экспериментами». А с сыном поговорить на тему сексуальных разрядок и рассказать про существующие дыхательные и физические упражнения, а также про альтернативные способы снятия напряжения, как о развитии умения контролировать свои эмоции и желания. Папа должен разобрать с сыном вопросы о гигиене, изменениях, происходящих в организме мальчика-юноши, о формировании мужественности и значении спорта в жизни мужчины.
Папе нужно говорить со своими детьми о существовании насилия в сексуальных отношениях. О том, что пол не играет роли, и о том, что никого нельзя насильно принуждать к совершению сексуальных действий.
Мамам нужно разговаривать с дочерями о менструальном цикле, гигиене, чистоте тела и белья, о женской красоте и привлекательности, о будущем материнстве и о влиянии пренебрежения к здоровому образу жизни на будущую репродуктивную функцию. Отцу стоит рассказать дочери, что он сам думает о половых связях в разном возрасте и на разных этапах жизни. Задача папы – разъяснить девочке право человека на сексуальную независимость. Её надо подвести к мысли о том, что не стоит спешить с «экспериментами». А с сыном поговорить на тему сексуальных разрядок и рассказать про существующие дыхательные и физические упражнения, а также про альтернативные способы снятия напряжения, как о развитии умения контролировать свои эмоции и желания. Папа должен разобрать с сыном вопросы о гигиене, изменениях, происходящих в организме мальчика-юноши, о формировании мужественности и значении спорта в жизни мужчины.
Папе нужно говорить со своими детьми о существовании насилия в сексуальных отношениях. О том, что пол не играет роли, и о том, что никого нельзя насильно принуждать к совершению сексуальных действий.
Необходимо объяснять подросткам ценность переживания платонических отношений для адекватного формирования зрелой сексуальности, наличие взаимной ответственности двоих влюбленных, важность любви, заботы, уважения и душевной близости в интимных отношениях. Особое внимание следует уделять воспитанию моральных принципов у подростков, развитию навыков безопасного поведения в социуме, уважению личности партнёра; обсуждению алгоритма действий в случае кризисной ситуации (где и как найти помощь). Важно обсудить с подростком вопросы ответственного отношения к своим действиям, посоветовать не торопиться с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут зрелости (18 лет), получат исчерпывающую информацию о сексуальности и смогут построить безопасные сексуальные отношения.
Основа полового воспитания тесно связана с понятием «любовь», ведь любовь – моральная мера, которой измеряется половое поведение. Девочки и мальчики должны осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви. У подростка необходимо развивать способность к чистой и красивой любви на примере взаимоотношений литературных героев и так далее. Зачатки данной способности наличествуют в душе каждого ребёнка.
Многие родители выступают против сексуального просвещения в стенах школы, но не имеется никаких данных, свидетельствующих о том, что сексуальное образование увеличивает уровень сексуальной активности подростков. Сексуальное образование увеличивает уровень знаний относительно сексуальных проблем; кроме того, сексуальное образование приводит к отсрочке начала сексуальной активности, увеличению использования контрацепции и снижению риска опасного сексуального поведения.
Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием чёткой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе, в связи с чем многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы. Однако необходимость полового воспитания в век прогресса и активного развития бесспорна.
Помогая детям обретать себя, участвуя с ними в их поисках собственного «Святого Грааля», становишься свидетелем поистине небывалой метаморфозы. И чем более чуткими и внимательными будут родители к своим детям в этот сложный и для тех, и для других период, тем гармоничнее и человечнее будет новое поколение.
Многие родители выступают против сексуального просвещения в стенах школы, но не имеется никаких данных, свидетельствующих о том, что сексуальное образование увеличивает уровень сексуальной активности подростков. Сексуальное образование увеличивает уровень знаний относительно сексуальных проблем; кроме того, сексуальное образование приводит к отсрочке начала сексуальной активности, увеличению использования контрацепции и снижению риска опасного сексуального поведения.
Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием чёткой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе, в связи с чем многие родители опасаются, что в программах полового воспитания и обучения основам семейной жизни будут высказываться или пропагандироваться идеи, которых они не одобрили бы. Однако необходимость полового воспитания в век прогресса и активного развития бесспорна.
Помогая детям обретать себя, участвуя с ними в их поисках собственного «Святого Грааля», становишься свидетелем поистине небывалой метаморфозы. И чем более чуткими и внимательными будут родители к своим детям в этот сложный и для тех, и для других период, тем гармоничнее и человечнее будет новое поколение.
Евгения АЖИГОВА,
педагог-психолог КГУ ОСШ № 22
совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
при акимате г. Жезказгана и ГУ «Отдел образования г. Жезказгана».
педагог-психолог КГУ ОСШ № 22
совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
при акимате г. Жезказгана и ГУ «Отдел образования г. Жезказгана».
[ Регистрация | Вход ]